Юбилеи августа 2019

Юбилеи августа 2019

Юрию Григорьеву — 80!

Юрий Григорьев (род. 5 августа 1939 года) — знаменитый баритон, солист Большого театра СССР эпохи его «Серебряного века» (1968-1990), художественный руководитель оперы Большого театра России (1999-2001).

Юрий Григорьев

На сцене ГАБТа исполнял партии Князя Игоря (в этой роли он дебютировал на главной оперной сцене страны), Риголетто, Мазепы, Фигаро («Свадьба Фигаро»), Графа Ди Луна («Трубадур»), Амонасро («Аида»), Эскамильо и Моралеса («Кармен»), Альбериха («Золото Рейна»), Томского («Пиковая дама»), Шакловитого и Кузьки («Хованщина»), Грязного («Царская невеста»), Эбн-Хакиа («Иоланта»), Денисова («Война и мир»), Исправника («Катерина Измайлова») — всего более 20 партий. Работал с дирижерами Геннадием Рождественским, Юрием Симоновым, Александром Лазаревым.

Артист блестяще спел партию Почтмейстера в мировой премьере оперы «Мертвые души» (дирижер Юрий Темирканов, режиссер Борис Покровский).

Ю.А. Григорьев — народный артист РСФСР, доктор искусствоведения. С 1979 года преподает в Московской консерватории, с 1996 г. профессор. Среди его учеников — лауреаты международных конкурсов, солисты Большого театра России (И. Морозов, Е. Морозова, Н. Казанский, Н. Семенов), Большого театра Белоруссии (А. Дубровец, И. Ланюк), Новой оперы (О. Мирошникова), Михайловского театра (Д. Каневский), Московской филармонии (Д. Трапезников), европейских театров.

Певец участвует в работе жюри крупнейших вокальных конкурсов, в т.ч. Конкурса им. П.И. Чайковского, Всероссийского музыкального конкурса, конкурсов им. Глинки, им. Лемешева, «Янтарный соловей» (Калининград), им. Н. Сабитова (Уфа), им.  Шаляпина (Казань), им. Алчевского, Лысенко, Крушельницкой в Украине, Королевы Сони в Нидерландах, им. Виотти в Италии, UNISA в ЮАР, Конкурса оперных певцов в Брюсселе и других.

Евгению Левашеву — 75!

9 августа отметил юбилей профессор, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, заведующий сектором академических музыкальных изданий ГИИ Евгений Михайлович Левашев — один из крупных специалистов по изучению русской музыкальной культуры XVIII-XIX веков.

Многочисленные труды Е.М. Левашева посвящены творчеству Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки».

Левашов Евгений

По научным реставрациям и реконструкциям Е.М. Левашева осуществлены театральные постановки: «Рождественская драма» Димитрия, митрополита Ростовского в Московском камерном театре п/р Б.А. Покровского (под названием «Ростовское действо»), оперы Пашкевича «Скупой» (там же) и «Санкт–Петербургский гостиный двор» (Камерный оперный театр, Киев), оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в Большом театре (в т.ч. постановка «Руслана и Людмилы», открывавшая в ноябре 2011 года Историческую сцену ГАБТа после реконструкции), различные версии и реконструкции оперы Бородина «Князь Игорь» (в театрах Москвы, Вильнюса, Милана, Берлина), первая авторская редакция оперы «Борис Годунов» Мусоргского (в ГАБТе и в итальянской Вероне).

В последние годы ученый ведет интенсивную работу над Полным академическим собранием сочинений М.П. Мусоргского, являясь главным научным редактором этого издания.

Владимиру Рубину — 95!

5 августа отметил юбилей известный композитор, патриарх советской и российской музыкальной культуры. Коренной москвич, выпускник Московской консерватории (учился по композиции у Николая Пейко, по фортепиано у Александра Гольденвейзера, также среди его педагогов были профессора Павел Ламм, Александр Гедике, Мария Неменова-Лунц), Владимир Рубин на протяжении творческого пути обращался чаще всего к крупным сценическим и циклическим жанрам. Он автор 6 опер, наиболее известные из которых — «Три толстяка», поставленная в 1968 году в своем театре Н.И. Сац, и «Июльское воскресенье. Севастополь. Год 1942», за которую композитор удостоен Госпремии РСФСР им. Глинки; 9 ораторий и двух кантат; нескольких вокальных циклов (на стихи Пушкина, Лермонтова, Бунина, Пастернака…).

Рубин Владимир

В. Рубин много работал на радио, в кино. Он — автор музыки к культовым фильмам «Алёшкина любовь», «Мертвые души» с участием великих мастеров МХАТа, «Ко мне, Мухтар!», ряду других.

Владимир Федосеев так писал о его музыке:

«Владимир Рубин безусловно занимает место в ряду крупнейших фигур музыкальной культуры последнего полувека, композитора с глубоким, сложным внутренним миром, питаемый высокими русскими традициями. Его сочинения являются одним из немногих «точек опоры» истинного в музыке», — писал о своем друге дирижер Владимир Федосеев, исполнитель многих сочинений Рубина.

«Я часто беседую с Владимиром Ильичом и в эти часы совершенно счастлив. Мудрый человек. Доброта повелевает им изначально и неизбывно. Музыка его внушает любовь и рождает ответную любовь», — это слова музыкального критика Андрея Золотова.

Владимир Рубин — заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, кавалер Ордена Почета.

И в преклонном возрасте композитор продолжает сочинять. В числе сочинений последнего десятилетия — оратория «Будь милостив» на слова Н. Гоголя, Е. Баратынского, А. Блока, В. Ходасевича, А. Платонова, Н. Заболоцкого, русских солдатских песен, а также на слова из литургической поэзии; маленькая кантата «Скорбные песни» для сопрано и фортепиано на стихи Ф. Тютчева, А. Ахматовой, А. Тарковского, Е. Рубиной, М. Петровых.

Александру Соколову — 70!

Ректор Московской консерватории, профессор Александр Сергеевич Соколов отпраздновал юбилей.

Из своих 70 лет он более полувека связан с Московской консерваторией: как студент-музыковед, аспирант, преподаватель, профессор, заведующий кафедрой теории музыки, секретарь партбюро, проректор по учебной работе, председатель Ученого Совета, в 2000–2001 гг. — и.о. ректора, в 2001–2004 гг. и с 2009 г. — ректор. За годы его ректорства в МГК проведена значительная реконструкция, отремонтированы учебные корпуса, Большой и Малый залы.

Сегодня Московская консерватория — фактически «империя» А.С. Соколова, фактически его вотчина, в которой он — полновластный хозяин. А это — и старое историческое здание, включающее Большой зал, главный корпус с Малым залом, второй корпус с Залом имени Н.Я. Мясковского, Рахманиновский корпус с еще одним великолепным концертным залом (Рахманиновским), 4-й корпус в Среднем Кисловском переулке —переданный консерватории объект культурного наследия. К 2021 году планируется завершить работы по реконструкции 1-го учебного корпуса консерватории, Рахманиновского зала, а также оборудованию Многофункционального студенческого комплекса, включающего общежитие на 900 человек, 69 репетиториев, спортивный блок (бассейн и спортзал), Малый и Большой залы, медицинский блок, столовую, авто- и велостоянки. На все эти работы Правительство РФ выделило 3,2 млрд рублей.

Кульминацией карьеры А.С. Соколова стала работа в должности министра культуры РФ (2004–2008 гг.).

Список должностей и почетных званий А.С. Соколова необычайно велик и помимо консерваторских.
Александр Сергеевич — член Союза композиторов России;
Музфонда России;
Совет ректоров РФ;
Совета ректоров Москвы и Московской области;
Совета и бюро РГНФ;
Совета по науке МК РФ;
Совета по музыкальному образованию МК РФ;
Патриаршего Совета по культуре;
Экспертного Совета МК РФ.

Является председателем:

Совета ректоров консерваторий РФ (с 2008 года);
Совета ректоров консерваторий государств — участников СНГ (с 2010 года);
Общества теории музыки РФ (с 2011 года);
Правления Московского музыкального общества (с 2013 года);
Международного союза музыкальных деятелей (с 2015 года).

В марте 2016 года А. Соколов избран президентом Совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Член коллегии Минкультуры РФ (с 2016 года).
Доктор искусствоведения.
Заслуженный деятель искусств РФ.
Заслуженный деятель культуры Республики Бурятия.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2004, за музыкально-просветительскую программу «Академия музыки — новое передвижничество»).
Лауреат международной общественной премии «Почетный меценат и Благотворитель Мира — 2005».
Лауреат международной общественной премии Андрея Первозванного «За веру и верность».
Лауреат конкурса «Персона года» за выдающийся вклад в развитие музыкального образования в России.

Александр Сергеевич Соколов — кавалер Ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
ордена Среднего креста со звездой Венгерской республики;
ордена «За возрождение России. XXI век»;
ордена Святителя Иннокентия II степени;
ордена «За заслуги перед Хакасией»;
Ордена Почета;
ордена «Stella D’Italia»;

Ордена восходящего солнца, Золотая и серебряная звезда (за вклад в развитие музыкальной культуры Японии, культурных обменов и взаимопонимания между Японией и Россией).

Удостоен Почетных грамот Президента РФ (2009) и Председателя Правительства РФ (2006), Почетного знака «Ректор года».
А. Соколов является действительным членом российских и международных академий, почетным доктором и профессором многих университетов и академий России (Российская академия художеств, Российская Академия Искусств, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств в Улан-Удэ, Университет Улан-Удэ), Европы (Великобритания, Украина), Азии (Япония, Корея, Казахстан, Кыргызстан).

В 2019 году А.С. Соколов достиг возраста, предельного для руководителей его ранга. Накануне юбилея начали дефилировать слухи, что по достижении 70 лет он оставит свой пост. Причем эти слухи распространяли люди, приближенные к персоне действующего ректора. Звучали и фамилии возможных преемников. Но слухи так и остались слухами. В одном из юбилейных интервью Соколов сказал, что продолжит работать в должности ректора, и можно с уверенностью предположить, что он будет руководить вузом еще не один год. А подобные «вбросы» информации о возможном уходе, как правило, призваны выяснить, кто же претендует на «освобождающуюся» должность.

«Температура взаимоотношений» А.С. Соколова и нашей газеты в разные периоды была разной. Пожалуй, самый благоприятный период — 2000-е годы. Соколов дружил с одним из основателей газеты Петром Меркурьевым и написал трогательные (пусть и краткие) воспоминания о нем. В 2004-м, когда Соколов был министром культуры, при его поддержке состоялась трансляция по каналу «Культура» юбилейного концерта к 15-летию «МО» из Зала имени Чайковского, на котором прозвучала мировая премьера коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей». Дважды за последние 10 лет (в 2009 и 2015) ректор давал эксклюзивные интервью главному редактору «МО» Андрею Устинову (при том что он крайне редко дает интервью. Разве что в дни своих юбилеев).

Имя А.С. Соколова довольно часто упоминалось в связи с рядом конфликтных ситуаций. Так, в бытность министром культуры Соколов резко высказался о работе министерства при его предшественнике Михаиле Швыдком. Конфликт чуть было не дошел до суда, но министр и Швыдкой, занимавший в ту пору пост председателя Федерального агентства по культуре и кинематографии в конце концов пошли на мировую.

В 2015 году Соколов, будучи членом ВОИС, не был допущен на совместную конференцию РАО, РСП и ВОИС (организаций, управляющих авторскими и смежными правами на коллективной основе) в «Президент-отеле», на которой было объявлено об их объединении. Но Александр Сергеевич не из тех людей, которые проигрывают. Вскоре глава РАО Федотов оказался за решеткой, а Соколов вошел в структуры переродившегося Союза композиторов, который управляет и авторскими правами. Он — член Совета СКР и член авторского совета РАО Так что Александр Сергеевич и тут переиграл своих оппонентов.

Новый союз правообладателей столкнулся с рейдерской атакой

Соколов просит Минюст проверить законность конференции, где объединились РАО, ВОИС и РСП

Ректор Московской консерватории Александр Соколов отмечает юбилей

Евгению Трембовельскому – 80!

8 августа исполнилось 80 лет воронежскому музыковеду Евгению Борисовичу Трембовельскому.

Видный ученый, педагог, просветитель, музыкант-просветитель, общественный деятель, Трембовельский — автор шести монографий и более 200 статей. В сфере его научных интересов — стиль Мусоргского, казахская музыка, творчество композиторов Воронежа, краеведение, взаимодействие культур Востока и Запада, академической музыки и фольклора, различные вопросы музыкальной теории, эстетики и образования.

Е.Б. Трембовельский родился и до 1977 года жил и работал в Казахстане, а в 1977-м был приглашен преподавать в Воронежский институт искусств. Профессор ВГИИ, заведующий кафедрой теории и истории музыки. С 1993 по 2012 – председатель, с 2012 – Почетный председатель Воронежской композиторской организации, был секретарем Союза композиторов России.

В октябре 2008 года Е.Б. Трембовельский был участником научно-практической конференции в Вологде «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России рубежа веков»: первой в истории конференции, посвященной периодическому печатному изданию, и выступил с докладом «О стиле и жанровом диапазоне “Музыкального обозрения”».

Евгений Борисович — человек неординарный в жизненных увлечениях, например, спортом: он занимался альпинизмом, а передвигаться и по городу, и по стране, и по зарубежным дорогам предпочитает на велосипеде.

Наиболее значимые аспекты жизненного кредо ученый определяет так: «Бояться догм. Идти непроторенными тропами вперед и вверх. Не пугаться высоты и не избегать сложных маршрутов. Не подойти к черте, когда «меня не надо, а я есть». Постоянно повышать планку профессиональной ответственности за каждое написанное или произнесенное слово. Не разучиться ездить на велосипеде».

Трембовельский — доктор искусствоведения (1994), заслуженный деятель искусств РФ (1996), Почетный деятель Союза композиторов России (2000); лауреат Воронежской областной премии им. М.Е. Пятницкого (2000), премии им. Д.Д. Шостаковича (2009). Награжден «Золотой пушкинской медалью: за вклад в развитие, сохранение и преумножение традиций отечественной культуры» (1999), «Орденом Дружбы» (2002), «Золотой медалью Союза московских композиторов: за содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки» (2009), знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью» (2012).