Николай Лесков — 190 лет со дня рождения

Николай Лесков — 190 лет со дня рождения
Николай Лесков, 1880

16 февраля 1831 в селе Горохово Орловской губернии родился будущий прозаик, драматург, публицист, литературный критик Николай Лесков. Прожил, по сегодняшним меркам, недолго, 64 года, но успел стать для «гения Игоря Северянина» «очарованным странником катакомб языка», «равным Достоевскому», а для графа Толстого – «писателем будущего».

С будущим Лесков и правда был бы в ладах. Так и видишь его сегодня среди самых цитируемых российских блогеров. «”Если ты не с нами, так ты подлец!” По мнению автора статьи “Учиться или не учиться”, это лозунг нынешних русских либералов. Мы совершенно согласны с автором, что приведенная фраза есть действительно лозунг наших либералов. “Если ты не с нами, так ты подлец!” Держась такого принципа, наши либералы предписывают русскому обществу разом отречься от всего, во что оно верило и что срослось с его природой. Отвергайте авторитеты, не стремитесь к никаким идеалам, не имейте никакой религии (кроме тетрадок Фейербаха и Бюхнера), не стесняйтесь никакими нравственными обязательствами, смейтесь над браком, над симпатиями, над духовной чистотой, а не то вы “подлец”! Если вы обидитесь, что вас назовут подлецом, ну, так вдобавок вы еще “тупоумный глупец и дрянной пошляк” <…>». (Из статьи Н. Лескова «Деспотизм либералов», опубликованной в 1862 в газете «Северная пчела»)/

(Надо сказать, это вообще сегодняшний тренд: «Если ты не с нами, так ты подлец!». Независимо от идеологической окраски. «Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным», – писал Хосе Ортега-и-Гассет в «Восстании масс». Каждому, кто не хочет быть ни с одними, ни с другими, ни с третьими, приходится сегодня выдумывать для публичного высказывания свой «эзопов язык», чтобы не быть моментально «распятым». Или молчать. И это тупик. Причем со всех сторон).

C музыкальным будущим у Лескова тоже все неплохо. На его тексты написаны три оперы, одна из которых наделала в свое время шуму. «<…> Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И “любовь” размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешаются все “проблемы”. В таком же грубо-натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене. Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория <…>». (Из редакционной статьи в «Правде», 1936, посвященной Дмитрию Шостаковичу и его «Леди Макбет Мценского уезда»)

Две другие оперы – «Очарованный странник» и «Левша» принадлежат Родиону Щедрину и писались в 2000-2010-е, когда «любовью в самой вульгарной форме» уже никого не удивишь. Да и Щедрина, как известно, интересует «не только любовь».

«МО»