От Бибера до Крама: «Притяжение» в Московской филармонии (28 января 2024, КЗЧ)

От Бибера до Крама: «Притяжение» в Московской филармонии (28 января 2024, КЗЧ)

28 января в Зале Чайковского музыканты творческого объединения «Притяжение» (художественный руководитель – Даниил Коган) представят новую программу – мини-антологию сценического движения в исполнительской практике – и впервые выйдут за рамки камерных аудиторий на большую сцену Концертного зала имени П. И. Чайковского.

Выступления ТО «Притяжение» сочетают в себе традиционное исполнительство и перформанс. Программа концерта 28 января посвящена сценическому движению в исполнительской практике. Концерт начнется с музыки барокко: в сюите «Баталия» Генриха фон Бибера, напоминающей инструментальный театр, использован ряд новаторских для XVII века приемов: col legno – удары по струнам древком смычка; имитирующее звуки пушечных выстрелов пиццикато; подкладывание куска бумаги под струны контрабаса для имитации барабанной дроби; наконец, соединение мелодий немецких, словацких, чешских народных песен, звучащих одновременно в разных тональностях и изображающих пение пьяниц.

Движение по сцене в процессе исполнения практикуется в парижском Центре камерной музыки Жерома Перноо: музыканты играют стоя и наизусть, перемещаются во время игры, вступая в различные ансамбли друг с другом. По аналогии с этими опытами артисты «Притяжения» исполнят Октет румынского композитора Джордже Энеску. Прозвучит и Скрипичный концерт № 3 Вольфганга Амадея Моцарта, каденция которого по традициям венского классицизма предполагает исполнительскую свободу и импровизацию.

Хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля создавалась как балет для «Русских сезонов» Сергея Дягилева; сочинение было отвергнуто антрепренером и сейчас чаще исполняется на концертной сцене, но его внутреннюю суть составляет движение. Наконец, в сочинении Night of the Four Moons американского композитора Джорджа Крама перемещение музыкантов прописано в партитуре: они постепенно покидают сцену – подобно исполнителям финала «Прощальной симфонии» Йозефа Гайдна.

На сцене выступят солисты: Даниил Коган (скрипка), Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников (фортепиано), Иван Наборщиков, Деннис Гасанов, Роман Викулов, Михаил Фейман (скрипка), Сергей Полтавский, Павел Романенко, Андрей Усов (альт), Борис Андрианов, Мария Зайцева, Галина Мальян, Полина Тхай (виолончель), Дмитрий Илларионов, Сергей Гуделёв (гитара), Анна Комарова (флейта), Алиса Тен (вокал), Филипп Карандеев (ударные).

Концерты творческого объединения «Притяжение» в Московской филармонии привлекают аудиторию, интересующуюся концептуальными программами. В трех программах фестиваля «Гудьба», прошедшего в феврале 2023, была представлена небольшая энциклопедия русской камерной музыки, в том числе множество редко исполняемых произведений. Двумя месяцами позже в цикле концертов «СПЛАВ» в исполнении артистов «Притяжения» прозвучали Сочинения, Представляющие Любопытные Ансамблевые Варианты – музыка для специфических инструментальных составов.

«Мы пытаемся реализовать то, что иногда не имеет логического объяснения. Наша главная цель – искусство ради искусства. Мы все делаем ради красоты – как Шуберт и его друзья, которые в мрачные времена запирались в салонах и играли друг для друга. Концерты “Притяжения” показывают, как под другим углом можно взглянуть на творческий процесс, когда артистам не ставят никаких условий и ограничений, когда они находятся в состоянии полной свободы. И для нас такая возможность – большое счастье», – говорит основатель и художественный руководитель объединения Даниил Коган в одном из интервью.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях