«Разговор, приснившийся Лао Цзы»: концерт композитора и виолончелистки «Студии новой музыки» Александры Кобриной (9 июня 2022, ГРАУНД Солянка)

«Разговор, приснившийся Лао Цзы»: концерт композитора и виолончелистки «Студии новой музыки» Александры Кобриной (9 июня 2022, ГРАУНД Солянка)
Анастасия Кобрина

9 июня в галерее ГРАУНД Солянка (улица Солянка, дом 1/2 строение 2, вход с улицы Забелина) прозвучат три пьесы авторства Александры Кобриной, виолончелистки Ансамбля «Студия новой музыки». Две пьесы прозвучат впервые. Название концерта – «Разговор, приснившийся Лао Цзы»: «немного претенциозно, но на самом деле, все довольно просто – это сочетание названий трех пьес, которые будут исполнены: “Кухонный разговор”, “Каллиграфический эскиз. Джан #37” и “Сны Шванкмайера”», говорит Александра Кобрина – автор проекта (подробно о пьесах – здесь).

Вместе с ней в концерте участвуют: Олеся Колотыгина, Игнат Красиков (кларнеты), Дарья Морозова, Мария Корякина (флейты), Александр Болдырь (валторна), Роман Малявкин (аккордеон), Татьяна Докучаева (актриса театра и кино).

Анонсируя концерт на своей соцсетевой странице, Александра Кобрина пишет:

«Первой пьесой в концерте будет “Кухонный разговор”. В этой вещи мне хотелось, с одной стороны, отобразить такой всем знакомый момент из жизни, когда небольшая компания собирается посидеть на кухне, с другой – развить тот театрально-музыкальный язык, который использовался мной в “Снах”. Несмотря на то, что пьеса носит название “разговор”, в ней не прозвучит ни одного слова, а все диалоги будут изображены с помощью музыкальных инструментов.

В январе этого года, когда я продумывала эту идею и разрабатывала детали, жизнь была совершенно другая, и все изменилось как раз тогда, когда мы приступили к репетициям. Мне не захотелось ничего менять в пьесе, потому что центральное ядро идеи на самом деле неизменно – дружеское общение в уютной обстановке, преследующее лишь одну цель: быть вместе. Даже когда, по сюжету пьесы, разговор приходит в область актуального и позиции говорящих сильно разнятся, всё намеренно сглаживается и приходит к согласию, а затем к возвышенному мечтанию.

<…>

В середине концерта, между двумя перформативными пьесами, будет вещь для виолончели и видео. Мне всегда каллиграфия казалась практически идеальным искусством – сочетание движения, заложенных смыслов, накладывающихся друг на друга, потрясающая эстетика процесса и результата. Сначала у меня возникла общая идея сопровождения графического жеста жестом музыкальным. Очень относительно, но похожая идея у меня была на наших онлайн-сессиях P2P в феврале 2021 – тогда я пыталась представить буквы латинского алфавита, как маленькие графические партитуры.

Когда идея сформировалась, мне нужно было найти подходящий текст и мастера каллиграфии. С текстом все было однозначно – Книга Пути и Благодати Лао Цзы очень близка мне и моему восприятию мира. Среди множества стихотворений-джанов оттуда я постаралась выбрать наименее нравоучительный, тот, который самой мне приносит успокоение и раскрывает одно из существенных понятий Даосизма – Недеяние.

Затем, через замечательный паблик “Две Империи: клуб восточной культуры” я нашла лучшего мастера каллиграфии в стране – Андрея Щербакова. Андрей не только большой мастер своего дела, но и человек глубоко увлеченный и образованный, открытый новым идеям, с которым было потрясающе интересно работать. Вместе, на репетициях, мы исписали иероглифами сотни листов, сравнивали переводы и говорили о происхождении текстов, чтобы добиться нужного результата».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм