Премьера «Стиффелио» Верди (20, 22, 24 сентября 2022, Новая Опера)

Премьера «Стиффелио» Верди (20, 22, 24 сентября 2022, Новая Опера)
Иллюстрация к постановке — Театр Новая Опера, официальный сайт

Театр Новая Опера откроет 32 сезон российской премьерой оперы «Стиффелио» Джузеппе Верди. Дирижер – Александр Самоилэ. Режиссер – Екатерина Одегова. Художник-постановщик – Этель Иошпа. Первые спектакли запланированы на 20, 22, 24 сентября 2022.

«Стиффелио» – оперный шедевр, предвосхитивший знаменитую триаду Дж. Верди («Риголетто», «Трубадур», «Травиата») и положивший начало жанру лирической драмы. Либретто оперы по пьесе французских драматургов Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце» написал Франческо Мария Пьяве. Пьеса была поставлена в 1849, и уже через год – 16 ноября 1850 – в театре Гранде (Триест) состоялась премьера оперы Верди, закончившаяся провалом. История о женатом протестантском пасторе, способном простить супруге ее неверность, оказалась слишком острой для своего времени.

В 1854 Верди писал своему другу Чезаре де Санктису: «Среди тех моих опер, которые не идут, есть получившие на то мое согласие, потому что я ошибся в сюжете; но имеются и такие, которые я хотел бы спасти от забвения: это “Стиффелио” и “Битва при Леньяно”».

Спустя годы Верди предпринял очередную попытку дать сценическую жизнь «Стиффелио». Опера получила новое название – «Арольдо», действие было перенесено на семь столетий назад, изменились сюжетные повороты, был переработан музыкальный материал. Премьера этой версии прошла в 1857, но и она не получила желаемого признания.

В конце 1960-х в библиотеке Неаполитанской консерватории были обнаружены листы оригинальной записи «Стиффелио». Постановка оперы в первой, нецензурированной редакции состоялась 26 декабря 1968 в пармском Театро Регио.

Впервые в России «Стиффелио» была представлена в концертном исполнении в 2020, на Крещенском фестивале в Новой Опере. Дирижировал Александр Самоилэ. Он же продирижирует и нынешней премьерой.

Режиссер-постановщик Екатерина Одегова уходит от традиционного прочтения сюжета, где в центре внимания – измена жены и вызванные ею муки ревности, а затем и выстраданное прощение мужа-священника. Режиссер сосредотачивается на том самом «больном» моменте, из-за которого опера на десятилетия исчезла со сцены: кризис веры главного героя – священника Стиффелио. Измена жены для него – момент истины, суровое испытание веры, которая казалась незыблемой. «Легко быть с Богом, пока не ранен в сердце…», – к такой формуле приходит Екатерина Одегова.

Этель Иошпа создала аскетичное оформление спектакля в черно-белых тонах, соединяя эстетику кино середины ХХ века с костюмами в духе Викторианской эпохи. В лаконичном, практически пустом пространстве спектакля драма главных героев выходит на первый план – не только символически, но и буквально: постепенно надвигающаяся из глубины стена по мере действия выталкивает персонажей на авансцену.

Заглавную партию готовит приглашенный солист Большого театра Сергей Поляков. Певец выступал в Берлинской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, Национальном театре Мангейма, Королевской опере в Стокгольме и др. Еще один исполнитель роли Стиффелио – Михаил Новиков. В репертуаре солиста Новой Оперы – ведущие теноровые партии, в том числе Манрико в «Трубадуре» Дж. Верди, Дон Хозе в «Кармен» Ж. Бизе (премьера 2021).

Роль Лины, жены Стиффелио, репетируют Елизавета Соина и Марина Нерабеева. В прошедшем сезоне Елизавета Соина спела главную партию в концертном исполнении «Золушки» Ж. Массне, а Марина Нерабеева стала звездой российской премьеры оперы «Мертвый город» Э. Корнгольда, сыграв две роли – Мари и Мариэтты.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм