Санкт-Петербургский международный фестиваль EarlyMusic 2019: 14 сентября — 9 октября

Санкт-Петербургский международный фестиваль EarlyMusic 2019: 14 сентября — 9 октября
С 14 сентября по 9 октября 2019 года в Петербурге пройдет XXII Международный фестиваль EARLYMUSIC – старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении. Две собственные фестивальные премьеры – новый балет Клауса Абромайта и постановка оперы Жана-Батиста Люлли «Атис»; гастроли двух знаменитых скрипачей Кристиана Тецлаффа (Германия) и Лины Тур Бонет (Испания) и двух великолепных барочных ансамблей – Masques (Франция) и MUSIca ALcheMIca (Испания-Италия); два концерта-марафона – длиной в целый день и в несколько часов – и все это в девяти вечерах.

Магистральная задача XXII фестиваля EARLYMUSIC – воспитание российских исполнителей старинной музыки с помощью ведущих европейских специалистов – дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта, барочного актера и певца Тьерри Пето и хореографа Клауса Абромайта. Визиты блистательных европейских ансамблей и солистов – не только «старинщиков», но и выходцев из академической школы – станут точками притяжения и для широкой публики, и для отечественных музыкантов, готовых перенимать самый передовой опыт в сфере аутентичного исполнительства. Особое внимание фестиваль уделяет И. С. Баху: сравнению его интерпретаций, истокам его музыки в творчестве композиторов-предшественников и в стихии танца, из которой родились баховские инструментальные шедевры.

Андрей РЕШЕТИН. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля EarlyMusic

14 сентября (19.00) на открытии фестиваля в Академической капелле впервые в России в одном концерте встретятся два взгляда на знаменитую Чакону И. С. Баха – академический и аутентистский. Первое отделение программы «И. С. Бах и его отражения» принадлежит академической школе. Блистательный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф, известный точными и тонкими интерпретациями Бетховена, Брамса, Дворжака, Бартока, Лигети, но прежде всего сольных сонат и партит И. С. Баха, исполнит баховские Партиту для скрипки соло ре минор BWV 1004 и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор BWV 1043 вместе с солисткой Мариной Бесчастных и Оркестром Средней специальной музыкальной школы-лицея при Санкт-петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта.

Во втором отделении концерта художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC, барочный скрипач Андрей Решетин исполнит Аллеманду, Сарабанду и Чакону из той же Партиты, а «Санкт-Петербургский балет Анджолини» станцует их, и тем самым вернет баховские опусы к их истокам, проявит их основу – танцевальное движение. Аутентистский взгляд на Баха расширит исполнение его духовных арий и Сонаты для скрипки и бассо континуо ми минор BWV 1023.

18 и 19 сентября (19.00) в «Театре на Литейном» состоится премьера постоянного партнера фестиваля, немецкого хореографа Клауса Абромайта «Танцы со временем». «Санкт-Петербургский балет Анджолини» под аккомпанемент «Солистов Екатерины Великой» исполнит танцы четырех столетий, начиная с XV века, когда появились первые танцевальные трактаты. История европейского танца Ренессанса и Барокко воплощена в цикле миниатюр, объединенных мета-сюжетом и направленных на раскрытие уникальных особенностей танцевальных манер в каждое столетие и в каждом стиле. Костюмы – Лилия Киселенко.

22 сентября (15.00 – 21.00) в Особняке общества «Пальма» (пер. Пирогова, 18) пройдет литературно-музыкальный марафон «Женщины барокко». Он посвящен не просто роли женщины в истории, но женщинам – действующим лицам в истории литературы и музыки. Лишенный как феминистического пафоса, так и патриархальной объективизации, марафон «Женщины барокко» легкими, беглыми штрихами обрисует в двух концертах и пяти сюжетах несколько исторических коллизий.

15.00 – «Брат и сестра: Уильям и Каролина Гершель»; «Воспитание чувств: Салон Мадлен де Скюдери» с российской премьерой пьес для скрипки и бассо континуо малоизвестного французского композитора Луи Оделина (Louis Heudelinne); «Больше, чем смерть: Иоганн Себастьян и Барбара Бах, Никита и Александра Демидовы» с Чаконой И. С. Баха и Вариациями Ивана Хандошкина на тему русской песни «То теряю, что люблю».

19.00 – «Оклеветанное достоинство», или оправдание императрицы Анны Иоанновны с помощью музыки и поэзии, ею заказанной или ей посвященной;

«Пламень огненный – Елизавета» с исполнением Второго акта первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» Франческо Арайя – Александра Сумарокова.

23 сентября (19.00) в Феодоровском соборе пройдет концерт «Рождество Богородицы: духовная музыка XIIXVIII веков». Концерт-коллекция представит литургическую и паралитургическую музыку Европы и России, созданную на протяжении восьми веков. Программа объединяет опусы, требующие кардинально различных исполнительских стратегий и представлений о месте музыки в храме: Хильдегард фон Бинген (Германия, XII в.), Cantigas de Santa Maria (Испания, XIII в.), фрагменты мессы «The Western Wynde» Джона Тавернера (1490 – 1545), псалмы из «Рифмотворной псалтири» Симеона Полоцкого на музыку Василия Титова (ок. 1650 — между 1710 и 1715), а также фрагменты из школьной драмы Симеона Полоцкого (1629 — 1680) «Комедия о Навуходоносоре».

Концерт станет площадкой для обмена опытом и «точкой сборки» для нового проекта фестиваля EARLYMUSIC – вокального ансамбля, специально сфокусированного на исполнении старинной музыки в аутентичном исполнении. Первым проектом рождающегося на наших глазах коллектива станет работа над шедевром английской полифонии эпохи Возрождения под руководством авторитетнейшего музыковеда и дирижера Эндрю Пэрротта.

Исполнители: Эндрю Пэрротт, Эмили Ван Эвера (Великобритания), ансамбль средневековой музыки Laterna Magica, вокальный ансамбль фестиваля EARLYMUSIC при участии Ильи Мазурова (баритон), Любови Шаромовой (сопрано), Елене Гвритишвили (сопрано).

Концерт проходит в рамках Года Музыки Великобритании и России 2019, организованного Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета. Вход – за пожертвование храму.

1 октября (19.00) в Академической Капелле впервые в России – Ensemble Masques (Франция). Блистательный ансамбль, специализирующийся прежде всего на немецкой музыке XVII-XVIII вв., представляет программу «Истоки Баха». Как известно, Бах в переводе с немецкого означает «ручей». Ensemble Masques приглашает подняться вверх по течению ручья к его источнику и услышать музыку тех композиторов, которые сформировали вкус Иоганна Себастьяна Баха: Бибера, Розенмюллера, Муффата, Шмельцера, Вайхляйна.

2 октября (19.00) в Меншиковском дворце выступит знаменитая скрипачка Лина Тур Бонет (Испания) вместе с ансамблем MUSIca ALcheMIca (Испания, Италия). Программа «Музыка барочного Рима» посвящена сонатам Арканджело Корелли, в исполнении которых Лине Тур Бонет в наши дни нет равных. Об искусстве скрипичной игры Корелли-виртуоза ходили легенды, у него учились и ему подражали легионы инструменталистов в Италии, Франции, Англии и Германии. Влияние Корелли на Вивальди, Куперена, Рамо, Генделя и Баха, а также на саму форму сонаты и концерта громадно. Его Скрипичные сонаты op. 5 открыли собой XVIII век: они были изданы в 1700 году в Риме. В исполнении Лины Тур Бонет и ансамбля MUSIca ALcheMIca эти сонаты возвращаются в стихию буйной, ничем не ограниченной, но более чем органичной виртуозности и вновь обретают горячее дыхание барочного Рима.

8 и 9 октября (19.00) в Эрмитажном театре состоится главная премьера фестиваля EARLYMUSIC – постановка лирической трагедии Жана-Батиста Люлли «Атис. Опера для короля». Режиссер – Тьерри Пето (Франция),  ассистенты режиссера – Андрей Решетин, Данила Ведерников, Андрей Пенюгин. Исполнители – Борис Степанов, Анастасия Бондарева, Вера Чеканова, Илья Мазуров, Юлия Хотай, Виталий Соболев, Александр Наземцев, Тьерри Пето, «Солисты Екатерины Великой», «Санкт-Петербургский балет Анджолини». Костюмы – Лилия Киселенко.

Работа над постановкой первой музыкальной трагедии классика французской музыки Жана‑Батиста Люлли – амбициознейший проект, в котором российские вокалисты и инструменталисты вторгаются на территорию самого сложного стиля старинной музыки — французского барокко. Артисты освоят французский театральный язык и систему барочных жестов XVII века под руководством ведущего специалиста в этой уникальной сфере – знаменитого барочного актера и певца Тьерри Пето (Франция).
Буклет с полным переводом-подстрочником либретто оперы к премьере выпускает Владимир Петренко, издательство «Коло».

Фестиваль сопровождается традиционным Альманахом: статьи по геральдике, барочной жестикуляции и танцам и пр., и пр. раскрывают контекст времени звучащей музыки.

В рамках фестиваля состоится круглый стол «Earlymusic сегодня: проблемы и решения», в котором примут участие президент REMA/EU Early Music Network Альберт Эдельман, вице-президент REMA/EU Ричард Хизон, художественный руководитель Санкт-Петербургского международного фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин.

Тьерри Пето и Эндрю Пэрротт дадут лекции на дискуссионной площадке Фестиваля – в клубе Social Club.

XXII Международный фестиваль EARLYMUSIC проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Фонда Делзелла (США), Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского Корсакова, компании ESTEL.