Михаэль Преториус — 450 лет со дня рождения, 400 лет со дня смерти

Михаэль Преториус — 450 лет со дня рождения, 400 лет со дня смерти

15 февраля 2021 исполняется 450 лет со дня рождения немецкого композитора, музыкального теоретика, органиста Михаэля Преториуса (Michael Praetorius, урожденный Шульц, или Шультхайс в старогерманском написании). Михаэль Преториус (1571—1621) прожил ровно 50 лет (не так уж и мало для XVII века), и ушел из жизни в день своего юбилея. Таким образом, 15 февраля 2021 — 400 лет со дня смерти Преториуса.

Ученый-энциклопедист

Имя Михаэля Преториуса прежде всего ассоциируется с его знаменитым трактатом Syntagma musicum — «Устройство музыки». Полное название трактата: «Устройство музыки согласно древним и новейшим церковным [источникам], удостоверенное полигисторами (учеными – прим. ред.), на разных языках, с учетом, наконец, современной практики музыкального искусства».

Это самый крупный в Германии начала XVII века музыкально-теоретический труд, в котором собрано буквально все о теории и практике музыки. Он был задуман в 4 томах, однако в течение 1614-1620 гг. вышло 3 тома (первый – на латыни, второй и третий – на немецком языке). Четвертый том планировалось посвятить теории новейшей композиции, но смерть автора помешала этим планам осуществиться.

Первый том, озаглавленный Musicae Artis Analecta (1614), посвящен анализу музыки предшествующих веков и церковной музыки.

Для сегодняшнего читателя наибольшую ценность представляет второй том трактата — «De organographia» (1618). Вместе с иллюстрированным приложением, вышедшим годом позже, это — самое подробное и систематизированное описание всех, известных на тот момент, музыкальных инструментов, включая строй, способы игры, устройство, конструктивные особенности. Очень подробно описан орган. В дополнение ко всему, это — первый в Германии трактат о музыке, написанный на «народном» немецком языке, и понятный любому (латынь тогда знали не все).

Третий том Termini Musicali (1618) посвящен жанрам композиции и техническим основам для профессиональных музыкантов.

Труд Преториуса оставался актуальным для немецких историков, музыкальных теоретиков и музыкантов в течение всего XVII и вплоть до середины XVIII в. А для аутентичных исполнителей «Syntagma musicum» и по сей день остается источником бесценных сведений.

Общепризнано, что «Syntagma musicum» сегодня — один из самых важных источников сведений о музыке XVII века.

Профессионал с младых ногтей

Между тем, заслуги Михаэля Преториуса, конечно, не ограничиваются одним лишь вышеназванным грандиозным трактатом. Его имя мы встречаем, например, в одной из разновидностей среднетоновой темперации — «преторианской».

Сочинять самостоятельно Преториус начинал примерно в 1602—1603 гг. Его мотеты стали первыми в немецкой музыке, рассчитанными на новую для того времени итальянскую исполнительскую технику. Благодаря этому Михаэль Преториус уже с первых своих сочинений воспринимается современниками как профессиональный композитор.

Михаэль Преториус — автор большого количества музыки для протестантского богослужения: мотетов, псалмов, «Духовных концертов», обработок лютеранских церковных песен. Большую часть своего музыкального наследия Преториус опубликовал в составе 9 сборников «Сионские музы» («Musae Sionae», 1605-1610). Также он выпустил целый ряд сборников духовной вокальной музыки. Из светских сочинений до нас дошел единственный, но достаточно большой корпус для инструментального ансамбля «Терпсихора, пятая из аонийских Муз» (Terpsichore, musarum aoniarum quinta; 1612).

Всего при жизни композитора было издано 17 объемных томов его музыки.

Лютеранин до мозга костей

О жизни Михаэля Преториуса известно не так уж и много. Он родился 15 февраля 1571 в местечке Кройцбург, близ Эйзенаха (города, в котором спустя 114 лет родился Иоганн Себастьян Бах). Младший сын лютеранского пастора. По поводу даты рождения существуют различные версии, но большинство источников (в частности, немецких) все же дают дату 15 февраля. Другая версия — 27 или 28 сентября 1571.

Учился в Латинских школах Торгау (1573) и Цербста (1584), затем в университете Франкфурта-на-Одере (с 1582) на теологическим факультете и, предположительно, в учебных заведениях Франкфурта.

Музыкальное образование Преториус получил у протестантского кантора Бартоломея Гезия. Ему Преториус обязан своим ревностным отношением к протестантской вере и живейшим интересом к протестантской музыке, неизменным в течение всей его жизни.

В 1587-90 Преториус — органист франкфуртской Мариенкирхе. В 1595 органист, а с 1604 — уже капельмейстер при дворе в Вольфенбюттеле.

В 1613-16 служил при саксонском дворе в Дрездене, где познакомился с Генрихом Шютцем. Влияние музыки Шютца на творчество Преториуса начиная с 1613 отмечается многими исследователями.

По возвращении в Вольфенбюттель занял прежнюю должность, но де факто находился в постоянных разъездах, так как был одним из самых востребованных (если не самым востребованным) органистом Германии и был вынужден откликаться на многочисленные предложения аристократов и церковных иерархов. Выступал в Дрездене, Касселе, Магдебурге, Галле, Лейпциге, Нюрнберге, многих других городах.

Михаэль Преториус ушел из жизни в день своего 50-летия, 15 февраля 1621. Похоронен в церкви св. Марии в Вольфенбюттеле.

P. S.

Музыка Михаэля Преториуса (Lutheran Mass For Christmas Morning, as it might have been celebrated around 1620, Gabrielli Consort & Players, Paul McCreesh) открыла юбилейный концерт «Музыкальное обозрение — 30» (20 декабря 2019, концертный зал «Зарядье»). Она сопровождала видеоарт — Eadem mutata resurgo, “Изменяясь, я вновь воскресаю” . Известное изречение швейцарского математика Якобу Бернулли (1654–1705). ставшее названием и сквозной темой юбилейного концерта.

Дмитрий ЛИЛЕЕВ, «МО»