Новая музыка 2023 – 2

Классики авангарда и наши современники в концертах сезона
Новая музыка 2023 – 2
Фото Артем Коренюк / "МО"

Представляем читателям продолжение обзора «Новая музыка. Предварительные итоги 2022/2023: организации, фестивали, площадки, ансамбли, дирижеры, композиторы», опубликованного в «МО» № 6 (511) 2023 и вызвавшего большой резонанс.

В новом материале в фокусе нашего внимания — события новой музыки сезона 2023/24: осенние фестивали, репертуар и планы главных площадок.

Московская филармония

Музыка XX–XXI веков, творчество современных композиторов —одно из приоритетных направлений в репертуарной политике Московской филармонии. В сезоне 2023-2024 МГАФ посвятила новой музыке 12 абонементов

– № 1. «Другое пространство. Continuo» (КЗЧ, 3 концерта; октябрь 2023 – март 2024);

– № 49. «Вещь в себе» (КЗЧ, 3 концерта; октябрь 2023 – март 2024; ведущий цикла Ярослав Тимофеев);

– № 124. «Новая музыка» (Камерный зал, 3 концерта; декабрь 2023 – апрель 2024; Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии);

– № 125. «Книга перемен». Композитор Владимир Мартынов (Камерный зал, 3 концерта; октябрь 2023 – апрель 2024);

– № 126. «Эхо столетия». К 100-летию Ассоциации современной музыки. «Персона-композитор» (15-й сезон). (Камерный зал, 3 концерта; октябрь 2023 – март 2024; автор и ведущий Андрей Устинов);

– № 129. «Студия новой музыки» (4 концерта; ноябрь 2023 – апрель 2024; автор и ведущий Федор Софронов);

– № 130. Миры современной музыки. «Знаки времени» (3 концерта; октябрь 2023 – март 2024; ГАМ-Ансамбль; лектор Рауф Фархадов);

– № 131. «Связь времен» (второй год цикла; 3 концерта; ноябрь 2023 – апрель 2024; ГАМ-Ансамбль; лектор Рауф Фархадов);

– № 132. «Звуковая дорожка – немые фильмы. ГАМ-ансамбль» (3 концерта; сентябрь 2023 – май 2024; лектор Рауф Фархадов);

– № 134. «100 партитур, которые я возьму с собой на необитаемый остров» (Камерный зал, 3 концерта; декабрь 2023– апрель 2024; Московский ансамбль современной музыки);

– № 135. «Музыка, которую мы потеряли» (Камерный зал, второй год цикла; 4 концерта; октябрь 2023 – март 2024; ведущий Юрий Каспаров);

– № 161. Альфред Шнитке (к 90-летию со дня рождения). «Лабиринты» (Камерный зал, 3 концерта; октябрь 2023 – февраль 2024; автор

Московская государственная академическая филармония, Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Другое пространство»: продолжение

В октябре стартовал третий сезон абонемента «Другое пространство. Continuo», в программах которого исполняются новейшие сочинения современников, а также знаковые произведения российской и зарубежной Новой музыки. Первый вечер 19 октября 2023 был посвящен 30-летию ансамбля солистов «Студия новой музыки» и проходил в рамках юбилейного фестиваля ансамбля «СтудияФест». Исполнители: Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (дирижер Игорь Дронов), Вокальный ансамбль INTRADA. Программа была составлена преимущественно из премьер: Беат Фуррер — “Nuun”, концерт для двух фортепиано с оркестром (российская премьера этого сочинения состоялась в 2013, на концерте к 20-летию «Студии», также с участием Игоря Дронова, пианисток Моны Хабы и Наталии Черкасовой); Лучано Берио — “Laborintus II” для инструментального ансамбля, хора, трех женских голосов и фонограммы (российская премьера); Владимир Горлинский. «За светом. Путешествие по ансамблю» (мировая премьера).

Второй концерт цикла (8 декабря) включал московскую премьеру «Учения о гармонии» Джона Адамса в исполнении Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова под управлением Фёдора Леднёва. Также прозвучала российская премьера сочинения «Мрамор» Валерия Воронова — одного из основателей композиторского объединения «Сопротивление материала» —и Концерт для двух фортепиано с оркестром Лучано Берио (солисты Юрий Фаворин и Николай Мажара).

Musica sacra nova

В январе 2024 в Камерном зале откроется абонемент «Лаборатория Musica Sacra Nova»: параллельная программа цикла Musica sacra nova. Четыре концерта нового абонемента посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков.

31 января в исполнении Île Thélème Ensemble прозвучала российская премьера L’Évangile rouge («Красное Евангелие») Ивана Вышнеградского для бас-баритона и фортепиано на тексты Василия Князева. 18 марта Московский ансамбль современной музыки исполнит программу «Молитвы и гимны»: Лера Ауэрбах — Prayer («Молитва») для скрипки соло (редакция для бас-кларнета) (российская премьера); Жорж Апергис — Requiem furtif («Тайный реквием») для скрипки и клавесина (российская премьера); Паскаль Дюсапен — To God («Богу») для сопрано и кларнета на слова У. Блейка (российская премьера); Александр Вустин — «Далекий свет» для бас-кларнета соло; Альфред Шнитке — «Гимны» для камерного ансамбля, соч. 97.

14 мая «Студия новой музыки» представит российскую премьеру сочинения Дмитрия Смирнова «Хрустальный чертог» для скрипки и челесты, соч. 27g, а также футуристическую оперу Михаила Матюшина «Победа над солнцем» (включая мировую премьеру вновь найденных фрагментов партитуры).

Второй сезон абонемента Musica sacra nova начнется в Зале Чайковского 25 февраля. Тема нового цикла «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Это идеи русского космизма и мессианских синкретических поисков (Скрябин и пост-скрябинисты Обухов и Вышнеградский), искания пионеров модерна в области «гипноза ритмо-форм» (Стравинский, Лурье), обращение к старинным русским распевам (Штейнберг) и приверженность экуменическим тенденциям (Гречанинов), символизм и христианские церковные песнопения (Ляпунов), идеи синтеза искусств русского модерна (Черепнин), близкие не только отечественным авторам, но и таким ярчайшим представителям национальных культур, как Шимановский и Чюрленис, также являвшихся полноценными участниками российского культурного процесса.

Среди других знаковых филармонических событий 2024 — российские премьеры Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана и последнего сочинения Оливье Мессиана «Озарения потустороннего» («Другое пространство. Continuo»; 29 марта 2024; РНМСО, дирижер Филипп Чижевский, солист Даниил Коган).

В абонементе «Вещь в себе» прозвучит опера Фаусто Ромителли «Индекс металлов» (3 февраля 2024; Ансамбль солистов «Студия новой музыки», дирижер Игорь Дронов).

Новая музыка и «Музыкальное обозрение»

10 октября 2023 в Камерном зале Московской филармонии состоялся первый концерт абонемента Андрея Устинова «Альфред Шнитке (к 90-летию со дня рождения). Лабиринты». В концерте прозвучали Соната для виолончели и фортепиано № 1, Фортепианный квартет и Трио для скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Андрея Диева (фортепиано), Леонида Железного (скрипка), Сергея Полтавского (альт), Бориса Андрианова (виолончель), Анны Кошкиной (виолончель). В концерте были показаны фрагменты интервью Альфреда Шнитке разных лет. Второй и третий концерты абонемента — 19 января и 19 февраля 2024.

23 октября 2023 в Камерном зале Московской филармонии состоялся первый концерт абонемента Андрея Устинова «“Эхо столетия”. К 100-летию Ассоциации современной музыки. “Персона–композитор” (15-й сезон)»

– In Memoriam. Он был посвящен памяти Александра Вустина, Сергея Павленко, Дмитрия Смирнова, Николая Корндорфа.

14 ноября 2023 концерт абонемента был посвящен творчеству Фараджа Караева — юбиляра 2023 года: 19 декабря он отметил 80-летие.

5 марта 2024— заключительный концерт абонемента «Персона–композитор». «Персона» — Владимир Горлинский.

ДК Рассвет

В последние годы новая музыка стремительно расширяет свои московские горизонты. Помимо традиционных академических залов (филармония, консерватория), творчество классиков авангарда ХХ века и наших современников широко представлено на сравнительно новых площадках. Многие ведущие столичные исполнители уже выступили в этих залах.

Этот зал в Столярном переулке активно функционирует с лета 2021. Третий полноценный сезон начался с нового концертного проекта: солисты OpensoundOrchestra поставили себе задачу в сезоне 2023/24 исполнить все пятнадцать струнных квартетов Шостаковича. В программах музыка DSCH сопоставлена с сочинениями его отечественных и зарубежных современников: круги контекста «СССР — страны соцлагеря — западный мир» выстраиваются сами собой. В целом программы ДК Рассвет осенью и зимой 23/24 строятся на сочетании и сопоставлении музыки разных стран и эпох.

8 сентября вокальный ансамбль INTRADA (лауреат Премии «МО» 2019 и 2021 в номинации «Коллектив года») выступил с новой программой, включающей в себя ренессансные опусы франко-фламандских полифонистов и произведения американского постминималиста Дэвида Лэнга.

29 октября ансамбль im Spiegel исполнил программу с необычным сочетанием: поздний 14-й струнный квартет Бетховена и ранний секстет Арнольда Шенберга «Просветленная ночь».

В ноябре–декабре наступило время зимней грусти. 24 ноября прозвучала программа скрипача Ивана Наборщикова «Краткая история меланхолии» из сочинений Бартока, Шнитке, Пьяццоллы, Шельси, Саариахо, Куртага и Бибера.

15 декабря Île Thélème Ensemble и Хор под управлением Ольги Власовой представили программу «Молитвы и монологи», где прозвучали произведения Средних веков и сочинения XX—XXI столетий, обращенных к истокам западноевропейской музыки — григорианике и хоровым композициям допалестриновской эпохи. Программа: Aрво Пярт — Fratres для скрипки и фортепиано; Петерис Васкс — Castillo interior; Хильдегарда Бингенская — Spiritus Sanctus; Альфред Шнитке — «Голоса природы» для 10 женских голосов и вибрафона; Франсис Пуленк — «Месса соль-мажор», «Agnus Dei»; Oливье Mессиан — Louange à l’Éternité de Jésus для виолончели и фортепиано; Aрво Пярт — «Псалом»; Алексей Retinsky; «Трио» для скрипки, виолончели и фортепиано; Джон Тавенер — The lamb.

2024-й год в ДК Рассвет начался концертом камерного оркестра im Spiegel — расширенный состав ансамбля im Spiegel — с программой из музыки Генделя, Хиндемита и Бриттена.

ДК Рассвет, Москва

ГЭС-2

Дом культуры «ГЭС-2» открылся в декабре 2021 на Болотной набережной Москвы-реки, в перестроенном здании ГЭС-2 Мосэнерго (было построено в 1904–1908). Ныне это пространство, где на площади более 35 тысяч кв.м. проходят выставки, концерты, спектакли, перформансы, просветительские программы…

В этом сезоне ГЭС-2 также пошел по пути сочетания старого и нового искусства, представив новую кураторскую музыкальную программу из 8 концертов «Ремонт старых кораблей». Героями программы стали композиторы, принадлежащие к четырем столетиям истории музыки, с XVIII по XXI век. Участники программы — оркестр Pratum Integrum, ансамбли МАСМ, Questa Musica, Speech Quartet и N’Caged, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев и Юрий Фаворин, дирижеры Федор Леднёв и Филипп Чижевский.

Программа открылась 19 сентября 2023 — ансамбль Speech Quartet под управлением Федора Леднёва и сопрано Елена Гвритишвили (артистка Молодежной оперной программы Большого театра с 2022) исполнили камерную версию Четвертой симфонии Густава Малера в переложении Эрвина Штайна и российскую премьеру сочинения Дарии Маминовой «Я не знаю, Земля кружится или нет» для женского голоса и ансамбля на текст Велимира Хлебникова.

19 и 20 октября состоялись концерты Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica — масштабное действо развернулось не в Актовом зале, а в самом большом пространстве «ГЭС-2» — Проспекте, который представляет собой центральный «неф» здания с 25-метровым скелетом кита посередине (инсталляция петербургских художников «52 Гц» появилась в ГЭС в начале сентября). В программе: «Героическая» Симфония № 3 Людвига ван Бетховена и российская премьера минималистской Концертной симфонии для фортепиано с оркестром «Заклинания» Александра Рабиновича-Бараковского (солист — Арсений Тарасевич-Николаев). Причем переход от драматизма и героики к иронии и колдовству был моментальным — произведения исполнялись без паузы.

30 октября — к 80-летию Фараджа Караева — ансамбль солистов «Студия новой музыки» сыграл концерт из сочинений основоположников новой Ассоциации современной музыки, известной как АСМ-2. Три произведения Караева — «Эстафета», (K)ein kleines Schauspiel, «Посторонний» — прозвучали в обрамлении пьес «Путь» Александра Раскатова и «Сто дней одиночества» Владимира Тарнопольского (написана во время пандемии в память о композиторах Александре Вустине и Дмитрии Смирнове). Стержнем программы стала повторявшаяся рефреном композиция Виктора Екимовского «Вечное возвращение», соединившая концерт в вокально-инструментальный трагифарс, чей центральный персонаж — Посторонний — только в финале обрел голос.

10 ноября оркестр Pratum Integrum под управлением Ивана Худякова-Веденяпина исполнил программу «Теория аффектов»: Бранденбургский концерт № 3 Баха соседствовал с деконструкцией баховских Бранденбургских концертов в «Композиции 28» Виктора Екимовского, а «Характеры танца» Жана-Фери Ребеля, придворного музыканта Людовика XIV — с музыкой балета Стравинского «Аполлон Мусагет».

Сложные переплетения электроники и ренессансной музыки звучали 17 ноября в исполнении ансамбля N’Caged: вокальный цикл Луиджи Ноно Quando stanno morendo («Когда они умирают») и Not a Bit of Sky Left («Ни капли неба») Дмитрия Курляндского.

Пианист Юрий Фаворин 16 декабря вновь продемонстрировал чудеса исполнительской выносливости, впервые в своей карьере исполнив «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха.

Концертный цикл 20 декабря завершился мировой премьерой произведения Антона Светличного «Раскол. Пять актов о „Хованщине“». Сочинение, ведущее диалог с музыкой Модеста Мусоргского, было написано специально по заказу Дома культуры «ГЭС-2» и прозвучало в исполнении Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) под управлением Федора Леднева.

В 2024 в афишу «ГЭС-2» добавятся новые направления — танец и театр. Запланированы премьеры постановок Дмитрия Волкострелова, которые создаются специально для ГЭС-2 (названия в разработке) и премьера современного балета в хореографии Антона Пимонова на музыку Владимира Горлинского (совместно с театром «Урал Опера Балет»).

Новый концертный цикл «ГЭС-2» под названием «Что современно?» будет состоять из 11 концертов, которые охватывают музыку четырех столетий — от XVII до XXI веков.

Первый концерт состоится 28 января 2024. В исполнении МАСМ под управлением Федора Леднёва прозвучит программа «Ницше говорит». В программе: Иоганн Себастьян Бах–Антон Веберн — Фуга (ricercata) из «Музыкального приношения» BWV 1079 (1742–1749/1935) для камерного оркестра; Курт Вайль — «Маленькая трехгрошовая музыка» (1928) для духового оркестра; Арнольд Шёнберг — «Ода Наполеону Бонапарту» (1942) для чтеца, фортепиано и струнного квартета; Луи Андриссен — «Ницше говорит» (1989, первое исполнение в России) для чтеца, духовых, двух фортепиано и струнных.

Также в концертных программах «ГЭС-2» в 2024 запланированы российская премьера произведения Янниса Кириакидеса Ein Schemen (2017) для хора, арфы и электроники; сочинение — рекомпозиция «Немецкого реквиема» Иоганнеса Брамса — прозвучит в исполнении вокального ансамбля Intrada под управлением Екатерины Антоненко.

15 июня состоится московская премьера «33 вариаций на 33 вариации (по вариациям Бетховена на вальс Диабелли)» немецкого композитора Ханса Цендера (1936–2019).

Кроме того: премьеры новых сочинений Валерия Воронова, Владимира Раннева, Ивана Бушуева, Элины Лебедзе и других российских композиторов, написанных специально для Дома культуры. Среди участников: ансамбли Intrada, Questa Musica, Speech Quartet, Pratum Integrum, МАСМ, пианист Алексей Любимов, дирижер Федор Леднёв и другие.

Дом культуры «ГЭС-2», Москва

ЦЭАМ. «Биомеханика»

Научно-творческий Центр электроакустической музыки Московской консерватории с 23 по 25 октября 2023 провел II Международную конференцию ЦЭАМ. Тематические направления: вопросы музыкальной теории, проблемы педагогики в сфере электроакустической музыки, феномены акустики и психоакустики, разработка программного обеспечения и оборудования в сфере электроакустической композиции, эстетика электроакустической композиции и ее связи с разными видами искусств.

А с 22 января по 9 февраля 2024 в Московской консерватории ЦЭАМ проведет третий мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика». Художественные руководители фестиваля — Николай Попов и Александр Хубеев. Александр Хубеев: «Для России “Биомеханика” — уникальный проект, поскольку другого такого крупного фестиваля, специализирующегося на использовании новых технологий в музыке, не существует. В этом году на фестивале будет представлено более 40 российских и мировых премьер».

Фестиваль откроется 22 января выставкой инсталляций композиторов и медиахудожников «Электрические сны» в арт-пространстве «Артемьев». Куратор выставки — инженер ЦЭАМ, композитор и медиахудожник Олег Макаров. На открытии состоится мировая премьера сочинения Антона Светличного «Миф машины» для дисклавира и электроники и российская премьера пьесы Андреаса Франка “Table talk” для перформеров, видео и электроники.

Здесь же, в пространстве «Артемьев» будут проходить концерты-презентации — новый формат событий в рамках спецпрограммы «Биомеханика. extra», где премьеры сочинений будут дополнены интервью с композиторами Панайотисом Кокорасом, Михаэлем Байлем и Марко Цицилиани, а героями еще трех выступлений станут солисты, специализирующиеся на работе с электроникой и новыми медиа — Сергей Полтавский (альт), Алина Ежакова (клавишные) и Алёна Верин-Галицкая (вокал).

23 января в ДК Рассвет состоится презентация нового альбома Александра Хубеева «Тактильные иллюзии», выпущенного на лейбле Fancy Music.

29 января — первый концерт в Рахманиновском зале консерватории. В программе «Цифровая реальность» ансамбль CEAM Artists представит произведения для нестандартных составов музыкальных инструментов и объектов, в частности, “Art of Metal” II для бас-саксофона и электроники Яна Робена и мировую премьеру «Новой пьесы» для виолончели и электроники Николая Попова.

2 февраля на «Биомеханике» состоится концерт «Под напряжением» — совместный проект ЦЭАМ и МАСМ. В программе: мировые премьеры пьес Н. Попова, А. Сысоева, М. Пучкова, Н. Хруста, С. Маковского, Е. Хмелевской и А. Азади. Вокальный ансамбль N’Caged 5 февраля исполнит программу «Гиперголос», в которую вошли российские премьеры, а также пьеса Александра Хубеева, созданная специально для солистов квартета.

Завершит фестиваль 9 февраля концерт для ударных инструментов «АлгоРитм» в исполнении CEAM Percussion project, который также представит новую пьесу Венедикта Пеунова “Pallindrums”.

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Gnesin Contemporary Music Week

VI фестиваль современной музыки Gnesin Contemporary Music Week — созданный в 2018-м студентами и аспирантами РАМ им. Гнесиных и выросший в крупный музыкальный смотр — прошел с 31 октября по 3 ноября 2023 на пяти концертных площадках Москвы.

Фестиваль проводится при поддержке Научно-творческого центра современной музыки РАМ имени Гнесиных и программы «Приоритет-2030». Кураторы фестиваля: Ирина Севастьянова и Татьяна Яковлева. Партнеры проекта — ЦЭАМ и Союз композиторов России.

Афиша фестиваля была составлена из сочинений Джорджа Крама, Стива Райха, Оливье Мессиана, Сальваторе Шаррино, Фараджа Караева, Виктора Суслина, Алексея Сысоева, Александра Хубеева, Марка Булошникова, Андрея Бесогонова, Дарии Маминовой и других композиторов.

На открытии фестиваля в Малом зале РАМ имени Гнесиных состоялась российская премьера “Akanthos” Яниса Ксенакиса (1977) для сопрано и восьми музыкантов. Исполнители: Т. Бикмухаметова (вокал), Д. Гуркина (флейта), О. Колотыгина (кларнет), А. Гражевская (скрипка), К. Серветник (скрипка), Е. Писарева (альт), А. Изгагин (виолончель), Н. Цурко (контрабас), У. Ловчикова (фортепиано). Дирижер — Ольга Власова.

В Мемориальном музее-квартире Ел. Ф. Гнесиной была представлена инсталляция композитора Лукаса Сухарева (к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, 2024), отсылающая к истории учебных заведений имени Гнесиных и созданная на материалах архивов Гнесинской Академии.

На закрытии фестиваля 3 ноября в ДК Рассвет прозвучали российские премьеры: Клаус Ланг “hungrige sterne.” (2012) для кларнета, валторны, альта, виолончели и контрабаса, Марио Лависта Струнный квартет № 2 «Reflejos de la nochе» («Отражения ночи»), Кристоф Бертран «Haos» для фортепиано соло, Дария Маминова «Silently the river silently».

Также в рамках Gnesin Contemporary Music Week в РАМ имени Гнесиных прошла «Антиконференция» (тематика докладов: эстетика метамодерна, sitespecific проекты, работа с голосом и фольклором в современных сочинениях, интермедиальное искусство) и открытые воркшопы с акцентом на работе студентов с современным репертуаром. Виолончелистка Юлия Мигунова провела мастер-класс по исполнению струнных квартетов, а пианистка Наталия Черкасова — фортепианных произведений.

«Пять вечеров»

С 22 ноября по 2 декабря 2023 в пятый раз прошел камерный фестиваль современной музыки Союза композиторов России «Пять вечеров»: произведения 38 современных композиторов из 12 городов России — в Малом зале Зарядья, Камерном зале Московской филармонии, Рахманиновском зале Московской консерватории, галерее ГРАУНД Солянка и в ДК Рассвет.

На открытии фестиваля в Малом зале Зарядья прозвучали девять современных партитур Анны Ромашковой, Елены Шиповой, Ульяны Купровской, Евгении Бриль, Анны Поспеловой, Анны Кузьминой, Натальи Прокопенко, Юрия Каспарова и Владимира Горлинского.

Второй концерт — 23 ноября в Камерном зале Московской филармонии — был посвящен народным инструментам и фольклору, переосмысленному современными композиторами. В частности, была исполнена мировая премьера сочинения Венедикта Пеунова Koan I для баяна (2023).

Программа третьего концерта, состоявшегося в Рахманиновском зале Московской консерватории, строилась вокруг хоровой музыки. Партитуры для большого хора прозвучали вместе с экспериментальными сочинениями, в которых задействованы музыкальные инструменты и электроакустика. В программе — «Стихира святому Александру Невскому» Евгения Петрова, произведение Ларисы Долгановой на народные тексты, Петра Аполлонова — на стихи Тараса Шевченко, Ефрема Подгайца — на слова Нади Делаланд и др.

В галерее ГРАУНД Солянка состоялся концерт «Голос и новая музыка», где прозвучали мировые премьеры сочинений Олега Гудачева («скажи мне я кто я из нас?» (2023) на тексты Александра Введенского для голоса и электроники) и Кирилла Архипова («слова подводят нас / words fail us» (2023) для аккордеона), а также московская премьера произведения Владимира Раннева «Пальба» (2022) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

На закрытии фестиваля 2 декабря в ДК Рассвет была представлена программа «Тихая музыка» из произведений Владимира Мартынова, Лидии-Марии Кошевой, Константина Комольцева, Яна Круля, Диниса Курбанова и Эдуарда Кипрского.

«Звуковые пути»

В Санкт-Петербурге прошел 34-й фестиваль новой музыки «Звуковые пути» (17–27 ноября 2023), посвященный двум крупным памятным датам — 100-летию со дня рождения Дьёрдя Лигети и 130-летию со дня рождения Ивана Вышнеградского.

«Звуковые пути» — старейший форум современной академической музыки в России, основанный в 1989 композитором Александром Радвиловичем. В 2023 основатель Фестиваля принял решение о передаче художественного руководства композитору и директору Петербургского МолОт-ансамбля Артуру Зобнину.

При этом Радвилович остался во главе Творческой ассоциации «Звуковые пути», сохранил членство в художественном совете фестиваля и продолжает участвовать в формировании программ.

Фестиваль открылся концертом «Венгерский рок» — монографической программой к 100-летию Дьёрдя Лигети (18 ноября, Санкт-Петербургская филармония). «Петербургский МолОт-ансамбль» под управлением Федора Леднёва исполнил Струнный квартет № 2, Трио для скрипки, валторны и фортепиано, собственно, сам «Венгерский рок» для двухмануального клавесина, «Приключения» для 3 голосов и 7 инструменталистов и «Камерный концерт» для 13 инструменталистов — при полном аншлаге в Малом зале Петербургской филармонии.

Любопытно была скомпонована программа концерта «В круге Лигети» (19 ноября, Екатерининское собрание).

Первое отделение выстроилось вокруг творчества современников Лигети, по-разному исследовавших схожие музыкальные пути (Витольд Лютославский, Пьер Булез, Янис Ксенакис).

Во втором отделении прозвучали мировые премьеры современных российских композиторов (Артур Вабель, Леонид Резетдинов, Артем Лаухин, Светлана Лаврова) — каждый из них сочинил собственный оммаж композитору и предложил свою трактовку идеи о «непрерывном потоке» и неуловимости звука. Исполнители: ансамбль артистов АСО Санкт-Петербургской Филармонии.

В концертном марафоне 25 ноября прозвучали российские премьеры трех сочинений Георга Хааса для двух роялей («Посвящение Лигети»; «Посвящение Хауэру»; «Посвящение Райху») и Сонаты для альта и двух роялей, настроенных с разницей в четверть тона op. 34 Ивана Вышнеградского.

На фестивале в этом году было широко представлено направление мультимедиа. 24 ноября ансамбль Центра электроакустической музыки Московской консерватории CEAM Artists представил программу электроакустических сочинений российских и зарубежных композиторов (Панайотис Кокорас, Алексей Наджаров, Бригитта Мунтендорф, Николай Попов, Рафаэль Сендо, Мирела Ивичевич, Игорь С. Силва).

26 ноября состоялась премьера пяти мультимедийных опер «Русские писатели пишут письма», созданных по заказу фестиваля. Молодые российские художники в сотрудничестве с режиссером Пермского театра оперы и балета Федором Федотовым создали музыкальный арт-объект при помощи мультимедийных технологий и инсталляций.

Музыкальную основу действа составили: Александр Радвилович «Мальчик у Христа на елке» (по рассказу Ф.М. Достоевского); Дмитрий Щукин «Дорогая Надя» (по письмам М.А. Булгакова к сестре); Алексей Глазков «Хроники фонтана Бахчисарайского дворца» (по поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»); Артур Зобнин «1862» (по дневниковым записям Л.Н. Толстого); Константин Степанов «РАЕК ПАЛЛАДА» (по книге очерков И.А. Гончарова об экспедиции на одноименном парусном фрегате).

Санкт-Петербургский Дом композиторов

«Пакгаузы на Стрелке»

Осенью 2023 немало ярких концертов из редко звучащих сочинений состоялось в зале «Пакгаузов на Стрелке». Концертный зал в одном из старинных архитектурных памятников города, спроектировнный архитектурным бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана (автора многих зданий и сооружений в городах России и Германии, в т.ч. проекта башни «Федерация» комплекса Москва-Сити), был открыт в 2022 и стал одним из культурных центров Нижнего Новгорода. Здесь проводит свои спектакли и концерты Нижегородский театр оперы и балета.

В 2023 «Пакгаузы» стали лауреатом международной премии «International Architecture Awards 2023» в категории «Реставрация/Реновация». Международная архитектурная премия была учреждена чикагским музеем «Атенеум» в 2006 и ежегодно отмечает наиболее знаковые и яркие постройки и проекты мира. Обновленные Пакгаузы получили премию в категории «Реставрация/Реновация», в той же номинации был отмечен московский Центр изучения конструктивизма «Зотов». Оба здания представляют собой многофункциональное культурное пространство, где проводятся выставки, концерты и спектакли. Оба были спроектированы российским дизайн-бюро СПИЧ. Торжественная церемония вручения премии состоялась в Афинах 15 сентября 2023.

На счету «Пакгаузов» также премии «Золотой Трезини» («Лучший реализованный проект реставрации»), Russian Creative Awards («Креативное пространство года»), «Сделано в России» («Креативные пространства»), Innovative Public Interior Awards («Лучший объект культуры» и «Выбор года»), Russian Traveler Awards («Культурно-исторический объект/музей»).

10 сентября звучали редко исполняемые камерные симфонические произведения первой половины XX века: Дариюс Мийо — Камерная симфония № 1 (1917) и № 3 (1921), Джордже Энеску — Децимет для духовых инструментов (Dixtuor) (1906), Игорь Стравинский — Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1953), Гавриил Попов — Камерная симфония (Септет) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса (1927). Оркестр La Voce Strumentale. Дирижер — Федор Леднёв.

12 ноября: Александр Локшин — Симфония № 5 для баритона и камерного оркестра «Сонеты Шекспира» (1969); Шандор Верешш — Концертная пассакалия для гобоя и струнного оркестра (1961), посвященная Хайнцу Холлигеру; Бенджамин Бриттен — Вокальный цикл «Les Illumination» («Озарения») на стихи Артюра Рембо для высокого голоса и струнных (1939), Мечислав Вайнберг — Концерт для кларнета и струнных (op.104, 1970). Оркестром La Voce Strumentale дирижировал Иван Великанов.

Солисты: Надежда Павлова (сопрано), Александр Миминошвили (баритон), Мария Шраге (гобой), Осип Чебурашкин (кларнет).

17 ноября в программе «Нежный авангард» в исполнении солистов оркестра Нижегородской оперы звучали сочинения, написанные для флейты, альта и арфы. Такое сочетание инструментов было впервые использовано Теодором Дюбуа в «Терцеттино» (1905) и популяризировано произведением Клода Дебюсси — Сонатой для флейты, альта и арфы, L. 137 (1915). Это сочинение прозвучало в концерте, вместе с произведениями Тору Такемицу “And then I knew ’twas wind“ для флейты, альта и арфы; Андре Жоливе — Petite suite для флейты, альта и арфы; Мечислава Вайнберга — Трио для флейты, альта и арфы; Софии Губайдулиной — «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы (посвящение поэту Франциско Танцеру).

2 и 3 декабря оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского исполнил российскую премьеру сочинения Леонида Десятникова «Opera» — музыка балета с пением для солистов и оркестра (2013, новая редакция 2022).

6 декабря эта программа прозвучала в Московской филармонии. Солисты: Диляра Идрисова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор).

Мировая премьера балета Десятникова «Opera» в хореографии Алексея Ратманского состоялась в декабре 2013 в миланском театре Ла Скала. К десятилетию этого события «Opera» стараниями Дмитрия Синьковского впервые была представлена российскому слушателю. Партитура балета, написанная для оркестра и трех голосов, состоит по преимуществу из арий на тексты легендарного драматурга Пьетро Метастазио.

«Мы хотели сделать балет без фабулы. Каталог, и все. Некий дайджест, или даже комикс, на темы opera seria» (Л. Десятников). Премьеру предварял собственно барочный «пролог» — арии из опер и ораторий Генделя в исполнении того же состава солистов.

«Пакгаузы на Стрелке», Нижний Новгород

«Арсенал»: сегодня и завтра

Цикл концертов современной академической музыки «Музыка сейчас» представила еще одна нижегородская площадка — Государственный центр современного искусства «Арсенал» (с 2020 Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина). Куратор проекта — музыковед Ксения Ануфриева — представила программу из 6 концертов, которая включает в себя премьеры произведений Алексея Сысоева, Анны Поспеловой, Александра Хубеева, Алексея Наджарова, Ольги Бочихиной, написанные для проекта Союза композиторов России «Ноты и квоты». Прозвучит музыка нижегородских композиторов Марка Булошникова и Екатерины Суворкиной. А завершит цикл «Музыка сейчас» опера о компьютерных играх, созданная к проекту «Музыка сейчас» молодым композитором Вадимом Гениным и вокалисткой Аленой Верин-Галицкой, которая стала и автором либретто.

26 ноября 2023, «Путешествие к себе». Ансамбль Reheard (Москва). Анна Поспелова «Техники сна» (2020); Ацухико Гондаи «Звонкий колокол» (2009); Макото Синохара Касуга (1960); Тору Такемицу «Голос-флейта» (1971); Жеррар Пессон «Жизнь похожа на рождественскую ёлку» для скрипки и фортепиано (1992); Ольга Раева «Парусник» для скрипки, виолончели и фортепиано (2021); Анна Поспелова «PiFluViCe» новая пьеса для ансамбля 1 декабря 2023, «Электросила». Ансамбль CEAM artists (Центр электро-акустической музыки Московской консерватории). Ольга Бочихина «Акустико-пространственные миражи. Сад» для виолончели, баяна, фортепиано, 2-х перформеров и электроники; Алексей Наджаров «Новая пьеса» для баяна, электроники и видео; Александр Хубеев «Нет» для голоса, электроники и света; Хибики Мукаи «Le magnolia» для баяна, виолончели и электроники; Антон Светличный «Лебедь сдох» для миди-клавиатуры и патча Pure Data; Бригитта Мунтендорф «Public Privacy #6… bright nomore» для голоса и электроники; Игорь С. Сильва «Smart-alienation» для ансамбля, электроники и видео.

14 декабря 2023, «In Ars». Исполнители: оркестр баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки под управлением Венедикта Пеунова, Кристина Фиш (домра), электронный музыкант Aeger Smoothie, солисты нижегородских оркестров и студенты ННГК.

В год 180-летия здания Арсенала композиторы Николай Попов, Анна Поспелова, Антон Светличный, Алексей Сысоев, Иван Бушуев, Николай Хруст, Сергей Полтавский, Екатерина Суворкина, Екатерина Гринина и Венедикт Пеунов создали коллективное посвящение этому пространству. По рецепту минималистского манифеста «In C» Терри Райли был составлен реестр мотивов, которые нижегородские музыканты превратили в импровизационное сорокаминутное звуковое полотно. В импровизации с помощью нот было зашифровано слово «Арсенал».

Вторая половина цикла пройдет в 2024: 19 января с программой «Народные приметы» выступит Московский ансамбль современной музыки (МАСМ); 3 февраля 2024 — ансамбль Intertext (Екатеринбург) с программой «Сны»; также в феврале (дата уточняется) – премьера оперы о компьютерных играх в исполнении Алены Верин-Галицкой.

Арсенал. Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А.С. Пушкина, Нижний Новгород

«Новая музыка в зале Свободы»

С 2017 в пространстве Музея Бориса Ельцина, экспонирующем картину Эрика Булатова «Свобода», раз в месяц проходят концерты цикла «Новая музыка в зале Свободы»: камерная музыки композиторов XX и XXI веков.

Ельцин центр, Екатеринбург

Авторы проекта «Новая музыка в зале Свободы» – Анна Светлакова (куратор музыкальных программ, флейтистка, участница ансамблей ICTUS и G.A.M.E., экс-руководитель ансамбля InterText) и Дина Сорокина (арт-менеджер, экс-директор Музея Бориса Ельцина).

Куратор цикла — Алина Ежакова: пианистка, выпускница Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (2017, класс профессора, заслуженной артистки РФ Н.Я. Атлас), руководитель ансамбля InterText.

Со-основательница импровизационного коллектива tsarapina. Артистка Театральной платформы «В Центре». Участница образовательных проектов МАСМ, Студии новой музыки, ЦЭАМ для исполнителей.

В 2022 концертному циклу «Новая музыка в зале Свободы» исполнилось 5 лет.

За время существования проекта его гостями и партнерами были:

Антон Изгагин (мультиинструменталист, импровизатор, композитор), Дмитрий Мазуров (композитор, саунд-артист, видеохудожник), Петр Термен (исполнитель на терменвоксе, композитор), Дэвид Лефковиц (композитор, музыкальный теоретик, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе), Иван Бушуев (исполнитель на современной и барочной флейте, композитор, дирижер), Алексей Потапов (исполнитель на электрогитаре и классической гитаре), Александр Маноцков (композитор, дирижер), Екатерина Купровская-Денисова (кандидат искусствоведения – РАМ им. Гнесиных, 1997, доктор музыковедения университета Сорбонна – Париж, 2003), Богдан Королек (помощник художественного руководителя Урал Балета, автор публикаций о балете и академической музыке на портале Colta.ru, в «Петербургском театральном журнале», в буклетах Большого и Мариинского театров); Minoga Dance Company, ансамбль Reheard, Contemporary Music Company, МАСМ, ЦЭАМ, Студия новой музыки, художники и режиссеры анимации — Анастасия Мелихова, Анастасия Прокофьева, Нина Бисярина, Анна Буданова. Команда проекта принимала участие в церемонии вручения наград «Европейский музей года 2020–2021» (EMYА).

Резидентом площадки является ансамбль современной академической музыки «InterText» – коллектив музыкантов из Екатеринбурга. Состав ансамбля варьируется в зависимости от репертуара – от солиста до небольшого оркестра. Основан в 2012 на базе УГК им. М.П. Мусоргского композиторами Дмитрием Ремезовым (1984) и Дарьей Звездиной (1990) при содействии Ольги Викторовой (композитор, педагог, общественный деятель, член Союза композиторов России).

Главной миссией коллектива является знакомство аудитории с современной музыкой — от классиков авангарда до молодых современных авторов. Музыканты ансамбля принимали участие в воркшопах и лабораториях «Студии новой музыки», МАСМ, ЦЭАМ, сделали ряд совместных проектов, среди которых «Фестиваль современной академической музыки XXXXI» (УГК им. М.П. Мусоргского, Ельцин-центр, 2016) и «Машинерия на Урале» (ЦК Урал, Ельцин-центр, 2016), «СоДействие МАСМ и InterText» (Ельцин-центр, 2020). InterText трижды становился приглашенным ансамблем Международной академии молодых композиторов в Чайковском – музыканты участвовали в концертах, перформансах и образовательных активностях академии. В 2022 музыканты ансамбля стали номинантами на премию Сергея Курехина (Санкт-Петербург) с лабораторией Workers Union, проведенной в рамках VI Уральской индустриальной биеннале (один из крупнейших международных проектов в сфере современного искусства в регионах РФ).

Сезон включает в себя десять концертов и три лекции от экспертов в области современной музыки.

12 сентября, «Тихотворение»
Алексей Сысоев
Алина Ежакова (фортепиано)
Большая фортепианная пьеса, автопортрет и личное высказывание в звуках Алексея Сысоева

10 октября, «Темные паттерны»
Памяти Ш.С. Амирова
Вадим Генин, Екатерина Хмелевская, Андрей Бесогонов, София Губайдулина, Антон Светличный, Владислав Шуть, Антон Изгагин
Исполнители: Эльвира Харисова (домра прима), Евгения Камаева (домра малая), Светлана Ганюшкина (домра-альт), Владислав Василов (балалайка-бас), Артур Гатиятуллин (балалайка), Павел Чуфаров (балалайка-контрабас), Венедикт Пеунов (баян), Алина Ежакова (фортепиано, гусли звончатые)
Новая музыка для русских народных инструментов. Посвящение балалаечнику, народному артисту Российской Федерации, заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан, Шаукату Амирову, ушедшему из жизни в мае 2023.

21 ноября, «Окно времени»
Иоганн Себастьян Бах, Хайнц Холлигер, Тору Такемицу, Тюркар Газымзаде, Дэвид Лэнг, Джованни Габриэли
Исполнители: Константин Ефимов (флейта), Олег Танцов (кларнет), Евгений Субботин (скрипка), Ольга Демина (виолончель), Михаил Дубов (фортепиано)
Концерт Московского ансамбля современной музыки

12 декабря, «Сложное простое vol.5»
Джон Адамс, Николай Корндорф, Мередит Монк, Стив Райх
Исполнители: Алина Ежакова, Роман Фархутдинов (фортепиано)
Продолжение серии концертов ансамбля InterText, посвященных композиторам-минималистам

9 января 2024, «Стихии: огонь»
Лучано Берио, Йос Кунст, Джонатан Эллиотт, Хавьер Хасинто, Келли-Мари Мерфи
Исполнители: Александра Вересова (флейта), Тамара Парамонова (саксофон), Юрий Нечаев (кларнет), Екатерина Панкратьева (скрипка), Александр Терещук (виолончель), Алина Ежакова (фортепиано)
Продолжение серии концертов ансамбля InterText, посвященных стихиям

12 февраля, «Звуковые сады Дмитрия Шубина» (Музей Звука, Санкт-Петербург)
Артист-ток музыканта, художника и создателя Санкт-Петербургского оркестра импровизации в рамках концерта «Сад маленьких звуков»

13 февраля, Сад маленьких звуков (live-version)
Дмитрий Шубин (электроника)
Пространственная электроника, импровизация

7 марта, Сирена сатаны и роль женщин в истории развития саксофона
Лекция солистки ансамбля InterText Тамары Парамоновой в рамках концерта «Приручая воздух»

12 марта, Приручая воздух
Эйлин Свини, Гильермо Лаго, Пит Свертс, Майкл Найман, Расселл Питерсон
Исполнители: Тамара Парамонова (саксофон), Светлана Суранова (скрипка), Полина Умрихина (скрипка), Влада Григорьева (альт), Александр Терещук (виолончель)
Новая музыка для саксофона и струнного квартета. Концерт саксофонистки Тамары Парамоновой.

16 апреля, «Молчание оракулов» Дэвид Лэнг, Сальваторе Шаррино, Дьердь Лигети, Роман Пархоменко
Исполнители: Жанна Лопатина (флейта), Александр Кудинов (гобой), Юрий Нечаев (кларнет), Артем Киршанков (валторна), Михаил Шиков (фагот)
Новая музыка для духового квинтета.
Концерт солистов Уральского академического филармонического оркестра – Astrum Quintet.

14 мая, «Черные ангелы»
Совместный проект Музея Бориса Ельцина и Дома Творчества Переделкино
Джордж Крам, Дэвид Лэнг
Исполнители: Арина Зверева (голос), Евгений Субботин (скрипка), Элина Алыпова (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Илья Рубинштейн (виолончель), Алина Ежакова (фортепиано), Данила Матросов (электрогитара)
Два важных квартета в истории современной музыки, “Черные ангелы” Джорджа Крама и “Death Speaks” Дэвида Лэнга. Концерт ансамбля InterText и Contemporary Music Company.

10 июня, «Почему лебедь сдох и причем здесь современность, медиум и Путешествие по Северному морю»
Лекция независимого куратора Данилы Матросова в рамках концерта «Умирающий лебедь»

11 июня, «Умирающий лебедь» Сара Глойнарич, Антон Светличный, Александр Шуберт, Йоханнес Крайдлер, Яннис Кириакидес, Татьяна Комарова
Исполнители: Александра Вересова (флейта), Тамара Парамонова (саксофон), Юрий Нечаев (кларнет), Екатерина Панкратьева (скрипка), Александр Терещук (виолончель), Алина Ежакова (фортепиано), Данила Матросов (электроника, электрогитара)
Новая академическая музыка с электроникой. Концерт ансамбля InterText.

Екатерина РОМАНОВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях