Самарский академический театр оперы и балета: планы на сезон 2018/19

Самарский академический театр оперы и балета: планы на сезон 2018/19
Фото Антон Сенько

Кадровые изменения, столичные гастроли, юбилейный фестиваль, две оперные и четыре балетные премьеры – театральный сезон в Самаре будет требовательным и к труппе, и к зрителям.

Новые назначения

Оперный театр Самарской области вступает в свой 89-й сезон с новым генеральным директором. 50-летнему Сергею Филиппову, с 2015 по 2019 возглавлявшему министерство культуры региона, предстоит сотрудничать с творческими руководителями, имеющими столичный бэкграунд.

Генеральный директор САТОБ Сергей ФИЛИПОВ

Главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов (он начинает свой третий сезон в должности) – из Петербурга, оттуда же и новый главный хормейстер театра, занявший свой пост незадолго до начала сезона – Максим Пожидаев, работавший в театре Санкт-Петербургской консерватории и Михайловском театре.

Москвич Юрий Бурлака, два года бывший главным балетмейстером САТОБ, с нынешнего сезона является приглашенным главным балетмейстером – в августе 2019 он стал художественным руководителем Академии танца Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Социальные медиа Академии цитируют речь Бурлаки на рабочей встрече по случаю начала учебного года: «Академия танца Бориса Эйфмана – мой новый творческий дом. И я рассчитываю, что окажусь полезным и коллегам, и детям, чтобы потом они пронесли через всю свою исполнительскую карьеру то, что они получили здесь».

Открытие сезона

Театральный сезон в САТОБ открылся в пятницу 13 сентября премьерой оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», поставленной при спонсорской поддержке Росбанка. Опера, написанная ровно 100 лет назад (композитор поставил точку в партитуре 1 октября 1919 года) ставится на самарской сцене впервые.

Сцена из спектакля "Любовь к трем апельсинам", реж. Наталья Дьяченко, САТОБ Фото Антон Сенько

Режиссер-постановщик оперы – Наталья Дыченко, много лет работавшая ассистентом Дмитрия Бертмана в Геликон-опере, а теперь активно сотрудничающая с московским Центром оперного пения Галины Вишневской. Это ее первая работа в Самаре. Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов. Художник-постановщик – главный художник САТОБ Елена Соловьева, художник по костюмам – Наталья Земалиндинова (художник-модельер по театральным костюмам Ростовского государственного музыкального театра). Костюмы, в дизайне которых использованы картины Казимира Малевича, изготавливались в Самаре и Ростове-на-Дону, декорации (тоже инспирированные Малевичем) – в Самаре и Санкт-Петербурге.

Исполнить партию Принца в САТОБ приехал тенор Антон Кузенок, солист театра в 2016-2018 годах, с 2018 года перешедший в труппу Кёльнской оперы.

Период странствий

Осенью 2019 театру предстоят гастроли в обеих столицах. 23 сентября оперная труппа выступит на сцене театра «Геликон-опера» в рамках IV фестиваля «Видеть музыку» с оперой Джакомо Пуччини «Джанни Скикки», премьера которой состоялась 25 ноября 2018 года и тоже стала первой постановкой этой оперы в Самаре. Режиссер-постановщик спектакля – Надежда Бахшиева (в 2018 году окончила ГИТИС по специальности «Режиссер музыкального театра», мастерская Георгия Исаакяна), дирижер-постановщик – главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов, художник-постановщик – Василиса Кутузова. Москвички Надежда Бахшиева и Василиса Кутузова впервые работали в Самаре; до этого они вместе выпустили спектакль «Лес, ведьма и горящий шкаф» («Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка) в театре Наталии Сац (художественный руководитель театра Георгий Исаакян).

САТОБ участвует в фестивале «Видеть музыку» уже второй год подряд. В 2018 году на сцене МАМТ была показана «Кармен» Георгия Исаакяна – премьера сезона 2017/18.

В ноябре, 22 и 23 числа, на сцене Мариинского-2 балетная труппа САТОБ представит «Три маски короля» Юрия Смекалова. Мировая премьера этого балета-притчи состоялась в Самаре в феврале 2019 года. Автор идеи – меценат из Санкт-Петербурга Вячеслав Заренков, либретто создано им и Юрием Смекаловым. Музыку написал петербургский композитор Михаил Крылов, оркестровкой занимался магистрант Гаагской консерватории Даниил Пильчен, саунд-продюсер проекта – петербургский музыкант Влад Жуков. В спектакле звучание живого оркестра сочетается с электронными эффектами, а объемные трансформирующиеся декорации Вячеслава Окунева – с видеоэффектами Виктории Злотниковой. Постановка осуществлена при поддержке основанного Вячеславом Заренковым петербургского театра «Килизэ» и самарского фонда поддержки и развития искусства и культуры «ТЕ-АРТ», который с прошлого сезона спонсирует крупные проекты театра.

Сцена из спектакля "Три маски короля", реж. Юрий Смекалов, САТОБ. Фото Виктория Назарова.

Главную партию – роль мятущегося короля Юлия – на гастрольных показах исполнят премьер самарской труппы Сергей Гаген и молодой корифей Диего-Эрнесто Кальдерон-Армьен. Для танцовщика панамского происхождения роль Юлия стала первой главной партией в карьере. Юрий Смекалов настолько оценил талант Кальдерона, что пригласил его в свой новый санкт-петербургский проект «1234» – спектакль, поставленный четырьмя хореографами из разных стран (премьера на сцене Каменноостровского театра 21-22 сентября 2019).

Танцуют все

18-31 октября 2019 в САТОБ пройдет XIX фестиваль классического балета имени Аллы Шелест «Планета Аллы Шелест». Фестиваль дважды юбилейный: ему исполняется 25 лет, а знаменитая петербургская балерина, давшая ему свое имя, родилась ровно 100 лет назад. Основан фестиваль был еще при жизни Аллы Шелест, в 1994 году, по инициативе заслуженного работника культуры РСФСР Светланы Петровны Хумарьян – бессменного куратора фестиваля. Алла Шелест была главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета в 1970-1973 годах и поставила здесь несколько собственных версий классических названий: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель».

Второй год подряд художественное руководство фестивалем осуществляет Юрий Бурлака.

Фестиваль включит в себя семь балетных вечеров.

Дарья Павленко (справа) на репетиции балета Бахчисарайский фонтан. Фото Антон Сенько

18 октября – Открытие фестиваля. Премьера балета-поэмы «Бахчисарайский фонтан». Композитор – Борис Асафьев. Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина. Хореография Ростислава Захарова. Декорации и костюмы по эскизам художницы Валентины Ходасевич (1934-1936).

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов.

Балетмейстер-постановщик – прима-балерина Мариинского театра, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Дарья Павленко.

Ассистент балетмейстера-постановщика – Валерий Коньков, помощник главного балетмейстера и педагог-репетитор САТОБ, экс-солист Мариинского театра.

Художник-постановщик – Андрей Войтенко (Санкт-Петербург). Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург). Художник по свету – Александр Наумов (Санкт-Петербург).

Еще один показ балета в рамках фестиваля пройдет 25 октября 2019.

20 октября – балет «Баядерка» с участием Оксаны Скорик и Евгения Иванченко (Мариинский театр).

23 октября – балет «Шопениана» и дивертисмент с участием Оксаны Скорик и Евгения Иванченко (Мариинский театр), Елизаветы Кокоревой и Дениса Захарова (Большой театр России).

27 октября – балет «Жизель» с участием Ольги Смирновой и Семена Чудина (Большой театр России)

29 октября – балет «Лебединое озеро» с участием Дениса Родькина (Большой театр России) и Ксении Шевцовой (Московский Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко)

31 октября – концерт «Шелест-гала» с участием солистов Большого театра России Ольги Смирновой, Семена Чудина, Дениса Родькина, Элеоноры Севенард.

Не снижая темпов

На декабрь 2019 запланирована премьера сюиты из балета «Наяда и рыбак» на музыку Цезаря Пуни. Хореография Александра Ширяева, постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака. Либретто Уильяма Грива и Жюля Перро тоже в редакции Юрия Бурлаки. Дирижер-постановщик – Андрей Данилов. Художник-постановщик – Андрей Войтенко. Художник по костюмам – Татьяна Ногинова.

В феврале-марте 2020 постановочная и организационная команда «Трех масок короля» вернется на сцену САТОБ с новым балетом Юрия Смекалова. Рабочее название спектакля – «Возвращение к жизни».

В апреле 2020 предстоит премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад». В постановочную команду войдут режиссер Филипп Разенков (главный режиссер Уфимского театра оперы и балета, лауреат «Золотой маски», постановщик полусценической версии оперы «Риголетто» в САТОБ в апреле 2019) и дирижер-постановщик Евгений Хохлов. Художник-постановщик – Эрнст Гейдебрехт, ныне живущий в Германии и в свое время работавший в Свердловске с Александром Тителем и в Перми с Георгием Исаакяном. В Самаре он будет работать впервые.

Закрыт 89-й сезон будет премьерой триптиха одноактных балетов 1959-1960 годов в хореографии Владимира Бурмейстера – первого советского балетмейстера, приглашенного ставить спектакли в Парижской опере.  «Штраусиану», «Болеро» Равеля и «Вариации» на музыку Бизе поставит Маргарита Дроздова, ведущая балерина МАМТа во времена Бурмейстера, а ныне педагог-репетитор театра. Художник-постановщик Иван Складчиков – резидент Парижской школы танца и театра Шатле. Это его первое сотрудничество с САТОБ.

Прозревая будущее

Сезон 2020/21 в театре будет юбилейным: театру исполняется 90 лет. Начать празднование круглой даты планируется постановкой оперы «Руслан и Людмила». Режиссером-постановщиком спектакля станет Юрий Александров, сотрудничающий с САТОБ с 1987 года (сегодня в репертуаре театра три его спектакля – «Тоска», «Аида» и «Князь Игорь»), дирижером-постановщиком – Евгений Хохлов, художником-постановщиком – Виктор Герасименко, работавший в Самаре над мультимедийной постановкой оперы «Сказка о царе Салтане» (2013). Остальные планы будут озвучены позже, и намерения у театра – самые амбициозные.

Екатерина БАБУРИНА