Памятные даты августа 2019

Памятные даты августа 2019
Илья Репин. Герман Мелвилл. Наполеон Бонапарт. Эдуард Направник

175 лет со дня рождения Ильи Репина

Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн, Глазунов, Лядов, Кюи, Стасов, Мамонтов, Беляев… Все эти и многие другие великие имена стоят в одном ряду не только в истории русской музыки, но и в наследии Ильи Ефимовича Репина (5.08.1844 – 29.09.1930).

Репин, автопортрет, 1878. Источник: wikimedia.org

Репин запечатлел практически всех русских композиторов и музыкальных деятелей – своих современников. Многих он писал не один раз, в разные периоды их жизни, в процессе работы или на отдыхе. Известны пять портретов Стасова, три — Беляева, два — Римского-Корсакова и Рубинштейна. Эти портреты стали хрестоматийными, и их персонажей мы сегодня представляем не по фотографиям, а именно такими, какими их изобразил Репин.

Репин был и уникальным мастером коллективных портретов. Один из самых известных (наряду с «Заседанием Государственного совета») — «Славянские композиторы». На этой картине наряду с русскими композиторами (Глинка, Балакирев, Одоевский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Ласковский, Львов, Верстовский, Антон и Николай Рубинштейн, Серов, Гурилев, Бортнянский, Турчанинов) изображены польские (Монюшко, Шопен, Огинский, Липинский) и чешские (Направник, Сметана, Бендель, Горак). «Славянские композиторы» — широкая панорама музыки Восточной Европы второй половины XVIII – XIX вв.

Илья Репин. Славянские композиторы (Собрание русских, польских и чешских музыкантов). 1872 Холст, масло. 198 x 393 см

Репин был большим любителем, знатоком и ценителем музыки, дружил со многими из тех, кого рисовал. Особенно с Мусоргским, чей предсмертный портрет (написанный в больнице за несколько дней до смерти композитора) называют портретом-реквиемом.

80 лет со дня рождения Валерия Гаврилина

Композитор Валерий Гаврилин (17.08.1939 – 28.01.1999) — уроженец Вологды, выпускник Ленинградской консерватории (класс профессора Ореста Евлахова).

Валерий Гаврилин. http://cultinfo.ru

Автор симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных, хоровых, вокальных произведений, музыки к многочисленным театральным спектаклям, кино- и телефильмам. Наиболее известное сочинение — балет «Анюта», по которому снят популярный фильм-балет с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым (режиссер Александр Белинский).

Лауреат Государственной премии СССР (1985) — за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»; Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967) — за вокальный цикл «Русская тетрадь»; Премии Ленинского комсомола (1980) — за вокально-инструментальные произведения «Земля», «Военные письма» и вокально-симфоническую балладу «Два брата».

Был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1979) и народного артиста РСФСР (1985).

Имя Гаврилина присвоено Вологодской филармонии, которая раз в два года проводит Гаврилинский фестиваль и Губернаторский юношеский исполнительский конкурс имени В.А. Гаврилина. В 2008 году художественным руководителем Гаврилинского фестиваля был главный редактор «МО» Андрей Устинов. Им была разработана новая концепция форума, которая потом легла в основу фестиваля «Кружева» (проводился до 2016 года). Она включала воскресные звоны на Софийской колокольне Вологодского кремля, заказ нового сочинения современному композитору (семь увертюр «Вологодские кружева» для разных составов стали своеобразной музыкальной летописью знаменитого вологодского промысла) и многие другие уникальные особенности, вплоть до оригинального звонка на концертах.

Сегодня пропагандой творчество В. Гаврилина активно занимается его вдова. Ее усилиями выходят многочисленные книги о композиторе. Издательство «Композитор СПб» выпускает его Собрание сочинений. Гаврилинские проекты активно поддерживаются администрацией Вологодской области. Экспозиция, посвященная жизни и творчеству композитора, являются частью экспозиции музея «Литература. Искусство. Век XX» в Вологде.

200 лет со дня рождения Германа Мелвилла

Герман Мелвилл (1 августа 1819 — 28 сентября 1891) — американский писатель и поэт, автор многочисленных произведений на морскую тематику, в т.ч. ставшего культовым романа «Моби Дик». Обращение к теме моря связано с первой профессией Мелвилла: в молодости он несколько лет плавал на китобойном судне и даже провел некоторое время у туземцев племени Тайпи на Маркизских островах в Полинезии.

Герман Мелвилл, 1870. Джозев Ориел Итон (фрагмент)/ Источник: wikimedia.org

В историю музыки Мелвилл вошел благодаря повести «Билли Бад, фор-марсовый матрос» (Billy Budd, Foretopman), которую писал в последний год жизни. Повесть осталась в рукописи и была опубликована только в 1924 году. По мотивам «Билли Бада» Бенджамин Бриттен написал одну из лучших своих опер (1951), дважды поставленную в России: в январе 2013 года в Михайловском театре (перенос постановки Венской оперы 2001 года, режиссер Вилли Декер, музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников) и в ноябре 2016 года в Большом театре (совместная постановка с Английской национальной оперой и Deutsche Oper в Берлине, режиссер Дэвид Олден, дирижер Уильям Лейси). Спектакль Большого театра получил 8 номинаций на «Золотую Маску» и две Национальные театральные премии: в номинациях «Опера/спектакль» и «Работа художника в музыкальном театре» (Пол Стейнберг).

По итогам 2016 года эта постановка названа «Событием года» в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» и удостоена премии «МО» в номинации «Опера – спектакль».

В феврале 2018 года на сцене ГАБТа, согласно контракту, прошли последние представления оперы «Билли Бадд».

250 лет со дня рождения Наполеона Бонапарта

Образ Наполеона Бонапарта (15 августа 1769 – 5 мая 1821) не раз встречается в музыке великих композиторов. Самый знаменитый пример — Третья симфония Бетховена. В 1804 году Людвиг ван Бетховен, все еще одержимый идеями Великой французской революции, посвятил свою только что оконченную симфонию первому консулу Франции Наполеону Бонапарту.

Император Наполеон в своём кабинете в Тюильри. :Жан-Луи Давид, 1812 (фрагмент) Источник: wikimedia.org

Однако узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Вот как вспоминал эту историю один из учеников Бетховена:

«Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово “Буонапарте”, а внизу “Луиджи ван Бетховен” и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: “Этот тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!”

Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол».

Впоследствии Бетховен дал симфонии название Eroica и «перепосвятил» ее князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу. В первом издании оркестровых голосов симфонии (Вена, октябрь 1806) посвящение на итальянском языке гласило: «Героическая симфония, сочиненная, чтобы почтить память одного великого человека, и посвященная его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном, ор. 55, № III».

Спустя 10 лет, узнав о ссылке императора на остров Святой Елены, Бетховен сказал: «Вставив в симфонию похоронный марш, я точно предчувствовал катастрофу».

В 1835 году Гектор Берлиоз заканчивает сочинение для баса, хора и оркестра под названием «Пятое мая, кантата на смерть императора Наполеона» (на стихи Жана Пьера Беранже), которое писал пять лет. А в 1849 году Берлиоз задумал посвятить памяти Наполеона свою новую симфонию. Однако замысел остался неосуществленным, и композитор написал только одну часть предполагавшегося цикла: монументальный Te Deum для тенора, двух хоров, детского хора и огромного четверного состава оркестра, включавшего также 5 цимбал, 12 арф и орган. Посвящен Te Deum был принцу Альберту, супругу королевы Виктории.

Традиция посвящений французскому императору достигла ХХ века. В 1942 году Арнольд Шенберг написал «Оду Наполеону» на стихи Байрона для голоса и фортепианного квинтета.

В 1995 году театр «Кремлевский балет» представил балет «Наполеон Бонапарт» на музыку Тихона Хренникова (постановка Андрея Петрова), не раз с успехом показанный театром и на гастролях за рубежом.

75 лет со дня рождения Николая Калинина

Николай Николаевич Калинин (12 августа 1944 – 6 июня 2004) — выдающийся музыкант, художественный руководитель и главный дирижер НАОНИР имени Н.П. Осипова в 1979-2004 гг.

Николай Калинин

До того, как Калинин возглавил один из лучших народных оркестров СССР, а затем России, он занимался музыкой в Московском городском дворце пионеров: пел в хоре и играл на ударных в ансамбле имени В.С. Локтева. Окончил Московскую консерваторию по классу ударных, работал в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. Одновременно занимался дирижированием: еще в юности организовал и возглавил оркестр при детском хореографическом ансамбле «Школьные годы» ДК автомобилистов г. Москвы (впоследствии Московский молодежный оркестр русских народных инструментов), и работал с этим оркестром 20 лет.

Калинин дирижировал многими народными и симфоническими оркестрами, оркестром Большого театра, эстрадно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1972–1975 был музыкальным руководителем и дирижером Красноярского ансамбля танца Сибири под руководством М. Годенко. А возглавив оркестр имени Осипова, объездил с ним весь Советский Союз, Россию, многие зарубежные страны, сделав этот коллектив визитной карточкой российского искусства во всем мире.

Калинин — выдающийся организатор музыкальной жизни в России на рубеже веков. Благодаря его деятельности и по его инициативе в 1990-е годы во многих городах России и за рубежом появились профессиональные русские народные оркестры. Он инициировал, организовывал и проводил конкурсы и фестивали народных оркестров, неутомимо продвигал идею развития народного музыкального искусства в самых высоких кабинетах и коридорах власти.

Н.Н. Калинин был профессором РАМ им. Гнесиных, Астраханской консерватории, Волгоградского института культуры и искусств, Краснодарского университете культуры и искусств, заведующим кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного университета культуры и искусств. Проводил мастер-классы, творческие встречи, оказывал методическую и консультативную помощь практическим работникам искусства и культуры. Он был председателем жюри Всероссийских конкурсов дирижеров русских народных оркестров, исполнителей на народных инструментах, исполнителей народной песни «Голоса России».

В 2001–2004 гг. Калинин входил членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, был членом комиссии по государственным наградам при Президенте РФ (1994–2004), комиссии по Государственным премиям в области литературы и искусства при Президенте РФ (1997–2004), академиком Международной академии информатизации (с 1996 г.). С 2001 по 2004 годы Калинин — председатель правления Всероссийского музыкального общества.

Среди многочисленных наград маэстро Калинина — премии, звания, ордена, медали СССР и Российской Федерации. Одна из наград — звание лауреата газеты «Музыкальное обозрение» в рейтинге «События и персоны» за 2002 год.

100 лет со дня рождения Виктора Мержанова

19 августа — 100 лет со дня рождения выдающегося пианиста и педагога Виктора Карповича Мержанова (15 августа 1919 — 20 декабря 2012).

Виктор Мержанов. Архивное фото

Мержанов — выпускник Московской консерватории (по классу фортепиано у проф. С. Фейнберга, по классу органа у проф. А. Гедике), закончил ее с золотой медалью, и его фамилия увековечена в списках золотых медалистов на мраморных скрижалях в фойе Малого зала консерватории. Участник Великой Отечественной войны, играл в военных оркестрах (на самых разных инструментах), закончил танковое училище. Тем более удивительно, что сразу после окончания войны, в 1945-м, он стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса пианистов (разделил премию со Святославом Рихтером). В 1947-м окончил аспирантуру у С. Фейнберга, в 1949-м стал лауреатом Конкурса пианистов им. Шопена в Варшаве. Прекрасный пианист — яркий представитель великой русской романтической фортепианной школы, В.К. Мержанов был блестящим интерпретатором сочинений Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Брамса, Чайковского, Мусоргского, Скрябина, Прокофьева, композиторов-современников. Более 60 лет Мержанов концертировал во множестве стран: дал более 2000 концертов в 330 городах, сделал десятки записей. Среди дирижеров, аккомпанировавших пианисту — К. Кондрашин, А. Гаук, Н. Аносов, К. Зандерлинг, К. Иванов, Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Темирканов.

С 1947 года Мержанов преподавал в Московской консерватории (с 1964 года — профессор, с 2007 — заведующий кафедрой специального фортепиано). Среди его учеников — лауреаты международных конкурсов А. Нерсесян, В. Бунин, О. Волков, Ю. Слесарев, Ю. Диденко, М. Оленев, Т. Шебанова, Н. Деева… В 1973–1978 годах преподавал в Варшавской консерватории (ныне Музыкальный университет имени Фредерика Шопена), в 1990–1998 — в Высшей музыкальной школе Троссинген (Германия). Участвовал в работе международных курсов развития фортепианного мастерства, проводил мастер-классы в Германии, Польше, Италии, Англии, Финляндии, Греции, Хорватии, Франции, США, Японии, Южной Корее. Возглавлял и входил в состав жюри престижных фортепианных конкурсов в СССР, России и за рубежом.

В.К. Мержанов — уроженец Тамбова, и многое в его жизни было связано с творчеством С.В. Рахманинова. Он был председателем жюри Московского международного конкурса пианистов им. С.В. Рахманинова, который существовал и держался на плаву в трудные 1990-е – 2000-е годы главным образом благодаря его усилиям и деятельности Российского Рахманиновского общества, инициатором создания и президентом которого был Виктор Карпович.

Он стоял у истоков рахманиновских проектов в Тамбове. Это и Всероссийский фестиваль им. С.В. Рахманинова (проходит с 1982 года), и международный конкурс пианистов, который Мержанов организовал в 1996 году вместе с А.С. Базиковым, в то время ректором Тамбовского музыкально-педагогического института им. Рахманинова.

Народный артист СССР, кавалер многих орденов и других почетных наград СССР и России, Офицер ордена Заслуг перед Республикой Польша, он особенно гордился званием Почетного гражданина Тамбова. Имя В.К. Мержанова присвоено колледжу при Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова и ДМШ № 2 г. Тамбова.

180 лет со дня рождения Эдуарда Направника

Один из многих чешских музыкантов, для которых Россия стала второй родиной, Эдуард Францевич Направник (24 августа 1839 – 23 ноября 1916) родился в Богемии на территории Австро-Венгрии, а в 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, приехал в Россию. В 1863 году он был приглашен помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра, в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 — первого капельмейстера (главного дирижера) и занимал этот пост почти полвека, до последнего дня жизни. Звучание оркестра под управлением Направника современники признавали эталонным.

Эдуард Направник. Фото https://www.2do2go.ru/

За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трех тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер «Вражья сила» Серова, «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Опричник», «Кузнец Вакула», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна. Под руководством Направника на Мариинской сцене была возобновлена опера «Руслан и Людмила» Глинки, впекрвые прозвучавшая без купюр. Поставлены тетралогия «Кольцо Нибелунга» Вагнера, оперы «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка — всего в его репертуаре было 80 опер.

Направник также дирижировал симфоническими концертами оркестра Мариинского театра и Русского музыкального общества.

Направник-композитор, уступая по масштабу дарования современникам, чьими сочинениями он столь успешно дирижировал на театральной и концертной сцене, тем не менее также внес свою лепту в русскую музыкальную культуру. Из его многочисленных опусов (4 оперы, поставленные в Мариинском театре — «Нижегородцы», «Гарольд», «Дубровский», «Франческа да Римини»; 4 симфонии и другие сочинения для оркестра; фортепианный концерт; три струнных квартета, струнный квинтет, два трио и многие другие) наиболее популярной и востребованной стала опера «Дубровский», неоднократно ставившаяся в Большом и Мариинском театрах. В постановке ГАБТа 1948 года блистал в заглавной партии Сергей Лемешев, а в 1961 был снят фильм-опера «Дубровский», также с С.Я. Лемешевым. В советские годы по радио довольно часто звучали и были записаны оркестровые пьесы «Романс» и «Фанданго».

Направник скончался в ноябре 1916 года, в возрасте 77 лет. «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена посвятила ему две больших мемориальных статьи. Вот одна из них (все даты приведены по старому стилю):

«Кончина и погребение Э.Ф. Направника.

Отлагая некролог гениальному дирижеру русской оперы до следующего номера, помещаем здесь данные о его кончине, сообщенные газетами.

Вл. С. в «Новом Времени» сообщает о болезни и кончине Э.Ф. Направника: «Покойный болел два года. Он вынес пять операций, произведенных проф. Федоровым и д-ром Хольцовым. После последней операции, произведенной 20 октября в лечебнице врачей специалистов в Чернышевом переулке, ему стало значительно лучше. Однако через два дня у больного начался нервный кашель в сопровождении тошноты. От напряжения организма зашитая уже рана разошлась, и образовалось местное заражение крови, процесс которого стал распространяться и далее. Более двух недель богатырский организм покойного, которому поражались пользовавшие его врачи, и его крепкое старое сердце боролись с надвигавшейся опасностью общего заражения крови. Три дня назад у изголовья больного состоялся консилиум врачей: проф. Цейдлера, хирурга Хольцова, д-ров Михельсона и Виноградова, определивший положение Э.Ф. в высшей степени серьезным. Сам больной, бывший тогда еще в полном сознании, высказывал своему сыну опасения близкой развязки, которая была, по его словам, вопросом нескольких дней, а, быть может, только нескольких часов. сделать доброе дело и поскорее прекратить их. 8 ноября покойным была получена трогательная телеграмма от артистов Императорской русской оперы с пожеланиями здоровья. Э.Ф. просил Страдания Э.Ф. были ужасны. Он просил, по временам, у окружающих его докторов и родных сына поблагодарить всех за внимание к нему, которое ему очень дорого, и передать через капельмейстера г. Малько привет оркестру. 9 ноября было получено сочувственное письмо от артистов оркестра, на которое больной уже не мог реагировать: Э.Ф. лишь слабо мог произносить «да» или «нет» и наклонять голову в знак согласия на обращенные к нему предложения облегчить его страдания приемом лекарств и т.п. С 6 часов вечера среды, 9 ноября, больной Э.Ф. находился в забытье и так и не приходил в себя до момента смерти. В 1 час 20 минут ночи на 10 ноября покойный глубоко вздохнул и заснул вечным сном. Последний вздох умиравшего приняла его дочь, В.Э. Направник, – сестра милосердия лазарета артистов Императорских театров. В ту же ночь тело покойного было перевезено из лечебницы на квартиру. По желанию сына Э.Ф., с лица покойного сделан гипсовый слепок.

В день кончины Э.Ф. были отслужены панихиды в Консерватории, Народном доме и т.д. В оперных театрах Петрограда память покойного была почтена вставанием. 11 ноября в Мариинском театре, по почину оркестра русской оперы, состоялось траурное музыкальное утро, посвященное памяти покойного дирижера.

12 ноября на кладбище Новодевичьего монастыря состоялось погребение Направника, отличавшееся исключительной торжественностью и собравшее массу почитателей покойного большого артиста. В исходе 9 часа утра около квартиры покойного Э.Ф. (Крюков канал, 6) собралась масса публики, здесь же, в полном составе, собрались хор и артисты Императорской русской оперы, поодаль встал с особо разрешения для отдания почестей оркестр л.-гв. Финляндского полка, с капельмейстером Кадлецом во главе, профессора, преподаватели и учащиеся Петроградской консерватории. По совершении краткой литии, гроб с телом Э.Ф. на руках режиссеров, поддерживаемый князем Иоанном Константиновичем, вынесли из квартиры. Оркестр л.-гв. Финляндского полка играл «Коль славен». Процессия направилась, с пением «Святый Боже», к Мариинскому театру, где тело своего дирижера и учителя встретил маршем Шопена оркестр Мариинского театра. По совершении литии, гроб установили на траурную колесницу, впереди которой, вплоть до Новодевичьего монастыря, шел хор русской оперы, за процессией следовали две колесницы с венками, количество которых за эти дни достигло свыше сорока. Всю дорогу до монастыря оркестр музыки исполнял марши. По внесении гроба в соборный храм, началась заупокойная литургия, во время которой пел хор русской оперы под упр. Н.М. Сафонова и монастырский. Последнее дежурство у гроба Э.Ф. поочередно, до предания земле, занимали артисты Славина, Черкасская, Похитонов и Мельников. Храм был полон молящимися. Хор русской оперы во время богослужения исполнил: херувимскую – Глинки, «тебе поем» – Рахманинова, запричастный – Бортнянского, «Скажи мне, Господи, кончину мою» и др. Апостола прочел артист Шаронов. По окончании отпевания, гроб на руках артистов вынесли и перенесли на кладбище, где похоронена жена Э.Ф. – О.Э. Шредер, вблизи могил Лядова, Стравинского, Римского-Корсакова. Над могилой Э.Ф. образовался холм из венков и цветов, посреди который возвышается простой крест с датой смерти Э.Ф. У свежей могилы последнее прости сказали режиссер русской оперы Н.Н. Боголюбов и сотрудник РМГ С. Свириденко.»