Оркестровое половодье. Фрагмент 1. Территории оркестров. «Москва». Где играют

Оркестровое половодье. Фрагмент 1. Территории оркестров. «Москва». Где играют
Фото Дарья Каретникова

«Оркестровая карта России»
Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров

«Оркестровое половодье»
Статья в № 4 «МО», 2020

Мы публикуем несколько фрагментов статьи и нашего анализа итогов сезона 2018-2019

Четвертый номер 2020 года газеты «Музыкальное обозрение»  полностью посвящен оркестровой жизни и представляет ежегодный проект газеты и российских оркестров «Оркестровая карта России»: мониторинг репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Проект проводится с 2003 года национальной газетой «Музыкальное обозрение» вместе с симфоническими и камерными оркестрами России.

За годы проведения мониторинга в нем участвовали почти все оркестровые коллективы России.

Проект представляет:

• количество концертов и программ и сезона,
• сведения о выступавших с оркестром дирижерах (и количество концертов, проведенных каждым из них), солистах, хорах, ансамблях.
• симфонии и симфонические сочинения,
• концерты и произведения для солирующих инструментов с оркестром,
• оратории и кантаты,
• оперы и оперетты в концертном исполнении,
• фрагменты опер и оперетт, песни, романсы и другие вокальные сочинения.
• абонементы,
• гастроли,
• приобретения инструментов, костюмов и др., сделанные в ходе сезона,
• юбилеи, назначения, вакансии

Оркестровое половодье
Статья в № 4 «МО», 2020

Фрагмент 1

Территории оркестров. «Москва». Где играют

Совместный проект национальной газеты «Музыкальное обозрение» и российских симфонических и камерных оркестров «Оркестровая карта России»

20 лет назад в Москве было два больших филармонических зала, где постоянно проходили симфонические концерты:

Большой зал консерватории и
Зал им. Чайковского.

В 2002 открылся Дом музыки.

А за последние 5 лет — еще два:
«Филармония-2»
и «Зарядье».

Появление «Филармонии-2» внесло одно новшество: некоторые оркестры получили возможность одну программу представлять дважды — в КЗЧ и в «Филармонии-2».

Открытие «Зарядья» внесло заметные изменения в концертную и репертуарную карту Москвы. У оркестров (как и у ансамблей и солистов) появилась новая площадка — и новые возможности, в том числе по части репертуара (так, минувшей зимой УАФО сыграл здесь симфонию Мессиана «Турангалила»). «Зарядье» сделало серьезный акцент на барочных программах, приглашении именитых камерных коллективов из-за рубежа.

В то же время совершенно выпал из обоймы ММДМ, где, кроме трех коллективов, базирующихся на Красных холмах (НФОР, «Виртуозы Москвы», «Русская филармония»), другие выступают нечасто. Да и симфонических концертов в Светлановском зале ММДМ совсем немного по сравнению с другими московскими залами.  При этом и НФОР, и «Виртуозы Москвы» с удовольствием выступают и в «Зарядье», и в КЗЧ, и в БЗК. 

С точки зрения симфонических программ Москва — один большой репертуарный котел. Слуховые впечатления московских меломанов складываются из суммы 30 оркестров, 10 театров, 50 залов (цифры условные, но их порядок примерно таков).

У каждого оркестра есть своя публика. Каждый зал ведет свою автономную репертуарную линию, не согласовывая друг с другом. Поэтому можно говорить скорее о политике не оркестров, а именно залов, которые, зная вкусы своей публики, зачастую дают рекомендации по составлению программ. В результате в Москве в течение сезона можно услышать (опять же условно)

10 раз скрипичный концерт Брамса,
15 — Второй концерт Рахманинова и
20 — Первый концерт Чайковского.

Но это особенности московской и, возможно, петербургской филармонической жизни. В любом другом российском городе подобную картину представить невозможно.