Софья Апфельбаум и «Платформа»: предыстория событий

Как финансировался проект и чем занималась новая фигурантка дела «Седьмой студии»
Софья Апфельбаум и «Платформа»: предыстория событий
www.bloknot.ru

Следственный комитет задержал директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софью Апфельбаум. По информации «Известий», бывшую чиновницу Минкультуры подозревают в подтасовке документов, благодаря которым АНО «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова получила госконтракт на 214 млн рублей, из которых не менее 68 млн были похищены. В ближайшее время следствие намерено ходатайствовать о ее аресте.

В СК считают, что именно Апфельбаум дала своим подчиненным поручение разработать техническое задание «под конкретного участника» аукциона, куда был внесен пункт о том, что госконтракт должен иметь авторские права или лицензию на проект «Платформа». 18 августа 2011 года тендерная комиссия во главе с Апфельбаум признала АНО «Седьмая студия» победителем аукциона.

По версии Следственного комитета, Софья Апфельбаум выступила представителем госзаказчика — она подписала от имени заказчика контракт, допсоглашения с  АНО «Седьмая студия» и отчеты о расходовании бюджетных средств, то есть непосредственно была причастна к предполагаемым хищениям.

«Вина Апфельбаум в совершении мошенничества в особо крупном размере подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-разыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными доказательствами», — сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

«Известия» предлагают ознакомиться с предысторией громкого задержания.

Согласно уставным документам, поддержанная Софьей Апфельбаум «Платформа» была «стартовым проектом по внедрению нового поколения авторов и продюсеров в активное поле российской культуры».

«Объем средств федерального бюджета, необходимый для финансового обеспечения деятельности АНО «Седьмая студия» на 2012–2014 годы, составляет 70 млн рублей ежегодно», — указывалось в документах Министерства культуры

Деньги были разделены по основным направлениям деятельности «Платформы». Большая часть средств, 42,16 млн рублей, шла на поддержку театрального искусства (создание и прокат спектаклей, в том числе совместных российско-зарубежных проектов). Второй статьей расходов (10 млн рублей) обеспечивались проекты в области хореографического искусства: создание и прокат новых спектаклей, а также проведение гастролей театров. 9,38 млн рублей выделялось на медийное искусство: инсталляции и прочие визуальные произведения (не менее 12 в год). На поддержку музыкального искусства направлялось 5,53 млн рублей (создание новых музыкальных произведений, распространение и прокат концертных программ, проведение концертов композиторов-авангардистов). Так называемые лабораторные проекты — мастер-классы, лектории по заявленным направлениям искусства — получали 2,93 млн рублей.

Поддержка проекта исходила непосредственно от правительства РФ и в бюджете Минкультуры проходила по именной статье: «Субсидия некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта «Платформа». Что вызвало недовольство других организаций, популяризирующих современное искусство. Они были вынуждены действовать по более сложной схеме.

— Сначала министерство собирает заявки на реализацию тех или иных культурных проектов, затем, согласно ФЗ № 94, объявляет открытые конкурсы на проведение этих мероприятий, — пояснил тогда «Известиям» директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. — Мой центр в прошлом году получил финансирование в размере нескольких десятков миллионов рублей, а это существенно меньше, чем теперь выделяется Серебренникову…

Проект «Платформа» торжественно открылся в октябре 2011 года в выставочном центре «Винзавод». Во вступительной речи тогдашний министр культуры Александр Авдеев сказал, что «государство упустило современное искусство и теперь с опозданием возвращает долги». Автор и идеолог проекта Кирилл Серебренников представил коллег-кураторов: Елену Тупысеву (танец) и Сергея Невского (современная музыка). Кураторы медиаискусства — Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев — отсутствовали. «Это практически виртуальные персонажи», — шутливо пояснил Серебренников.

На открытии создатели «Платформы» пообещали, что сделают спектакли доступными: билет будет стоить от 100 до 600 рублей. В зале, вмещающем от 100 до 300 зрителей, не планируется VIP-зон. Демократичность ценовой политики коснется и представителей СМИ — они тоже будут покупать билеты по специальному профессиональному тарифу. За три года существования проекта почти все эти обещания были выполнены.

Наряду с «Платформой» Софья Апфельбаум курировала в Министерстве культуры другие связанные с финансами вопросы. В частности, под ее руководством была разработана новая система грантов ведущим театрам и оркестрам. В документе предлагалось «увеличить к 2016 году общее количество грантополучателей с 84 до 120, создав единую двухуровневую систему как для помощи знаковым коллективам, так и для реализации конкретных творческих проектов». Была предложена и система мониторинга деятельности грантополучателей. Например, для театральных коллективов выработано пять показателей эффективности, в том числе количественный ― посещаемость, качественный ― экспертная оценка и др.

Став в 2015 году директором Российского академического молодежного тетра (РАМТ), Софья Апфельбаум принимала активное участие в обсуждении документов и законопроектов, касающихся культуры и театра. Например, поддерживала введение поправок в ФЗ № 44, предусматривающих смягчение системы госзакупок для культурных учреждений; ратовала за внесение поправок в Трудовой кодекс, касающихся «мягкого» перехода от практики бессрочных актерских контрактов к срочным; призывала восстановитьдокризисный уровень поддержки культуры путем значительного увеличения финансирования; выступала за поиск новых механизмов финансирования, «которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства».

По просьбе «Известий» деятели культуры прокомментировали задержание Софьи Апфельбаум.

Леонид Ошарин, директор Театра имени Маяковского:

— Для меня задержание Софьи Апфельбаум — полный шок. Я пока не слышал официальных заявлений, но все мы прекрасно знаем, что федеральные деньги проходят через Минкультуры чисто формально. Грант на «Седьмую студию» выделяло правительство РФ. Напрямую финансы не могут поступить, и их проводили через Минкультуры. То есть Софья Апфельбаум в данном случае просто винтик в системе. Найти в этой истории состав преступления — абсурд. Мы все хорошо ее знаем, невозможно поверить, что этот человек мог нарушить закон. Боюсь, что во всей истории с фигурантами дела «Седьмой студии» нам всем очень не хватает информации.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:

— Задержание Софьи Апфельбаум для всех нас очень неожиданно, мы тревожимся и переживаем за нее. Я понимаю, что расходование госсредств — дело серьезное. Если государство тратит на культуру, то в принципе имеет право проверить расходование денег. Однако частота неприятных новостей начинает беспокоить. Мы не общаемся с прокуратурой, у нас нет никакой информации. Но даже если имело место неправильное оформление документов, то я не понимаю, для чего необходимы такие жесткие меры. Давайте будем честны: сам бюджет, выделяемый на культуру, настолько небольшой, что там в принципе воровать нечего. За ошибки в документации, насколько помню, по законодательству предусмотрены штрафы. Так зачем все эти задержания? Настроение, честно говоря, — грустное. Софья Апфельбаум — очень порядочный, светлый и чистый человек. Нам остается молиться, чтобы всё было хорошо.

Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:

— Я никогда и ни за что не поверю, что Софья Апфельбаум каким-то образом причастна к хищению бюджетных денег и тем более махинациям. Я ее очень хорошо знаю и потому заявляю об этом открыто. Она выполняла постановление правительства РФ, где было четко сказано, что нужно выделить деньги на проект «Платформа» и развитие современного искусства. И она в Минкультуры РФ была далеко не последней инстанцией. Для меня новость о ее задержании — жуткое потрясение. Просто дикость какая-то! Но я верю, что во всем разберутся и ее отпустят.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа (РАТИ):

— Зная Софью Апфельбаум очень много лет, я абсолютно уверен в ее человеческой и деловой порядочности. Хотел бы напомнить, что решение о финансировании инновационных проектов Кирилла Серебренникова было принято по итогам встречи тогдашнего президента Дмитрия Медведева с группой творческой интеллигенции. Более того, вышло постановление правительства, и департамент, который возглавляла Апфельбаум, перекраивая уже готовый бюджет, выполнил это постановление. Естественно, никаким инициатором выделения средств Софья Апфельбаум не была и не могла быть. Она делала лишь то, что положено делать чиновнику.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»: 

— Я знаю Софью Апфельбаум как одну из лучших выпускниц ГИТИСа, как профессионального менеджера, успешного директора одного из лучших театров России и соратника нашего выдающегося режиссера и порядочнейшего человека Алексея Бородина. Верю, что ее задержание  — недоразумение. Следствие разберется и примет решение согласно закону и опираясь на гуманное отношение к молодой женщине, которая является дочерью, матерью, женой… Я очень верю в справедливость и душевный смысл.

Сергей Голомазов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной:

— Трудно в это поверить. Софья Апфельбаум — профессионал. Человек внимательный, знающий законы, особенно в том, что касается средств. Прекрасный менеджер. Пример порядочности. Я не понимаю, что происходит. Я не сомневаюсь в ее честности.