Самарский карнавал: «Три маски короля» в Самарском театре оперы и балета

15 февраля 2019 САТОБ выпустил внеплановую мировую премьеру
Самарский карнавал: «Три маски короля» в Самарском театре оперы и балета
Фото Виктория Назарова

«Три маски короля» добавились в афишу Самарского театра опера и балета внезапно. Они взорвали размеренную жизнь провинциального театра со скромным госфинансированием, которого хватило в этом сезоне аккурат на выпуск балета для детей «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна в хореографии Генриха Майорова – того самого легендарного воспитательного для ног спектакля 1974 года про овощного малютку-Спартака, идущего во всех театрах бывшего СССР. Премьера «Чиполлино» в Самаре состоялась 8 декабря 2018, и ни о каких других премьерах за государственный счет речь идти не могла, хотя еще в прошлом сезоне в театре выпустили и оперу «Кармен» в постановке Георгия Исаакяна, и балет-реконструкцию «Эсмеральда» (Юрий Бурлака после М. Петипа). Последнюю номинировали на соискание премии «Золотая маска», и она уже приезжала в Москву в рамках конкурсной программы, что важно само по себе – все-таки первый «масочный» выезд самарского балета за все время существования Национальной театральной премии, но на привлекательность домашней афиши московская гастроль влияет мало.

Оперные новинки в нынешний сезон тоже вошли, хотя и не совсем обычным путем. В ноябре в САТОБ устроили внеочередной фестиваль и посвятили его 160-летию Дж. Пуччини. Поскольку в июне прошлого года театру пришлось раньше времени распустить сотрудников в отпуска и передать здание в ведение оргкомитета ФИФА, традиционный весенний оперный форум сдвинулся на осень. По идее музыкального руководителя и главного дирижера театра Евгения Хохлова фест стал тематическим. Показали имеющиеся в репертуаре театра оперы маэстро из Лукки «Флория Тоска» и «Мадам Баттерфляй» с приглашенными из двух столиц солистами. Остальные три вечера представляли собой концертные программы, которые прятали внутри новые «Богему», «Джанни Скикки» и оперный гала со сценами и номерами из «Тоски»», «Турандот», «Богемы», «Ласточки», «Манон Леско» и «Эдгара». Формально «Богема» и «Джанни Скикки» 񠬈 полуконцертные версии, но в реальности это полноценные постановки, выполненные без привычного аутсорсинга с использованием только внутренних ресурсов (костюмы и декорации целиком изготовлены в цехах театра). «Богему» с купюрами хоровых сцен поставили штатные режиссер и художник САТОБ Марина Шапкина и Елена Соловьева, над «Джанни Скикки» работала команда из Москвы: выпускница РАТИ Надежда Бахшиева и выпускница Школы-студии МХТ Василиса Кутузова. Бахшиева (мастерская Г. Исаакяна) и Кутузова уже вместе ставили в Театре имени Н.А. Сац оперу Хумпердинка «Гензель и Гретель» в прошлом сезоне, она выпускалась с адаптированным для детской аудитории названием «Лес, ведьма и горящий шкаф». Кроме того, в рамках фестиваля состоялась еще одна необычная премьера: завлит театра Екатерина Бабурина, подготовила для супратитров новые переводы либретто всех четырех, имеющихся теперь в театре опер Пуччини на современный русский язык, взамен приблизительно-поэтических. Эффективность такой акции для САТОБ трудно переоценить, поскольку на сегодняшний момент Бабурина является лучшим и самым востребованным переводчиком оперных титров в России. Она же сделала интересный буклет-путеводитель по мировой премьере балета-притчи «Три маски короля».

Фото Виктория Назарова

Встречи на Неве

Нельзя сказать, что в Самаре никогда не случались мировые премьеры. Очень даже случались — ровно 20 лет назад в 1999 Мстислав Ростропович и Роберт Стуруа поставили в САТОБ оперу С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», но в те времена премьеры партитур еще не догадались называть мировыми.

Была и балетная (условно) мировая премьера — «Дама пик» Александра Чайковского в постановке К. Шморгонера в 2013 году, однако хореограф не смог внятно сформулировать, является ли его постановка новой или представляет собой частичный перенос спектакля, сделанного им много лет назад в Перми. С «Тремя масками короля» неясности нет. Это от начала до конца мировая премьера — новое название, новая музыка, новая постановка.

Петербургский меценат и владелец успешного строительного бизнеса, а также изобретатель с сотней патентов, основатель социально-культурного проекта «Созидающий мир» и театра «Килизэ» Вячеслав Заренков искал хореографа, дирижера, художника и, собственно, театр с балетной труппой, чтобы реализовать наилучшим образом дорогой ему проект. В активе Заренкова были либретто балета-притчи «Три маски короля», музыка к нему и финансы. Перспективным проектом новой внеплановой премьеры заинтересовался Хохлов и согласовал возможность постановки с главным балетмейстером САТОБ Юрием Бурлакой, который и назвал имя хореографа. Им стал друг и коллега из Мариинского театра Юрий Смекалов, вместе с которым Бурлака ставил «Пахиту» два года назад.

И новая музыка, новая музыка, новая…

Музыку к балету написал поэт и композитор Михаил Крылов, деятель Ленинградского радио. Много лет он вел авторскую программу «Соло для души», за двадцать лет в ней побывали все звезды российской эстрады. Нередко гости становились впоследствии соавторами ведущего. Это композиторы Игорь Корнелюк, Александр Морозов, Александр Журбин. Песни Крылова живут в репертуаре Михаила Боярского, Надежды Бабкиной, Аллы Баяновой и др. В 2005 Крылов участвовал в создании первого ледового шоу «Бесконечность» с Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным. Вместе с Вячеславом Заренковым он сочинил три балета, один из которых – «Орр и Ора» – был поставлен в 2017 году в Большом театре Беларуси хореографом Александрой Тихомировой.

В первоначальном варианте мелодичная партитура «Трех масок короля» напоминала по структуре песенник — сборник популярных песен, настольную книгу десятков тысяч меломанов из СССР. В таких сборниках, если кто помнит из детства, были песни на все случаи жизни, песни для разного настроения: веселые и веселящие, грустные лирические, танцевально-приподнятые, духоподъемные-маршевые. Взявшись за спектакль, Смекалов решил переплавить песенник в партитуру современного балета. Для этого были приглашены композиторы Даниил Пильчен и Влад Жуков: первый делал оркестровку, следуя постановочному плану хореографа, второй занимался саунд-продюсированием. На живое звучание оркестра со скромным количеством музыкантов и инструментов был плотным слоем наложен makeup фонограммы, а после выстроен идеальный акустический баланс. В зависимости от сюжетной перипетии на первый план выходили звенящее соло барочного клавесина, гул литавр, волны фанфар, рулады отсутствующих в яме групп струнных. Звуковая лавина должна была накрывать сцену, зрительный зал с ярусами, но не так яростно, как во время поп- или рок-концерта, не победительно доминировать, а равномерно покорять сердца слушателей мелодиями.

Фото Виктория Назарова

Современное неактуальное искусство

Перефразируя шекспировского Жака с его трюизмами о мире-театре, либреттисты балета-притчи утверждают, что с пеленок человек обречен носить разные маски. Маска — твой пропуск в большой мир, она же – закрытые ворота на пути к самому себе. Срывание маски — революция и свобода, но жизнь без маски — грусть и верный суицид. Внутри вот этих нехитрых дилемм живет одинокий властолюбец Юлий. «Три маски короля» —монологическая драма его искушений, тайных страстей и желаний. Смекалов ставит свой спектакль про Него.

В этом смысле хореограф продолжает драмбалетное направление Юрия Григоровича, Джона Ноймайера и Бориса Эйфмана в стадии «нео». Смекалов-танцовщик слишком много времени провел в обществе героев балетов Эйфмана — Павел I, Чайковский, etc etc — и как хореограф не может это прошлое просто так отбросить. Он складывает в Самаре новое мозаичное панно для монументальной галереи портретов сильных и сложных личностей, причастных к власти, плененных музами, мучимых психозами, героев с романтическим раздвоением личности или нравственным распадом.

Выбранное направление навязывает свой родовой хореографический синтаксис, в котором подлежащее — это главный герой, сказуемое — кордебалет (вся деятельность героя и направление его мыслей протанцовывается толпой), обстоятельства места и времени – кордебалет, прямое дополнение – тоже кордебалет. Морфология неодрамбалета, или иначе, его пластика – неприхотлива и всеядна. В ней присутствуют и классические «суффиксы», и «приставки» техник contemporary dance, флексии из спортивной гимнастики, фигурного катания и эстрадных танцев. Однако Смекалов не совсем неправ, называя свои «Три маски короля» произведением современного искусства. Увядшая для балетной сцены структура неодрамбалета «герой — его двойники, alter ego во множественном числе — кордебалет-толпа-хор» сама вышла на contemporary, закрепившись в нише современного мюзик-холла. В «Масках» нет певцов, поэтому назвать их мюзиклом нельзя, но пластическим музыкальным спектаклем вполне можно. Тем более что музыкальный материал, в основе своей – мелодичный «песенник», был переработан и «упакован» с помощью современных технологий post-production. В результате зритель получил не балет, не спектакль современного танца, не мюзикл и шоу, а нечто еще не родившееся как жанр, нечто соединяющее в себе элементы элитарного искусства и масскульта. И к этому волнительному «нечто» зритель будет тянуться.

Маска, я тебя знаю

В первый день премьеры короля Юлия танцевал премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он и есть тот самый загадочный герой нашего времени, про которого Смекалов поставил балет. Трудности физической формы, переведенные в легкость бытия, трепетная душа поэта, возмущенная ежедневным возведением в королевский ранг, ангельская внешность и воля к вечному поединку с судьбой – это обрывки биографии танцовщика Владимира Шклярова, его частные маски. Он танцевал себя, а вдохновленный новой работой и исполнительским уровнем петербургского лидера самарский кордебалет увлеченно ему вторил.

В общей сложности театр подготовил шесть Юлиев, трое выступили в премьерные дни, остальные будут постепенно вводиться. И каждому предстоит надеть дополнительную маску «быть Владимиром Шкляровым».

Фото Виктория Назарова

В будущее возьмут всех

Ближайшие планы театра определены: с 17 по 27 апреля пройдет оперный фестиваль «Имена». В афишных спектаклях выступят приглашенные звезды — Владислав Сулимский, Анастасия Калагина, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Владимир Мороз и другие.

Новый сезон откроется 13 сентября постановкой оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Премьеру подготовят режиссер из Москвы Наталья Дыченко (из последних ее интересных работ — «Иоланта» в Магнитогорском театре оперы и балета, 2016) и главный художник театра Елена Соловьева.

Балетная премьера состоится 18 октября 2019, она будет посвящена 100-летию со дня рождения ленинградской балерины и педагога Аллы Шелест, которую с САТОБ связывали годы плодотворного сотрудничества. К юбилею великой танцовщицы — на открытии Фестиваля классического балета ее имени — театр покажет «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Хореографию Ростислава Захарова перенесет в Самару балерина Мариинского театра Дарья Павленко. Оформлением спектакля по легендарным эскизам Валентины Ходасевич (их московской редакции 1936 года), будут заниматься Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, специалисты в области реставрации.

Екатерина БЕЛЯЕВА