Балетный проект «Терезин-квартет» – мировая премьера (24-27 ноября 2022, Нижегородский театр оперы и балета)

Балетный проект «Терезин-квартет» – мировая премьера (24-27 ноября 2022, Нижегородский театр оперы и балета)

24-27 ноября Нижегородский театр оперы и балета покажет мировую премьеру четырех одноактных балетов с объединенным названием «Терезин-квартет» на музыку композиторов-узников Терезиенштадтского гетто: Виктора Ульмана, Гидеона Кляйна, Ханса Красы и Павла Хааса.

Хореографы Алессандро Каггеджи, Александр Сергеев, Максим Петров, Татьяна Баганова. Художник–постановщик – Этель Иошпа. Художник по свету – Иван Виноградов. Автор идеи, музыкальный руководитель – худрук театра Алексей Трифонов. Премьера пройдет на новой площадке театра, открывшейся в 2022 – Пакгаузах на Стрелке.

Постановка «Терезин-квартет» посвящена узникам концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941-1945 были убиты около 33 000 человек. Более 88 тысяч узников Терезина были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти. В нацистской пропаганде Терезиенштадт был представлен как образцовый лагерь для пожилых и уважаемых евреев (среди узников – ученые, литераторы, музыканты, политики с международной известностью), где они живут в комфортных и безопасных условиях. На деле же содержание заключенных немногим отличалось от обычного, однако в Терезиенштадте действительно существовала культурная жизнь: читались лекции, выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, писалась и звучала музыка…

Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ: «Пражский композитор Ханс Краса специально для свезенных в Терезин детей сделал версию своей детской оперы “Брундибар” и несколько раз эту оперу исполнил. Только исполнители все время менялись – одну партию увозили в концлагеря и газовые камеры, а новую привозили. Один из самых многообещающих молодых композиторов – Гидеон Кляйн – написал в чешском гетто свои наиболее яркие сочинения. Его Струнное трио было закончено за девять дней до отправки композитора в Освенцим. Виктор Ульман написал в Терезине свою оперу “Император Атлантиды”, в которой Смерть отказывается забирать людей к себе. Терезин стал последним пунктом нескольких замечательных чешских композиторов еврейской национальности – Ханса Красы, Павла Хааса, Гидеона Кляйна, Виктора Ульмана и ряда других. Все они были отправлены в газовые печи Освенцима».

В спектакле Нижегородского театра показаны четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета в постановке четырех российских хореографов.

Алессандро КАГГЕДЖИ – танцовщик британского происхождения, с 2015 артист балетной труппы Татарского оперного театра им. Джалиля, с 2021 выступает как хореограф, поставил в казанском театре «Игру чудаков» и «Тарантеллу» (на музыку Дж. Россини).

Александр СЕРГЕЕВ – солист балетной труппы Мариинского театра (в труппе с 2004), лауреат премии «Золотой софит» в номинации «лучшая мужская роль в балетном спектакле» за роль Евгения в спектакле «Медный всадник» (2016). В рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» в 2019 представил балет «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020 – номер «Фарфор» на музыку Михаила Глинки. В 2022 поставил балет «Двенадцать» Бориса Тищенко.

Максим ПЕТРОВ – хореограф и артист балетной труппы Мариинского театра (с 2012). В 2014 дебютировал как хореограф в рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» с одноактным балетом “Cinéma” на музыку Э. Сати. Лауреат премии «Золотая маска» 2021 в номинации «Лучшая работа хореографа» за спектакль «Русские тупики – II», в 2021 поставил в Мариинском балет «Байка. Мавра. Поцелуй феи» на музыку И. Стравинского, получившего 6 номинаций на «Золотую маску» 2022 и премию за лучшую работу художника.

Татьяна БАГАНОВА – танцовщица, хореограф, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы», одна из главных фигур современной российской хореографии, многократный номинант и лауреат премии «Золотая маска».

Музыкальная сторона возложена на струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale в составе: Кристина Траулько, Мария Балабух, Мария Евдокимова, Анна Прохорова.

За визуальное оформление спектакля отвечают художник–постановщик Этель ИОШПА (в 2017 получила «Маску» за спектакль «Саломея» в Новой Опере) и художник по свету Иван ВИНОГРАДОВ (лауреат «Золотой маски» 2021 за спектакль Гоголь-центра «Петровы в гриппе»: режиссер – Антон Федоров, автор – Алексей Сальников; в 2022 номинирован на премию за оформление спектакля Дмитрия Крымова «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм