Дальневосточная метнериана

Дальневосточная метнериана

Есть композиторы, произведения которых лишь на значительной исторической дистанции находят своих истинных ценителей и в полной мере начинают открываться лишь современному слушателю. Именно к таким творцам следует отнести Н.К.Метнера – выдающегося русского композитора ХХ века, постижение творческого и философско-эстетического наследия которого еще только начинается.

Судьбу его произведений до сравнительно недавнего времени трудно назвать счастливой. Сам Метнер со скрытой горечью признавал, что его музыка родилась «не ко времени», не смогла ошеломить современников новыми композиторскими техниками письма, красочностью гармонических находок и экспериментами в области формы. Долгое время самодостаточность его музыкальных миров, замкнутость его музыки самой в себе не признавались ее достоинствами. А исполнение его произведений и по сей день является вызовом исполнительским традициям и вкусам публики, искушенной классическими хитами и избыточной коммуникативностью популярной музыки. Круг тех, кто решился преодолеть сложившийся миф об элитарности и сложности его музыки, еще до недавнего времени был сравнительно невелик. Среди них и хабаровский пианист Владимир Будников, остро чувствующий современность и актуальность метнеровской музыки именно сегодня, в эпоху кризиса духовных ориентиров. Его интерес к творчеству Метнера пробудился еще в годы обучения в Новосибирской консерватории, где в классе Н.И.  Мельниковой происходило трудное, но благодарное постижение сущности метнеровской музыки, ее особой искренности и заразительной непосредственности, ее глубокой «стыдливой» красоты.

Произведения Метнера и сегодня занимают особое место в концертных программах В. Будникова. А внимание к незаслуженно забытым шедеврам русской музыки пробудило его инициативу к созданию в 2006 году уникального творческого проекта «Возвращение музыкального наследия России», в рамках которого звучат произведения русских композиторов-эмигрантов. Особо отметим, что многие исполнения в данном проекте имеют статус дальневосточных премьер. И сегодня на концертных площадках Хабаровского края и Владивостока в исполнении В. Будникова и других дальневосточных музыкантов все чаще звучит фортепианная и вокальная музыка Метнера, его скрипичные сочинения. Венцом столь верного служения искусству этого композитора стали премьерные на Дальнем Востоке исполнения в Хабаровской краевой филармонии всех трёх фортепианных концертов Метнера силами Дальневосточного академического симфонического оркестра (солист – В. Будников). Так рождалась и набирала силу наша дальневосточная метнериана. А исполнение В. Будниковым метнеровских сочинений на филармонических сценах Новосибирска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также за пределами России – в Японии (Токио), стало дальневосточным вкладом в российскую и мировую метнериану.

Год 140-летия со дня рождения композитора – повод вновь пристально вглядеться и внимательно вслушаться в звуковые миры Метнера, постичь глубины им осмысленного, оценить масштаб сделанного и мастерство воплощенного. В декабре 2020 года Хабаровский государственный институт культуры и Дальневосточный художественный музей в рамках проекта «Возвращение музыкального наследия России» представляяют новую музыкально-просветительскую программу «Миры Николая Метнера»  – музыкальное приношение хабаровских исполнителей этому оригинальному русскому композитору, чья музыка, по словам поэта-символиста А. Белого, дает «бездну уверенности в победе и силы, очень нужные в нынешнее скверное и опасное время»; приношение творцу, помогающему нам вернуться к себе, к истокам своей души.

Светлана ЛЫСЕНКО
музыковед, доктор искусствоведения