Поль Валери – 150 лет со дня рождения

Поль Валери – 150 лет со дня рождения

30 октября 1871 в городке Cэт на юге Франции родился Поль Валери (1871-1945), будущий великий поэт и мыслитель, чьи стихи, эссе, критические наброски (язык не поворачивается назвать их «афоризмами», но кто-то называет) занимали умы таких великих мастеров переводческого искусства, как Бенедикт Лившиц (1887-1938), Евгений Витковский (1950-2020) и, безусловно, может быть, даже в первую очередь – Вадим Козовой (1937-1999).

Именно его усилиями 45 лет назад в московском издательстве «Искусство» вышла в свет книга Поля Валери «Об искусстве»: Вадим Маркович не только перевел большую часть текстов, но и подготовил издание к выходу.

Позволим себе процитировать один фрагмент, впрямую связанный с областью нашего, «МО», долгого и пристального интереса:

«<…> Музыкальная композиция требует выражения знаками действий (призванными вызывать к жизни звуки) мелодических или ритмических образов, выводимых из “царства звуков”, которое мыслится как “беспорядок” – или, лучше сказать, как потенциальная совокупность всех возможных порядков; причем сама по себе эта неповторимая кристаллизация остается для нас загадкой. Пример музыки особенно важен: он показывает нам в чистейшем виде смешанный механизм образований и построений. Мир музыки по-своему уникален: это мир звуков, выделенных из массы шумов и резко от них отличных, которые одновременно систематизированы и размечены на инструментах, позволяющих извлекать их посредством единообразных действий. Поскольку таким образом, мир звуков четко очерчен и организован, мысль композитора движется как бы в недрах единственной системы возможностей: музыкальное состояние задано ей. Любое стихийное образование мгновенно связывается системой отношений с миром звуков во всей его полноте; затем волевое усилие сосредоточивает свои действия на этой основе, разрабатывая ее многообразные связи с той сферой, откуда вышли ее элементы.

Исходная мысль напрашивается сама по себе. Если она пробуждает потребность или желание ее воплотить, произведение становится ее целью, и сознание этой направленности мобилизует весь арсенал средств и приобретает характер целостного человеческого усилия».

Процитируем и Бенедикта Лившица – в его безошибочном чувствовании мелодики Поля Валери:

ДРУЖЕСКАЯ РОЩА

Дорогою о чистых и прекрасных
Предметах размышляли мы, пока
Бок-о-бок двигались, в руке рука,
Безмолвствуя… среди цветов неясных.

Мы шли, боясь нарушить тишину,
Обручники, в ночи зеленой прерий
И разделяли этот плод феерий,
Безумцам дружественную луну.

Затем во власть отдавшись запустенью,
Мы умерли, окутанные тенью
Приветной рощи, ото всех вдали,

И в горнем свете, за последней гранью,
Друг друга плача снова обрели,
О милый мой товарищ по молчанью!

Антон ДУБИН, «МО»