Пятый элемент Михаила Грановского

Пятый элемент Михаила Грановского
Фото предоставлено пресс-службой Томского академического симфонического оркестра

Художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра отмечает полувековой юбилей.

Появление Михаила Грановского в Томске три года назад сопровождалось публикациями в местной прессе. Основной их лейтмотив: симфонический оркестр Томской филармонии возглавил дирижер Большого театра.

Теперь имя Михаила Грановского для томичей стало ассоциироваться с успехами оркестра: несколько успешных мировых премьер, топовые солисты, выступление на сцене Концертного зала имени Чайковского с Борисом Березовским, отмеченное столичной прессой, возросшее исполнительское мастерство музыкантов, поддержка со стороны областной администрации.

С креативностью и высоким профессионализмом маэстро Грановского Томская филармония связывает перспективы развития оркестра, который в этом году отмечает 75-летие. 2021 — юбилейный год не только для филармонии и оркестра, но и для его художественного руководителя и главного дирижера.

«Любой юбилей – это всегда тот момент, когда ты внутренне думаешь о подведении итогов, — размышляет Михаил Грановский. — Однако в моем случае все только начинается. Мои 50 – немалый период в жизни и в музыке. Но то, что я хотел бы еще сделать, те силы, воля, желание и азарт, что в себе ощущаю, – всего этого хватит еще не на один десяток лет. Существует столько прекрасной музыки, которую я пока не исполнил, столько гениальных партитур, к которым не прикоснулся… Эта жажда открытий и познания, не иссякнет у меня еще долго».

Накануне юбилея Михаил Грановский ответил на вопросы Татьяны Весниной.

В состоянии полета

ТВ | Михаил Григорьевич, 75-й юбилейный сезон Томского симфонического оркестра  завершился гала-концертом с участием Ильдара Абдразакова, Василия Ладюка и Дмитрия Корчака. IV Международный фестиваль Ильдара Абдразакова, который Томск впервые принимал у себя, изменил формат закрытия концертного сезона Томской филармонии с симфонического на оперный

МГ | Оркестр совершил настоящий подвиг. Потому что мы репетировали в два раза больше оперных фрагментов, чем играли на концерте. А некоторые ноты появились в день концерта.

ТВ | То есть фактически вы за максимально сжатые сроки подготовили две программы. Но в чем причины такого экстрима?

МГ | Основные – в замене в последний момент (по разным причинам) солистов концерта, и желание не повторять уже сыгранные программы.
С одной стороны, это хорошо, когда фестивальные условия создают такие проблемы. Потому что появляется возможность для молниеносного реагирования, требуется предельная концентрация внимания и мобилизация каждого музыканта оркестра. С другой, это большой стресс для них – при отсутствии навыка, с одной-двух репетиций играть такую программу, которую они никогда не играли, ведь что-то фактически игралось с листа.

ТВ I Думаю, если бы у оркестра не было трех лет работы с Вами, если бы за дирижерским пультом стоял маэстро, у которого за плечами не было бы Вашего 18-летнего опыта работы в оперных театрах, вряд ли концерт прошел бы так легко.

МГ I Когда ты выступаешь вместе с мастерами сцены, с выдающимися музыкантами и потрясающими певцами, конечно, возникает ощущение полета, праздника. Они тебя вдохновляют. И это чувство полета я испытал сначала в Новосибирске, где мы 28 июня играли оперный гала, а потом то же самое и в Томске 30 июня.

ТВ I Солисты сделали все, чтобы их персонажей легко было бы представить в оперных спектаклях.

МГ I Согласен, они представляли выход на сцену, как мизансцены из спектакля, разыгрываемого специально для томской публики. И поэтому все дышало легкостью. Они умеют создать праздничное настроение. Это особенно важно сегодня, когда не все так просто в мире, много скорбей и болезней.

Вы знаете, все эти три года, что я нахожусь за пультом Томского оркестра, у меня не было ностальгии по опере. Так как для меня открылась бездна музыки симфонической, которую я бы хотел объять всем своим существом. Но когда я очутился в Новосибирске, и мы сыграли первый концерт с певцами такого калибра, у меня появилась эта ностальгия. Более того, возникло желание сделать что-то в оперном театре. И не как рядовой дирижер – продирижировать очередной спектакль, например, в Мариинском театре. Создать спектакль с теми солистами, на кого ты хочешь поставить ту или иную оперу – вот это интересно! Понятно, что певцы назначаются вместе с режиссером. Но я был бы рад такой возможности.

ТВ | С Ладюком и Корчаком вас роднит «хоровушка» – Хоровое училище имени Свешникова, которое Вы окончили раньше их. А с Абдразаковым уже встречались раньше на концерте во Врубелевском зале Третьяковской галереи.

МГ | Безусловно, мы с Василием и Дмитрием втроем ощутили эту общность, принадлежность к одной «семье», к одной Alma mater, оказавшись на одной сцене. Кроме того, с Ладюком мы неоднократно пересекались на оперных подмостках и в Москве, в том числе в Большом театре, и в Казани.
С Дмитрием Корчаком не доводилось до этого лета музицировать вместе на одной сцене. И я счастлив, что это, наконец, произошло.
Концерт в Третьяковке с Ольгой Бородиной и Ильдаром Абдразаковым прошел 13 лет назад. С тех пор я мечтал снова встретиться на одной сцене с этим артистом, востребованным ныне везде в мире.

Василиq Ладюк, Ильдар Абдразаков, Михаил Грановский. IV Международный фестиваль Ильдара Абдразакова,

Счастливы вместе

ТВ | Юбилейный сезон оркестра Вы начинали тоже с замечательным артистом: Вадимом Репиным, который солировал в скрипичном концерте Макса Бруха. Но ситуация была иная – оркестр играл на пустой зал, без зрителей. Конечно, шла онлайн-трансляция, но я помню то смешанное чувство, когда не знаешь, то ли радоваться, то ли огорчаться. Радость от великолепной игры оркестра и солиста, от наслаждения изысканной программой (кроме Бруха впервые в Томске прозвучала Десятая, неоконченная симфония Густава Малера), а досада – от того, что артисты не ощутили дыхание зала, не услышали всплеск восторженных аплодисментов.

МГ | Да, нам тяжело играть, когда нет отдачи от зрителей. Чувствуешь, что какая-то важнейшая составляющая концертной жизни отсутствует. К счастью, период без зрителей оказался недолгим.

Давайте восстановим хронику событий: 12 марта 2020 мы играем в Москве, в Концертном зале имени Чайковского. Вместе с Борисом Березовским исполнили Второй фортепианный концерт Чайковского. Абонемент Московской филармонии «Шедевры русской классики: оркестры России» позволил нам показать и «Волшебное озеро» Лядова, и Третью симфонию Сергея Рахманинова. Концерт в Москве у нас в памяти останется надолго. Кстати, в сезоне 2022/2023 мы снова выступим там в этом абонементе.

А уже через неделю, 19 марта, в Томске мы играем «Поэму экстаза» Александра Скрябина без зрителей. Потому что «занавес» опустился накануне. И мы были одними из первых, кто перешел на онлайн-концерты. Но вскоре все ушли в вынужденный отпуск. Все лето шли индивидуальные занятия.
И только в конце августа мы смогли репетировать в зале, несмотря на все санитарные ограничения. Помню ту неподдельную радость музыкантов – мы снова вместе, в этом удивительном мире музыки, которая нас всех объединяет! В том процессе копания нового музыкального материала, который и создает дух творчества, созидания – великий дар Божий.

И все-таки юбилейный сезон мы открыли 10 сентября без зрителей. Но уже через десять дней томская публика заполнила Большой концертный зал (разумеется, с шахматной рассадкой на разрешенные 50 %) и слушала оркестр, который играл вместе с Денисом Мацуевым Второй фортепианный концерт Шопена. И все были счастливы, что снова вместе.

Михаил Грановский, Вадим Репин

Параллели судьбы

ТВ | С Денисом Мацуевым оркестр будет отмечать и свое 75-летие праздничным концертом 30 августа. Хотя официально день рождения коллектива, как и день рождения всей Томской филармонии – 22 мая. И в этот день Вы с оркестром исполнили программу, которая звучала ровно 75 лет назад.

МГ | Череду юбилейных мероприятий начали с реконструкции первого исторического концерта. Оркестр вновь играл музыку Кабалевского из «Комедиантов», «Итальянское каприччио» Чайковского, увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки, сюиту из «Пер Гюнта» Грига. Эту программу составил первый дирижер оркестра Моисей Маломет.

ТВ | В мае 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения Моисея Исаевича Маломета, потомственного дирижера, почетного гражданина Томска. Вы родились ровно сто лет спустя. Как сказал бы Пушкин, «бывают странные сближения».

МГ | Для меня цифры не являются чем-то основополагающим и главным. Но некоторые параллели, которые происходят в жизни, наверное, происходят неслучайно. Вот возьмем наш юбилейный сезон. Мы уже упоминали Десятую симфонию Малера, которую можно считать его завещанием, последним «прости». А незадолго до закрытия сезона, 25 июня, провели концерт памяти томского композитора Константина Лакина, только что ушедшего от нас, который оставил след в композиторском искусстве Сибири. В тот вечер выполнил последнюю просьбу Константина Михайловича – он хотел, чтобы я исполнил его Третью симфонию, самое главное и самое сильное, как он считал, его произведение. И, представляете, пятая часть, финал симфонии – это посвящение Густаву Малеру, которого любил Лакин. Более того, в ней зашифрована цитата из Десятой симфонии Малера.

Такие параллели удивительны. Они даются свыше.

ТВ | Оперное завершение симфонического сезона рифмуется с началом Вашей биографии. В 9 лет Вы уже выступали на сцене в составе Хора мальчиков Московского хорового училища… Вокалистом не стали, но выбрали путь сначала хорового, потом оперно-симфонического дирижирования. И все-таки Вы изредка поете на сцене. Томская публика имела счастье не раз слышать Ваш прекрасный мягкий тенор. Любовь к пению, в том числе оперному, идет из «хоровушки»?

МГ | В Хоровое училище имени Свешникова мальчики принимаются по двум основным критериям – наличие музыкального слуха и голоса. Когда я поступал, шел 1979 год, и тогда в Москву съезжались лучшие певческие голоса со всей страны. Со мной учились ребята с Алтая, Урала, Абхазии, Казахстана и др. Иногородние жили в общежитии. Я же коренной москвич. Меня привели на прослушивание в середине учебного года, в январе 1979. Дело в том, что сначала я пошел в обычную московскую школу, и половину первого класса там отучился. Но как-то случайно близкая подруга моей ленинградской тети, кстати, дирижер-хоровик, услышала, как я пою на каком-то домашнем вечере в кругу друзей. И она сказал моим родным: «Что вы делаете? Определяйте его в музыку». Поскольку она была знакома с Виктором Сергеевичем Поповым, то позвонила ему и спросила: «У вас закончен набор?». «Конечно, закончен», – ответил тот, но согласился прослушать, добавив, что если мальчик окажется без способностей, ничем помочь не сможет. На прослушивании присутствовал директор училища Геннадий Копченков и Лев Конторович, ныне один из главных хормейстеров России. Помню, я пел «Что тебе снится, крейсер «Аврора». После этого Попов спросил меня, как пишется слово «корова»? Меня взяли, и десять с половиной лет я провел в «хоровушке».

С благодарностью вспоминаю годы, проведенные в Хоровом училище. Потому что это была потрясающая Школа жизни и высочайший уровень преподавания по музыкальным предметам. Безусловно, Хор мальчиков в моей судьбе сыграл важную роль. Мы постоянно пели, были концертным коллективом, который побывал во многих уголках СССР и за рубежом. Мы выступали с выдающимися дирижерами – Рождественским, Сондецкисом, Китаенко, Серовым, Кахидзе, Симоновым. Виктор Сергеевич был строгим наставником, достаточно жестким, хотя в мальчиковом коллективе по-другому, наверное, и нельзя. Он призывал нас впитывать знания.  Каждое общение с дирижером, солистом – чтобы потом этот багаж дал ростки. Так оно и произошло. Если вы поговорите с выпускниками Хорового училища, то услышите, что тот задел, который каждый получил в «хоровушке», сыграл огромную роль в его будущей карьере.

Что касается дирижирования, то где-то на третьем курсе в Московской консерватории я уже понимал, что буду поступать на симфоническое дирижирование.

Михаил Грановский, Константин Лакин

Весенняя песнь «Снегурочки»

ТВ | Ваша биография, если почитать любой открытый источник (музыкальную энциклопедию, сайт Екатеринбургского театра оперы и балета или сайт Томской филармонии) начинается одинаковой строчкой: «Родился в музыкальной семье». А если подробнее? Вы музыкант в каком поколении?

МГ | Получается, в пятом. Мой отец – скрипач оркестра Большого театра. Сорок четыре года он был связан с Большим театром. Я очень ценю его помощь. Всегда, будучи еще совсем «зеленым» дирижером Большого, я, находясь с ним на одних и тех же репетициях и спектаклях, чувствовал его поддержку. Она придавала мне уверенность.

ТВ | Страшно было первый раз выйти к прославленному оркестру, встать за дирижерский пульт?

МГ | Конечно, страшно. Я помню то свое волнение. Моим дирижерским дебютом стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. И надо сказать, в моей жизни она сыграла судьбоносную роль. После того, как я продирижировал в Большом (это случилось в 2004-м), меня пригласили поставить «Снегурочку» в Башкирский театр оперы и балета в Уфе. И там на постановке я встретил свою будущую супругу, она работала концертмейстером оперы. Мы вместе уже пятнадцать лет, воспитываем троих детей. После Уфы я дирижировал этим спектаклем в Екатеринбурге и в Волгограде.

ТВ | Вернемся к Вашей родословной…

МГ | Мой дед по отцовской линии – знаменитый фотограф Наум Грановский: фотолетописец Москвы, чья фотовыставка в прошлом году оказалась одной из самых топовых в столице. Дед по маминой линии – участник знаменитого джаз-оркестра Леонида Утесова, тромбонист. Большой друг Леонида Осиповича. От него, наверное, моя любовь к джазу. И вообще деду я во многом обязан своим воспитанием. Хотя он ушел рано, мне было всего 12 лет, но то, что он в меня вложил – осталось навсегда.

А мама моего деда, полька, была пианисткой, выпускницей Санкт-Петербургской консерватории. На выпускном экзамене композитор Глазунов ей подарил свой клавир фортепианного концерта, а консерватория – концертный кабинетный рояль Becker (в тот год отменили золотые медали, лучшие получали такой вот подарок). Она вышла замуж за скрипача, ученика Леопольда Ауэра, капельмейстера Придворного оркестра в Петербурге, который работал в известном тогда струнном квартете «Гарпф» (по своей фамилии) вместе со своим отцом и братьями.

Родословная богатая!

ТВ | Придя в Большой театр, сначала были ассистентом дирижера, потом очередным. А ставить оперные спектакли Вам приходилось?

МГ | В Большом – нет, а в Екатеринбурге, где я был 10 лет главным приглашенным дирижером, поставил «Пиковую даму», «Мадам Баттерфляй» и «Гензель и Гретель», из балетов – «Золушку», «Щелкунчика» и «Катю и принца Сиама».

ТВ | Того, что создавался по заказу Королевской семьи в Бангкоке?

МГ | Он до сих пор в репертуаре театра. А в Большом мне посчастливилось продирижировать пятью операми Римского-Корсакова. Да и весь цвет русской оперы в те годы вошел в мой репертуар: «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, Чайковский с «Евгением Онегиным», «Иолантой» и «Пиковой дамой», ставшей моей любимой оперой.

ТВ | Балетный спектакль от дирижера требует иных навыков и способностей, чем оперный?

МГ | Мне импонирует высказывание Геннадия Рождественского о том, что нет дирижеров оперных, балетных или симфонических, а есть хорошие или плохие. Разница в том, что в опере у дирижера сильно задействованы уши, а в балете – глаза, когда ориентируешься «на ножку» балерины.

Секреты излучения

ТВ | В июне 2019 концерт закрытия 73-го сезона Вы посвятили памяти своего учителя, Геннадия Рождественского. И тогда в Томск пригласили его жену, замечательную пианистку Викторию Постникову и сына, скрипача Александра Рождественского. В программу включили произведения из дирижерского портфеля Рождественского – Скрипичный концерт Элгара, сюиту «Пушкиниана» Прокофьева и фортепианный концерт Шнитке, с которым был дружен Рождественский и которого исполнял за рубежом.

Но, прежде всего, вспомнила творческую встречу с Викторией Валентиновной и фильм о Геннадии Рождественском, который она показала томской публике. Фильм начинается с высказывания Льва Толстого, что он не понимает и не принимает «искусство дирижирования». Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом». А Геннадий Николаевич в этом фильме дает удивительное определение – «излучение». Дирижирование – это излучение энергии. Опираясь на свой опыт, как бы Вы определили, что такое искусство дирижирования?

МГ | Излучение? По большому счету Геннадий Николаевич прав. Когда оно исходит от дирижера, то вдохновляет всех, кто находится рядом и тех, кто находится в зале. Дирижирование трудно определить какой-то формулой. Есть определенный комплекс, которым должен обладать дирижер. Но формула до конца не выявлена.

ТВ | Что делает дирижера дирижером?

МГ | Образование – раз. Опыт – два. Наставник – это три. Руки («не крюки») – это четыре. Ну и, как бы это не пафосно звучало, смысл жизни. Это пятый элемент, необходимый в искусстве дирижирования.

Думаю, что смысл жизни дирижера – это постоянное восхождение, это движение вверх. И прежде всего, движение вверх его духа. Потому что если не будет этого, то ты в какой-то момент поймешь, что топчешься на месте или деградируешь. Движение духа человеческого – это самое важное. Так мне кажется. Надо двигаться вперед не только к новым знаниям, к вершинам творческим, но и духовно развиваться. И все время самосовершенствоваться. Для меня это важно.

ТВ | В том же фильме Рождественский говорит, что партитуру он слышит внутренним слухом. И ему не требуется инструмент. Этому он и Вас учил? Или у каждого свой способ работы с партитурами?

МГ | Да, он говорил не раз, что мы не должны подходить к инструменту и наигрывать сложные куски. Он настаивал, что мы должны стараться своим внутренним слухом воспроизвести те черно-белые знаки, что начертаны на бумаге. Другое дело, репертуар огромный, и существуют разные традиции исполнения каждого сочинения, а дирижер должен их знать. Поэтому приходится слушать записи. Это нужно не для того, что «слизать» чью-то творческую концепцию. Нет, твоя интерпретация должна родиться внутри тебя, бывает, что это долгий путь. Сначала изучаешь партитуру, потом прослушиваешь записи и начинаешь больше погружаться в историю исполнения этого произведения, читаешь о композиторе и том времени, и у тебя формируется свой подход к этой музыке.
В редких случаях прибегаю к помощи инструмента для проигрывания симфонических партитур.

ТВ |  В 1991 году вы участвовали в мастер-классе по фортепиано у профессора Маргулиса во Фрайбурге (Германия)…

МГ | У меня нет специального пианистического образования. Но у меня были прекрасные педагоги по фортепиано: в училище – Ольга Леонидовна Резницкая, в консерватории – Наталья Донатовна Юрыгина. Меня всегда тянуло к фортепиано. Но именно на мастер-классе Виталия Маргулиса понял, что пианистом не стану, ведь у меня не было 10-15 лет многочасовых занятий на рояле. Хотя даже сейчас иногда в концертах принимаю участие и как пианист-аккомпаниатор.

ТВ | В книге Владимира Зисмана «Оркестр и его задворки» есть эпизод, где описывается мастер-класс Геннадия Рождественского для молодых, начинающих дирижеров. Автор обращает внимание на просьбу Рождественского к оркестру. Тот просил музыкантов играть не по нотам, а по «руке дирижера». Чтобы начинающие маэстро могли понять, насколько они правильно показывают.

МГ | Вы сказали верную вещь: «по руке дирижера». Если бы сейчас уровень столичных оркестров был таким, как лет 70 назад, то я думаю, что многие дирижеры оказались бы не у дел. Потому что по их рукам сыграть симфоническое полотно было бы невозможно.
Что касается мануала, или техники дирижирования, Геннадий Николаевич был королем в этом деле. И некоторые студенты пытались его копировать. Ничего, кроме улыбки, у него это не вызывало.

Он считал, что дирижер должен меньше говорить, а все должен показать руками, глазами и головой. Максимально все. Профессиональный дирижер – тот, кто, имея богатый духовный багаж, имеет хорошую мануальную технику. Она, техника, должна быть понятна оркестру. Сейчас в силу того, что мастерство оркестрантов возросло, мануальная техника становится уже не определяющей. Поэтому некоторые «маэстро» думают, что они выйдут к оркестру, какие-то пассы сделают руками, а оркестр все равно сыграет то, что нужно. Так и происходит. Но смотреть на такого «дирижера» без сожаления невозможно.
В плане рук я даже и не пытался копировать Геннадия Николаевича, да это и невозможно. Моя манера сформировывалась в Большом театре, мне свойственны широкие жесты. Когда ты находишься в оркестровой яме, а наверху у тебя солисты и хор, то вот эта амплитуда помогает (вспомните Александра Лазарева, например).

Рождественский был для меня наставником в очень сущностных вопросах. Он научил меня ощущать пульсацию музыки. Это важно. Не все педагоги этому учат. Потому что музыка по-разному звучит «на два, на четыре, на восемь». За это ощущение метро-ритмической пульсации я ему премного благодарен. И еще за то, что нас, своих учеников, он старался заразить интересом не только к музыке, но и к литературе, истории, ко всем видам искусства. Он составлял программы, объединяя разные тексты и сочинения, но благодаря связям, известным только ему одному, они приобретали общность, а программа становилась цельной.

ТВ | Ваши программы отличаются цельностью. Иногда они слишком объемны. Сегодняшний слушатель два часа музыки с трудом выдерживает. Но их достоинство в том, что они выстроены, как предельно точная и емкая аргументация тезисного названия концерта. Ваше послание «городу и миру» ощутимо именно через последовательность исполняемых произведений, включение в программу новых, малоизвестных сочинений. Или вовсе неизвестных. Тут Вы не считаетесь со вкусами публики. Никогда не идете на поводу у нее. Знает Томск Локшина или нет, будет он слушать Богуслава Мартину – будучи убежденным в том, что если музыка хорошая, значит, город должен ее знать, Вы исполняете ее.

МГ | Конечно, я мог бы подстраиваться под вкусы томского слушателя. Но что такое «вкус публики»?  Кто его определяет? Если у вас есть чем поделиться с миром, то почему этого не сделать? Да, я делаю то, что интересно мне. Потому что знаю: если я берусь, то всего себя отдам, чтобы эта идея, эта концепция прозвучала максимально выразительно. И в итоге это становится интересно всем. Я уважаю наш оркестр. И считаю, что со мной они прошли определенный этап в музыке и в жизни. Очень ценю, что они мои идеи, может быть, не сразу, но в процессе работы воспринимают, как свои.

Главный представляет

ТВ | За три года Вы сыграли не меньше десяти премьер, в том числе было несколько мировых. Редкая программа из абонемента «Главный представляет» или Ваших авторских абонементов – «Жанры», «Музыка мира» – не содержит премьер. Пусть даже томских. Такова Ваша стратегия?

МГ | Это происходит не потому, что я хочу выделиться на общем фоне какой-то премьерой. Но когда раскапываешь репертуар, историю жизни того или иного композитора, то понимаешь, что какие-то вещи раньше звучали, а сейчас они незаслуженно забыты. А почему бы их не показать, не исполнить? За три года я не сыграл львиной доли того, что хотел бы сыграть. Хотя посчитал количество концертов, которые проведу за календарный 2021 год, вышло 42. По-моему, немало.

ТВ | Вы исполняете премьеры, в основном, современных авторов. В глазах томской публики Вы оказались тем человеком, который знакомит аудиторию с новыми именами, открывает новую музыку. Например, Алексея Чернакова, победителя конкурса «Другое пространство», на котором Вы были членом жюри. Томская публика с воодушевлением приняла «Concertando» и «Сибирскую поэму» Чернакова. Или томского композитора Константина Лакина, о котором Вы уже говорили: за последние два года его новые сочинения звучали так часто, как никогда раньше. Много новой музыки прозвучало в рамках фестиваля «Классическое лето Эдисона Денисова».

МГ | Мне интересно открывать новые имена композиторов, новую музыку, неизведанные партитуры, как для себя, нашего оркестра, так и для наших слушателей. Это желание открывать новое объединяет меня с таким титаном, как Геннадий Рождественский, а сегодня – с Владимиром Юровским.
Конечно, мне импонирует то, что я иногда выступаю в роли первопроходца. Мировые премьеры притягательны тем, что до тебя их никто не играл. Это первое воплощение данной музыки в концертном зале. Или сочинение, пролежавшее в столе, вот сейчас явлено миру. Как например «Три портрета» Дмитрия Смирнова. Хорошо, что мы успели исполнить его при жизни композитора. Безусловно, тебя такая ситуация окрыляет, а с другой стороны, обязывает к чуткому и внимательному отношению к тексту композитора. Понимаешь, что те, кто захотят потом исполнить это же сочинение, будут искать твою запись, будут ориентироваться на нее.

ТВ | И в таком случае эта запись первого исполнения для них будет образцом, эталоном.

МГ | Да, и поэтому играть мировую премьеру – очень ответственное дело. Я не раз приводил в пример концерты Русского музыкального общества конца XIX-начала ХХ века: ведь тогда наряду с исполнением сочинений давно известных всегда были сочинения современных композиторов. Всегда. Они жили в условиях постоянных открытий новых сочинений. Так почему же мы в XXI веке поступаем по-другому? Почему надо исполнять только то, что было написано задолго до нас? Время идет вперед. Конечно, много пишется музыки, которую и исполнять-то не хочется. Но почему я выделил на конкурсе «Другое пространство» Алексея Чернакова? Да потому, что ему присуще симфоническое мышление, и превалирует мелодия. Это искреннее высказывание человеческой души, а не просто пачкотня на нотном стане.

ТВ | У Вас в Томске появился круг поклонников, Ваших почитателей. Одна из слушательниц в соцсетях написала: «Когда в афише есть фамилия Грановского, я пойду, не важно, что будет исполняться, важно, что это будет качественно и интересно». Но Ваша концертная жизнь не ограничивается Томском…

МГ | Нет, конечно. Только за этот пандемический год я выступил с Госоркестром имени Е.Ф. Светланова в Москве, с Эдвардом Радзинским в Москве и Нижнем Новгороде на Фестивале им. Сахарова, в Кисловодске с программой «Шекспир на все времена», в Волгограде. Продирижировал 4 программы в Новосибирске, где особняком стояла Третья, «Севастопольская» симфония Бориса Чайковского.

В октябре 2021 мы с Томским АСО выступаем на Симфоническом форуме в Екатеринбурге, где в нашей программе Глиэр, Хачатурян, Пярт и Канчели. В декабре у нас большие гастроли в Москву («Зарядье») и Санкт-Петербург (Мариинский театр), к 75-летию оркестра. А в феврале 2022 состоится мой юбилейный концерт в Большом зале Московской консерватории с Госоркестром, «Мастерами хорового пения» и Александром Князевым. И это далеко не всё…

Татьяна ВЕСНИНА

Фото предоставлены пресс-службой Томского академического симфонического оркестра

Михаил Грановский родился 15 июля 1971 в Москве в семье потомственных профессиональных музыкантов. В 1979-1989 обучался в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова). С 9 лет выступал на сцене в составе Хора мальчиков МХУ. В 1994 окончил дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории (класс проф. Б. Тевлина), а в 1998 — отделение оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г. Рождественского).

В 1990-е годы неоднократно участвовал как дирижер в мастер-классах проф. Х. Риллинга (Германия) — в Московской консерватории и дважды в Бах-академии г. Штутгарта (Германия), руководя оркестром и хором.

В 2001, пройдя конкурс, стал дирижером-стажером Большого театра России. Был ассистентом главного дирижера при постановках драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение) и оперы Мусоргского «Хованщина».

В 2002 стал ассистентом дирижера, затем до 2013 — дирижер ГАБТа. Дирижировал операм «Похождения повесы» Стравинского, «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского, опереттой И. Штрауса «Летучая мышь», балетами «Анюта», «Дочь фараона», «Шопениана», «Чиполлино», «Фантазия на тему Казановы», спектаклями Московской государственной академии Хореографии «Волшебная флейта», «Пахита» и «Щелкунчик». В 2010 выступил с оркестром Большого театра в Большом зале Московской консерватории, где исполнил «Домашнюю симфонию» Р. Штрауса и другие сочинения.

Выступал с БСО им. П.И. Чайковского, ГАСО им. Е.Ф. Светланова, АСО Санкт-Петербургской филармонии, оркестром «Русская филармония», Ульяновским, Томским и Саратовским симфоническими оркестрами, с камерными оркестрами «Времена года», «Амадеус», «Hellas-Orchestra of Patras» (Греция), оркестром Государственного Эрмитажа и Камерным оркестром Большого театра.

В 2005 — дирижер-постановщик оперы «Снегурочка» в Башкирском государственном театре оперы и балета.

В сезоне 2006-2007 сотрудничал с ансамблем «Студия новой музыки», с которым исполнил ряд сочинений ХХ века.

С сезона 2008-2009 — главный приглашенный дирижер Екатеринбургского театра оперы и балета (ныне Урал Опера Балет). Выступил как дирижер-постановщик опер «Мадам Баттерфляй» Пуччини (гастролировал с этим спектаклем в Лиссабоне и других городах Португалии), «Пиковая дама» Чайковского, «Гензель и Гретель» Хумпердинка.

Также в его репертуаре в театре: «Евгений Онегин», «Травиата», «Богема», «Снегурочка», «Царская невеста», «Хованщина», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Сатьяграха» Ф. Гласса, «Пассажирка» М. Вайнберга, «Русалка» А. Дворжака, «Волшебная флейта» Моцарта. Дирижирует балетами «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Снежная королева» А. Васильева.

Дирижер-постановщик балета «Катя и принц Сиама» на музыку П. Овсянникова (2011), премьеры балета «Щелкунчик» (2014), «Золушка» (2016).

Неоднократно участвовал с Екатеринбургским театром в Международных фестивалях танца и музыки в г. Бангкоке (Таиланд), где наряду с оперными и балетными спектаклями исполнил в концертах симфоническую сюиту «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Богатырскую» симфонию Бородина и Девятую симфонию Бетховена.

Дирижер-постановщик театрализованного проекта «Opus 25» к 25-летию газеты «Музыкальное обозрение» (2014), в рамках которого осуществил две мировые балетные премьеры: «Посвящение» на музыку Шумана – Листа (хореограф Н. Малыгина) и «Мимолетности» Прокофьева (хореограф В. Самодуров).

В 2015 дирижировал юбилейными оперными гала-концертами «175-летие П.И. Чайковского» (автор проекта) и «70-летие Победы».

С сезона 2009-2010 Михаил Грановский сотрудничает с Российским национальным оркестром (художественный руководитель М. Плетнев). Участвовал в III Большом фестивале РНО в Москве.

С 2009 постоянно сотрудничает с Новосибирским академическим симфоническим оркестром.

Дирижер-постановщик балета «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди в Национальном театре Боснии и Герцеговины (г. Сараево, 2012). Дирижировал там же балетом «Лебединое озеро».

В 2012 дирижировал премьерой балета «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни в Национальном оперном театре г. Мехико (Мексика).

В 2013 дирижировал оперой «Травиата» в Михайловском театре (Санкт-Петербург).

С 2013 является приглашенным дирижером балетной труппы Universal Ballet (г.Сеул, Корея).

В 2017 дирижировал заключительными гала-концертами 35-го «Шаляпинского фестиваля» в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля (Казань).

С 1 сентября 2018 — главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.

В 2018 году участвовал как член жюри в фестивале Московской филармонии «Другое пространство» с последующим исполнением произведений молодых композиторов (мировые премьеры).

В 2018-2019 в рамках международного фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова» подготовил и исполнил с Томским АСО мировые премьеры: пьесу Дмитрия Смирнова «Три портрета», симфоническую поэму «Сибирская поэма» Алексея Чернакова и симфонии «Зеркало» Андрея Тихомирова, поставил оперу «Иван-солдат» Э. Денисова на сцене Томской филармонии.

Выступал с известными солистами: М. Плетневым, А. Рудиным, О. Бородиной, В. Постниковой, А. Рождественским, С. Догадиным, А. Притчиным, А. Баевой, Д. Шаповаловым, К. Деланглем (Франция) и многими другими.

12 марта 2020 года с Томским академическим симфоническим оркестром и Б. Березовским (фортепиано) дал концерт на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии «Шедевры русской классической музыки: Оркестры России».

В сезоне 2020-2021 представил несколько российских и томских премьер: Десятую симфонию Малера; Концерт для двух фортепиано с оркестром Мартину; «Медитацию на старочешский хорал “Святой Вацлав”» Й. Сука; Симфонию № 4, Концертино для скрипки с оркестром, песню “Бессмертный полк” К. Лакина; симфоническую поэму «Цветы зла» и музыку к фильму «На озерах Казахстана2 А. Локшина; «Fratres» для струнного оркестра и ударных А. Пярта.

В рамках абонементов Томской филармонии сезона 2020-2021 «Главный представляет» и «Музыка мира» выступал с В. Репиным (скрипка), Е. Мечетиной (фортепиано), Д. Мацуевым (фортепиано), Г. Казазяном (скрипка), Б. Андриановым (виолончель), С. Поспеловым (скрипка), И. Стачинской (флейта), А. Раммом (виолончель).