Премьера балета Вайнберга «Золотой ключик» (Нижегородский театр оперы и балета, 30 ноября и 1, 2, 3 декабря 2023)

Премьера балета Вайнберга «Золотой ключик» (Нижегородский театр оперы и балета, 30 ноября и 1, 2, 3 декабря 2023)

В Нижегородском театре оперы и балета состоится премьера балета Мечислава Вайнберга «Золотой ключик» (op. 55, 1954-1955) по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хореограф-постановщик – Алессандро Каггеджи. Дирижер-постановщик – Федор Леднёв. Художник-постановщик (сценография, костюмы) – Сергей Илларионов. Показы состоятся 30 ноября и 1, 2, 3 декабря 2023.

В 1936 Алексей Толстой сделал литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Советские дети, зачитывались сказкой про деревянного мальчишку Буратино, чередой шли театральные постановки и экранизации «Золотого ключика». Первым хореографическим воплощением этой истории стал написанный в 1955 балет Мечислава Вайнберга.

Балет был впервые поставлен 10 июня 1962 на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве (балетмейстер Н. Г. Гришина, художники Е. К. Коваленко и В. Ф. Кривошеина, дирижер В. А. Эдельман). 27 апреля 1974 в Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера второй постановки балета – балетмейстер М. Ж. Тлеубаев выдвинул на первый план не танец, а актерскую игру и пантомиму, чтобы сделать спектакль более понятным для детей. В Оперной студии Ленинградской консерватории постановки балета «Золотой ключик» шли до 2012.

За хореографию и либретто в нижегородской премьере отвечает Алессандро Каггеджи – молодой танцовщик и постановщик итальянского происхождения, который родился в Англии, но уже более 10 лет работает в России: с 2015 артист балетной труппы Татарского оперного театра им. Джалиля, с 2021 выступает как хореограф, поставил в казанском театре «Игру чудаков» и «Тарантеллу» (на музыку Дж. Россини). В Нижнем Новгороде он ставил один из балетов проекта «Терезин-квартет» (2022).

«Музыка для меня – самый важный элемент в балете, – отметил хореограф. – Если она не сочетается с образами и танцами или хореография поставлена немузыкально, то балет, на мой взгляд, можно считать провальным. Когда я познакомился с музыкой Вайнберга к «Золотому ключику», идеи в моей голове родились моментально, я просто увидел, как это должно быть. Музыка очень красочная. Каждый раз, слушая ее, я нахожу для себя новые нюансы».

Каггеджи не только поставил хореографию «Золотого ключика», но и написал либретто, добавив к классической истории про Буратино черты современной реальности: в сюжете появилась Диджиталия, страна смартфонов, в которой оказываются герои.

За музыкальную часть отвечает Федор Леднев, специалист в области музыки XX–XXI веков, постоянный участник концертных программ Нижегородского театра оперы и балета. На фестивале «Болдинская осень» в октябре 2023 под управлением Федора Леднева прозвучала редкая партитура – «Евгений Онегин» Прокофьева (1936) – музыка, написанная к неосуществленному спектаклю Александра Таирова в Московском Камерном театре.

Художник по костюмам и сценограф – Сергей Илларионов, создавший оформление спектакля «De temporum fine comoedia» (Дягилевский фестиваль, Пермь, и Дом Радио, Санкт-Петербург, 2022).

Составы премьерных спектаклей:
Буратино – Сюго Каваками, Максим Просянников, Джотаро Каназаси
Папа Карло – Артем Зрелов, Максим Просянников, Дмитрий Пельмегов
Фея Мальвина – Татьяна Пельмегова, Алиса Карпычева, Анастасия Абрамова, Александра Зрелова

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.