Открытие памятника И.С. Баху в Санкт-Петербурге

Открытие памятника И.С. Баху в Санкт-Петербурге
Бюст Баха в мастерской Левона Лазарева
XXII Санкт-Петербургский международный фестиваль EARLYMUSIC открывается 14 сентября в Академической капелле программой «Иоганн Себастьян Бах и его отражения». В этот день в 12.00 на Невском проспекте состоится официальное открытие памятника Иоганну Себастьяну Баху. Его бюст займет место напротив бюста Гете перед Петрикирхе. Автор обоих монументов — Левон Лазарев. Работу над гипсовым бюстом Баха скульптор закончил в 2004 году за неделю до смерти. Воплощение выстраданной идеи оказалось труднее, чем виделось в начале. Фестиваль EARLYMUSIC– старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении – горд своей причастностью к ее осуществлению. Отныне, гуляя по Невскому, можно встретить самого Баха!

Появление памятника И. С. Баху в Санкт-Петербурге отнюдь не прихоть: в России Баха не забывали никогда, его музыка была популярной и во второй половине XVIII века, и с самого начала XIX столетия вплоть до наших дней.

Причина широкой известности Баха в России – Якоб Штелин, первый российский искусствовед, воспитатель Петра Федоровича, создатель многотомных «Записок об изящных искусствах…». Он создал картинный дом в Ораниенбауме – прообраз Эрмитажа. Он собрал библиотеку для Екатерины II, в которой та впервые прочитала Вольтера. До приезда в Россию Якоб Штелин был флейтистом-солистом в оркестре Лейпцига, том самом, с которым работал Бах. Он был дружен с семьей Баха, особенно с его старшими сыновьями-композиторами, и музыку Бахов играл и проповедовал при русском дворе.

Известно, что Анна Иоанновна пыталась пригласить Иоганна Себастьяна Баха в Санкт-Петербург, но после смерти первой жены Барбары Бах великий органист перестал гастролировать. Русский посол в Дрездене Герман Карл фон Кайзерлинг сделал самый дорогой заказ в жизни Баха – и на свет появился шедевр «Гольдберг-вариации» (названные по имени воспитанника посла, музыканта-виртуоза).

В 1795 году издатель Герстенберг выпустил в Петербурге «Карманную книжку любителя музыки». Он предполагал издавать альманах и печатать в нем биографии самых значительных композиторов. По финансовым причинам в свет вышел только один том. Череду из пяти жизнеописаний открыла биография Иоганна Себастьяна Баха.

О популярности Баха в России в первой половине XIX столетия мы можем судить по творчеству князя Владимира Одоевского, написавшего книгу «Себастиян Бах».  Домашний орган Одоевского назывался «sebastianon» в честь Баха.

В день открытия памятника И. С. Баху перед Петрикирхе, 14 сентября в 19.00 в Академической капелле состоится уникальный концерт «И. С. Бах и его отражения». Впервые в России фестиваль EARLYMUSIC дает возможность услышать в одном концерте два взгляда на знаменитую Чакону И. С. Баха и другие его произведения – аутентичный и академический. Блистательный немецкий скрипач Кристиан Тецлафф исполнит баховские Партиту ре минор для скрипки соло и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор вместе с юной петербургской солисткой Мариной Бесчастных и Оркестром Средней специальной музыкальной школы-лицея при Санкт-петербургской консерватории под управлением Аркадия Штейнлухта. Во втором отделении художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC, барочный скрипач Андрей Решетин исполнит Аллеманду, Сарабанду и Чакону из той же Партиты, а «Санкт-Петербургский балет Анджолини» станцует их и тем самым вернет баховские опусы к их истокам, проявит их основу – танцевальное движение. Аутентистский взгляд на Баха расширит исполнение его духовных арий и Сонаты для скрипки и бассо континуо ми минор.