Штутгартская опера выпустит спектакль Серебренникова, несмотря на его домашний арест

Штутгартская опера выпустит спектакль Серебренникова, несмотря на его домашний арест
23 августа Басманный суд отправил под домашний арест Кирилла Серебренникова, которого обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Это означает, что осенью режиссер не сможет отправиться в Германию, где он должен ставить спектакль. Предполагалось, что вторую половину сентября Серебренников проведет в Штутгартской опере, работая над постановкой оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель». 18 сентября должна начаться финальная стадия репетиций, премьера запланирована на 22 октября. В театре утверждают, что спектакль выйдет в срок.

Премьера оперы «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка намечена в Штутгартской опере на 22 октября. Спектакль состоится, несмотря на решение российского суда, сказал «Медузе» директор по коммуникациям Штутгартской оперы Томас Кох.

«[Домашний арест] сильно нарушит всю его [Серебренникова] творческую работу. Тем не менее, премьера постановки оперы Хумпердинка „Гензель и Гретель“ 22 октября состоится. <…> Творческая работа Кирилла Серебренникова будет продолжена при поддержке всех сторон. Штутгартская опера надеется, что режиссер сможет приехать в Штутгарт на премьеру», — сказал он.

Последний месяц перед премьерой должны были идти финальные репетиции — режиссеру предстояло собрать воедино спектакль. Концепция постановки, декорации, костюмы, видео — уже готовы, а прогоны с участием оперных певцов и детского хора начались еще в конце прошлого сезона, объяснил Кох.

Как пишет Stuttgarter Nachrichten, Серебренников планировал перенести действие «Гензель и Гретель» в современную Европу. По его задумке, сказка братьев Гримм должна была превратиться в оперу о миграционном кризисе: однажды выходцы из Африки Гензель и Гретель проснутся в Германии — в сказочном лесе, где они заблудились. Постановку предполагалось дополнить кинематографическими вставками.

Чтобы снять подходящий материал, режиссер еще в апреле с небольшой командой ездил в Руанду снимать двух подростков из местной деревни. После этого Серебренников продолжил съемки руандийских детей в Германии: среди прочего, он документировал их первый полет на самолете и первый поход в театр. Во время февральской поездки в Штутгарт Серебренников объяснял, что видит в сказке братьев Гримм рассказ «о мечтах этих детей, которые хотят лучшей жизни и ищут счастья».

Видеохудожник Илья Шагалов, который работает над постановкой «Гензель и Гретель» вместе с Серебренниковым, подтвердил «Медузе», что подготовка к опере началась достаточно давно. «Мы выстраивали работу так, чтобы к выходу на сцену быть готовыми по максимуму, и своему расписанию мы следуем. Что касается моей части работы, я не останавливаюсь, и в театре тоже никто работу не останавливает».

По словам Шагалова, Кирилл Серебренников сам курировал съемку в Руанде и отснял вместе с оператором «невозможной красоты материал»; сейчас Шагалов обрабатывает его и кладет на музыку. «Дальше мне нужно будет реализовать этот материал на сцене, плюс [сделать] некоторый графический дизайн, организовать, как и на что проецируется видео. Но все уже отснято и практически готово, остались только последние штрихи в постпродакшене».

«Гензель и Гретель» — не первая постановка Серебренникова в Штутгартской опере. В 2015 году он ставил там «Саломею», которую тепло встретили зрители, критики и руководство театра. В «Саломее» режиссер обратился к теме исламского фундаментализма.

Источник публикации medusa.io