Ральф Воан-Уильямс – 150 лет со дня рождения

Ральф Воан-Уильямс – 150 лет со дня рождения

12 октября 2022 исполняется 150 со дня рождения Ральфа Воан-Уильямса (1872-1958) – одного из крупнейших британских композиторов первой половины 20 века. «Он всегда с пристальным вниманием следил за политическими событиями в мире и живо на них реагировал. Поэтому неудивительно, что с 1937 г. его произведения не исполнялись в Германии, а в феврале 1939 г. его музыка была официально объявлена в Германии запрещенной как “антинациональная пропаганда”», – пишет в книге «Английская музыка XX века» (М.: «Советский композитор», 1986) музыковед Людмила Ковнацкая.

В России 2022 музыка Ральфа Воан-Уильямса прозвучит 17 октября в Московском концертном зале «Зарядье». Речь идет о «Морской симфонии», которая будет исполнена в одной программе с концертной увертюрой Феликса Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера» и симфоническими эскизами «Море» Клода Дебюсси: мультимедиа проект при участии Государственного Русского музея и Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского (видеопроекции картин Айвазовского, Бенуа, Боголюбова, Дубовского, Куинджи и др.).

В концерте участвуют: Национальный филармонический оркестр России, АБХ «Мастера хорового пения» (дирижер – Арсентий Ткаченко), Анна Аглатова (сопрано), Игорь Подоплелов (бас-баритон), Лада Лабзина (партия органа).

Написанная в 1903-1909 для сопрано, баритона, хора и большого состава оркестра, «Морская» – первая и длиннейшая из девяти уильямсовских симфоний: примерно 70 минут. В литературной основе – поэзия американца Уолта Уитмена («Листья травы»). Среди лучших записей этой симфонии – дирижерские прочтения Адриана Боулта, Бернарда Хайтинка, Геннадия Рождественского.

«Время создания симфоний Уильямса охватывает пять десятилетий – полвека, включающих в себя две мировые войны, экономический кризис, глубокие принципиальные сдвиги в самой жизни и не менее важные перемены в ее осмыслении. <…> Симфонии Уильямса различны по замыслу, в них разнообразятся отдельные приемы, рождаются варианты концепции цикла. Однако все они вместе в соотношении со временем их создания, точнее – с динамикой Времени, внушают мысль о том, что сублимированные в музыке переживания и впечатления от окружающей жизни словно пропущены сквозь устойчивое сознание. Подобно тому как это было с Р. Штраусом, Сибелиусом или Глазуновым, художественный идеал Воана Уильямса, сформировавшийся в начале столетия, оставался незыблемым, что ощутимо во всех жанрах его творчества, но с особенной рельефностью проступает в его симфониях». (Цит. по упомянутой выше книге Л. Ковнацкой)

При этом Ральф Воан-Уильямс, продолжает Ковнацкая, «без сомнения, был наделен общественным темпераментом, а его гражданственная позиция всегда была бескомпромиссной». «Его письма военных лет (в первую мировую войну) и затем предвоенных (в конце 30-х гг.) – антимилитаристские по духу, а письма периода второй мировой войны переполнены выражением гнева и протеста против войны».

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм