Михаил Глинка: 220 лет со дня рождения

Михаил Глинка: 220 лет со дня рождения
Карикатура на М.И. Глинку Н. А. Степанова (1807—1877)

1 июня 2024 — 220 лет со дня рождения основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки (1.06.1804 / 20.05 по ст. ст. – 15.02.1857).

В русской музыке Глинка занимает то же место, что и Пушкин — в русской литературе: место основоположника, автора первых классических сочинений, вошедших в золотой фонд мировой культуры. Интересно, что оба они родились в одном месяце — июне (май по старому стилю), и в одном месяце умерли — в феврале. На стихи Пушкина Глинка сочинил 10 романсов («Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Признание», «Где наша роза», «Не пой, красавица при мне», «Адели», «Заздравный кубок», «Мери»), на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» — гениальную оперу.

Глинка написал не так много музыки, но из его оперных, оркестровых и камерно-вокальных шедевров выросла, «как дуб из желудя» (так П.И. Чайковский говорил о «Камаринской» и русской симфонической музыке), фактически вся русская музыкальная классика: во всяком случае та ее колоссальная ветвь, которая связана с творчеством композиторов «Могучей кучки».

«Я почти убежден, что можно связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака», — писал Глинка, получив опыт занятий гармонией и полифонией в Берлине с Зигфридом Деном. И связал: в «Жизни за царя», «Руслане и Людмиле», «Камаринской», других шедеврах. И «передал» этот опыт мастерам отечественной музыки второй половины XIX – ХХ веков.

Глинка — один из немногих композиторов, которому современники и друзья посвящали стихи. После премьеры «Жизни за царя» в конце 1836 Михаил Виельгорский, Петр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный канон, в котором дружески обыгрывалась фамилия композитора:

«Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!

За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.

В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь».

Четвертое четверостишие — одно из последних поэтических творений А.С. Пушкина.

20 мая 1855 Глинка праздновал свой 51-й день рождения. Друзья преподнесли ему подарок — на музыку одного из самых известных его романсов — «Прощайте, милые друзья»:

«Да здравствует на много лет
Наш дорогой новорожденный,
Наш гармонический поэт,
Друг добрый, сердцем неизменный!

Да будет он и в новый год,
Как в прошлый, неразлучен с нами,
И процветает без забот
Душою, телом и делами.

<…>

Твоя ясна еще заря,
И утеряет ли тот силу,
Кто славен “Жизнью за царя”
И дал “Руслана и Людмилу”?

Узнавши раз и полюбя,
Мы не забудем ввек тебя»

(стихи П.С. Федорова).

«М. И. Глинка». Альбом карикатур Н. А. Степанова (1850-1854). Факсимильное воспроизведение оригинала, хранящегося в Санкт-Петербургской консерватории. Издание приурочено к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. СПб.: Отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Селеста, 2005. Тираж 500 экз.

Карандашные и акварельные карикатуры на Глинку создавались Степановым свыше 15 лет. Сюжеты отражают события жизни Глинки от второй половины 1830-х до 1853-1854 годов. Большинство сюжетов воспроизводит Глинку «эпохи Руслана», то есть 1840-х. Самый обширный свод карикатур хранится в Российской национальной библиотеке – 51 карикатуры в переплетенном альбоме, принадлежавшем В. П. Энегельгардту, другу композитора и собирателю его автографов. Энегельгардт в 1886 передал альбом в Императорскую публичную библиотеку и своей рукой подписал титульный лист альбома, обозначив на нем дату – 1850 год. Сюжеты карикатур в альбоме располагаются без четкой хронологии, их последовательность не всегда логичная; скорее всего, альбом составлялся не самим Степановым. При жизни Глинки была опубликована только одна из карикатур Степанова («Композитор, возвратившийся на родину»). Долгое время и после смерти композитора степановские карикатуры не были известны широкой общественности. С 1895 до 1918 ряд карикатур из альбома Публичной библиотеки печатались Н. Ф. Финдейзеном в «Русской музыкальной газете»; им же публиковалось описание альбома. На государственное хранение в Отдел рукописей Петербургской консерватории альбом попал в 1973.

АВТОРСКИЕ ПОДПИСИ К КАРИКАТУРАМ:

***
Как М.И. каждое утро страдает…

***
М.И. делает первый опыт обольщения в виде серенады.

С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

***
М.И., застигнутый в Варшаве холерою, принимает против нее благоразумные меры

***
М.И. в Петербурге. – Наконец после долгих и несправедливых гонений судьбы, он получает в доме Кастриста достойную награду за свои добродетели

***
Виолончель духовых инструментов, изобретенный М.И.

***
М.И. в опере своей: «Руслан», вызывает автора

Любовь любовью, но музыка Глинки в XXI веке нечасто звучит с театральных подмостков и концертных сцен. В репертуаре далеко не каждого театра России сегодня есть оперы Глинки. К памятной дате прошла только одна премьера: «Жизнь за царя» в Татарском театре оперы и балета на открытии Шаляпинского фестиваля 2 и 3 февраля 2024.

Редко звучат Испанские увертюры и «Камаринская», чаще — романсы (но лишь избранные) и «Вальс-фантазия»; совсем редко — камерные сочинения (Альтовая соната, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и фагота), фортепианные пьесы…

Жизнь и творчество Глинки остается предметом активных исследований музыковедов. За последние годы вышли монография Екатерины Лобанковой в серии «ЖЗЛ» «Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни» (М., «Молодая гвардия», 2019), труд доцента Санкт-Петербургской консерватории Сергея Фролова «Глинка» (в двух томах) о детстве и юности будущего композитора (СПб., изд. Нестор-История, 2016, 2019), книга Светланы Лащенко «Глинка, которого мы не знали» (СПб., изд. РХГА, 2022).

Тем не менее торжества в честь 220-летия со дня рождения великого русского композитора обещают быть масштабными. Особенно в Смоленске, на родине Глинки (он родился в селе Новоспасском Смоленской губернии).

31 мая в Смоленском драмтеатре состоится открытие 66-го Всероссийского музыкального фестиваля им. М.И. Глинки. Фестиваль проводится с 1957, когда отмечалось 100-летие со дня смерти композитора. Его художественным руководителем много лет была лектор-музыковед Московской филармонии Жанна Дозорцева (1935–2024). В этом году Фестиваль откроет Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова под управлением Геннадия Дмитряка концертной программой «О России петь!».

1 июня в рамках 66-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки и музыкального фестиваля «Гений места» в Смоленском драмтеатре артисты Мариинского и Большого театров покажут оперу «Жизнь за царя». Дирижер — Валерий Гергиев. Спектакль состоится днем, а утром пройдет концерт симфонического оркестра Мариинского театра, также под управлением В. Гергиева. Вечером 1 июня в городском парке имени М.И. Глинки откроется мультимедийный светомузыкальный фонтан. Это событие также приурочено к памятной дате Глинки.

2 июня на сцене драмтеатра пройдут два концерта фестиваля «Гений места», который в 2024 проводит Валерий Гергиев. В двух концертных программах в исполнении Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева прозвучит музыка Глинки.

С 31 мая по 9 июня в Смоленске и селе Новоспасском выступят Хор имени М.Е. Пятницкого, Струнный квартет имени М.И. Глинки, Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, солисты Михайловского театра и театра «Зазеркалье» (Санкт-Петербург), арт-проект «Тенора XXI века», Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского (дирижер Игорь Каждан), солисты и коллективы Смоленской филармонии, областного Музыкального училища имени М.И. Глинки.

Памятную дату отмечает Московская филармония. 31 мая в Зале имени П.И. Чайковского Капелла под управлением Валерия Полянского представит в концертном исполнении оперу «Жизнь за царя». 3 июня Капелла исполнит «Жизнь за царя» в Костроме.

3 июня в КЗЧ в исполнении АСО Московской филармонии под управлением Юрия Симонова прозвучат оркестровые сочинения Глинки: увертюра и танцы из III акта оперы «Жизнь за царя», увертюра и симфонические фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде».

Павел РАЙГОРОДСКИЙ