Марку Дробинскому — 80 лет

Марку Дробинскому — 80 лет
8 апреля отмечает юбилей выдающийся виолончелист Марк Дробинский. Он родился в СССР, имеет гражданство Израиля и Франции, живет в Париже. Фактически же — гражданин мира, который называет себя «бродячим виолончелистом с русской душой» и в любом уголке земного шара, на любой сцене чувствует себя одинаково комфортно.

Марк Дробинский родился 8 апреля 1940 года в Баку — городе, давшем отечественной культуре легендарных музыкантов: Беллу Давидович, Артура Каца, Мстислава Ростроповича, в классе которого Марк окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (до этого в Бакинской консерватории учился у И.М. Турича, ученика С.М. Козолупова). В 1969 г. в составе фортепианного трио (вместе с пианистом Виктором Деревянко и скрипачкой Валерией Вилькер) Марк Дробинский стал лауреатом первой премии на 18-м международном конкурсе камерных ансамблей ARD в Мюнхене.

Марк Дробинский (крайний справа) на ступенях Бакинской консерватории

Несколько лет Дробинский преподавал в ГМПИ им. Гнесиных. В 1974 году эмигрировал в Израиль. С той поры концертирует по всему миру. Ему рукоплескали амстердамский Концертгебау и лондонский Вигмор-холл, театр Колон в Буэнос-Айресе, зальцбургский Моцартеум, зал Плейель в Париже и Дворец Конгрессов в Лугано, Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, лучшие залы Берлина, Детройта, Стокгольма, Брюсселя и десятков других городов, самые престижные фестивали.

Критики называют Марка Дробинского «Маэстро виолончели», а иногда и «Демоном виолончели». Его игра снискала восхищенные отзывы российской и мировой прессы:

«Магия звука, ослепляющая техника, блестящая интерпретация — если все это может сочетаться в одном человеке, и если он отмахивается от термина “гений”, то речь идет о виолончелисте Марке Дробинском» (Echo du Centrre, Лимож).

«Типичный русский романтик, Дробинский обладает манерами музыкального выражения невероятно красивыми, страстными, уверенными. Его техническое совершенство, несомненно, равно как и легкость, с которой он манипулирует слушателями, задерживая внимание на каждой ноте» (The Detroit News).

Его партнерами по сцене были Марта Аргерих, Миша Майский, Дора Шварцберг, Рено Капюсон, Паоло Фонтанароза, Диана Андерсен, Иври Гитлис, Лилия Зильберштейн, Николя  Ангелич; дирижеры Мстислав Ростропович, Арнольд Кац, Фуат Мансуров, Валерий  Гергиев, Саулюс Сондецкис, Шарль Дютуа, Максим Шостакович, Дмитрий Лисс, Александр Анисимов, Владимир Рылов…

В репертуаре музыканта — произведения Вивальди, Баха, Гайдна Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Паганини, Шопена, Брамса, Бруха, Сен-Санса, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Вайнберга, Соге.

С не меньшим увлечением Дробинский играет сочинения композиторов конца ХХ в. и наших современников. Он был первым в России исполнителем виолончельных концертов М. Минкова, Г. Дмитриева, Концерта для скрипки и виолончели с оркестром К. Волкова, «Диалога» для виолончели и 7 инструментов А. Шнитке, Фортепианного квинтета С. Губайдулиной, Трио-квинтета Ю. Буцко, всех произведений для виолончели и с участием виолончели А. Рабиновича…

Марк Дробинский в классе Мстислава Ростроповича. Фото из семейного архива М. Дробинского

Ему посвятили свои сочинения А. Рабинович и Г. Занон (Швейцария), Я.-П. Биземанс и Р. Де Смет (Бельгия), Я. Алотин и И. Дорфман (Израиль), Ф. Кауфман и Д. Винклер (США), А. Сантана (Бразилия).

«Я считаю Марка Дробинского одним из самых лучших представителей русской виолончельной школы. Он не только обладает благородным и мощным звуком, но и владеет в совершенстве всеми секретами и нюансами гармонии. Великолепное чувство формы прекрасно совмещается с искренностью исполнения. Среди прочих достоинств он обладает потрясающим качеством: личным неподдельным интересом ко всему, к чему прикасается, к любому новому музыкальному материалу» (София Губайдулина).

В 1975 году Марк Дробинский, Виктор Деревянко и скрипачка Дора Шварцберг организовали в Израиле трио «ВиДоМ», получившее мировую известность.

Музыкант много выступает в России, особенно любит играть в нестоличных городах. «Обожаю выступать в русской провинции. Москва и Санкт-Петербург для меня Европа, а настоящая Россия — именно в провинции. Вообще я выступаю не ради денег, я достаточно зарабатываю. Я играю для души», — говорит музыкант.

Его гастрольные маршруты включают десятки российских городов: Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Омск, Челябинск, Красноярск, Тверь, Пензу, Белгород, Барнаул, Брянск, Киров, Курск, Иркутск, Ульяновск, Уфу, Норильск, Воронеж, Саратов, Самару, Ростов-на-Дону, Астрахань, Нижний Новгород, Великий Новгород, Волгоград, Вологду, Липецк, Петрозаводск, Владимир, Дубну, Мурманск… Он выступал на Баховском фестивале в Твери, Фестивале симфонической музыки в Пензе, «Вятская музыкальная весна» и многих других.

Дважды — в 2011 и 2015 годах — Марк Дробинский принимал участие в фестивале «Кружева» в Вологде (организатор — газета «Музыкальное обозрение»). В 2011 году он был солистом-резидентом фестиваля, выступив трижды: с уникальной программой из собственных переложений песен Шуберта для виолончели и фортепиано, с камерным оркестром Вологодской филармонии и в проекте «В просветах речи. Стихи Марии Марковой и Андрея Устинова и сюиты Баха».

1 октября 2015 года, в Международный день музыки и 26-й день рождения газеты «Музыкальное обозрение», Марк Дробинский выступил на фестивале «Кружева» как солист и в дуэте с пианистом Никитой Мндоянцем.

Вместе с продюсером Людмилой Устиновой Марк Дробинский провел гастроли в Европе многих российских коллективов, среди которых Камерный оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» п/у С. Сондецкиса, Новосибирский камерный оркестр, Казанский камерный оркестр “La Primavera” п/у Р. Абязова, «Российская камерата» п/у А. Кружкова (Тверь), камерный оркестр «Провинция» п/у И. Лермана (Набережные Челны), симфонические оркестры Петрозаводска, Белгорода, Ростова-на-Дону, Брянска, Новосибирска, Кемерово, Екатеринбурга, Татарстана.

Марк Дробинский — организатор и художественный руководитель фестиваля русской классики «Классики Виллара» в Швейцарии.

Музыкант уделяет немало времени преподаванию. Проводил мастер-классы в Южной Корее, Монако, Мексике, на Багамах, в Париже, Буэнос-Айресе, Сан-Пауло, Сиене, Портогруаро, Йоханнесбурге, Женеве и других городах.

В дискографии Марка Дробинского — многочисленные записи с выдающимися музыкантами современности. В 2003 году один из его CD, на котором он вместе с пианисткой Дианой Андерсен записал Сонату для виолончели и фортепиано бельгийского композитора Адольфа Биарента, был удостоен высшей награды на международной ярмарке CD «MIDEM» в Каннах. В составе трио «ВиДоМ» сделаны записи произведений Бетховена, Брамса, израильских композиторов.

Марк Дробинский играет на итальянской виолончели мастера Карло Антонио Тесторе, изготовленной в 1748.

Музыкант рассказывает, что нашел ее случайно: «Вскоре после переезда в Израиль я играл в одном из кибуцев. Один из организаторов концерта, Ротшильд, рассказал мне о том, что у него есть очень старый инструмент, долго хранившийся в сыром бомбоубежище. Когда я увидел виолончель, она была в ужасном состоянии, покрыта паутиной и мхом. Играть на ней было невозможно».

Израильские эксперты не взялись за реставрацию «этого хлама». Но когда Дробинский привез виолончель в Париж и показал знакомому мастеру, тот  сразу определил, что инструмент старинный, работы Тесторе.

«…10 лет я бился над этой проблемой, объездил кучу стран в поисках мастера, который смог бы исправить, наконец, нашел такого в Париже. Потратил на реставрацию просто бешеные деньги, — признается музыкант. — И это еще не все. Инструмент оказался слишком большим для меня. У меня не столь крупные руки, так что мне пришлось переучивать весь репертуар. Зато теперь нам с ней уже ничего не страшно».

Свой юбилей, совпавший ныне с праздником Песах, Марк Дробинский должен был встретить в Твери. 8 апреля в афише Тверской филармонии был концерт маэстро Дробинского и Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова. В программе — А. Сантана. «Бразильская сюита» для виолончели с оркестром А. Сантаны, сюита «Путешествие в клезмер» Ю. Поволоцкого, «Далекое-близкое» (по мотивам русских романсов) для виолончели и камерного оркестра М. Броннера, сюита на тему из сериала «Игра престолов» Р. Джавади (транскрипция для виолончели и камерного оркестра М. Дробинского).

Но карантин — пусть и  на время — разлучил Марка Дробинского с Россией. Сегодня он, как и все мы, в самоизоляции, у себя дома в Париже. Ходит в гости к соседям.

Сосед из дома напротив, глава фирмы Art&ICE, мастер ледовых скульптур, уже накануне начал отмечать юбилей Марка. На строительной тачке он подвез к крыльцу юбиляра торт со свечой и подарочный продуктовый набор, главным компонентом которого была бутылка настоящей еврейской водки.

В день рождения Марк играет на ступеньках своего дома для жителей квартала в парижском пригороде Бурже, а они слушают и поздравляют его из окон своих квартир.