«Король» Джордано в Большом театре: второй премьерный блок (2—5 ноября 2023)

«Король» Джордано в Большом театре: второй премьерный блок (2—5 ноября 2023)
Фото Павел Рычков / ГАБТ

На Камерной сцене Большого театра со 2 по 5 ноября пройдет второй блок летней премьеры – оперы Умберто Джордано «Король» (1929). Премьера оперы состоялась в самом конце сезона – 6-9 июля 2023. Дирижер-постановщик – Антон Гришанин (он дирижирует всеми ноябрьскими спектаклями), режиссер-постановщик – Юрий Муравицкий, художник-постановщик – Петр Окунев.

В партии Короля – Дзамболат Дулаев, Александр Полковников, Азамат Цалити. В партии Розалины – Екатерина Ферзба, Тамара Касумова, Наталья Риттер (составы полностью – здесь).

«Король» – последняя опера вериста Джордано, значительно уступающая в популярности другой его опере, «Андре Шенье», впервые представленной в Большом в 1897 силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров. Действие оперы разворачивается в XVIII веке. Дочь мельника Розалина передумала выходить замуж за влюбленного в нее Коломбелло. Жених и родственники в отчаянии: чтобы понять причину, они приглашают гадалку, священника и судью. Выясняется, что девушка влюбилась в короля. Но, когда в последнем действии она видит его без дорогих одежд, осознает, что бывший жених моложе и симпатичнее.

Для драматического режиссера Юрия Муравицкого (в 2021-2023 – главный режиссер Театра на Таганке, ставивший также в Театре.doc, Электротеатре Станиславский, Театре имени Пушкина, на многих других площадках) этот спектакль – дебют в оперном жанре.

Юрий МУРАВИЦКИЙ: «”Король” – стилистически необычное, оригинальное сочинение. С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем поздне-романтической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты “Поколения 1880-х” или, как их еще называют, “Пять великих”: Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казелла, Ф. Альфано. Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определенных процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика – еще одна причина, по которой ее так редко ставят. “Король” – это не есть веризм в его абсолютном воплощении. Но при этом композитор-верист, конечно, не мог в одночасье отказаться от всего, что исповедовал ранее.

Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: “Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король”. Это – игра со стилем, и даже не с одним. Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность.

Наша версия – вполне классическая. Мы не стали переносить действие в современность или, например, в будущее. Я ничего не менял в либретто, хотя небольшой сюрприз в финале все-таки будет. Дирижер-постановщик, Антон Гришанин, не вносил значительных изменений в партитуру».

Антон ГРИШАНИН: «”Король” – это легкая и, самое главное, лирическая музыка. В ней много очарования, заключенного в гармониях, мелодиях и оркестровке. Здесь используется огромный набор разнообразных ударных инструментов, фортепиано, фисгармония, арфа, челеста. Такой оркестр – редкость для веризма. Джордано играет необычными, выразительными красками. Вместе с изысканными, иногда почти джазовыми гармониями они создают особую атмосферу».

«На страницах партитуры находят себе место самые разные приемы из арсенала предшественников и современников Джордано. <…> Иногда мы слышим, что Джордано пишет так, как будто вчера он был на представлении “Лоэнгрина” Вагнера, перед тем восхищался “Заратустрой” Штрауса, а потом слушал “Богему” Пуччини. Но даже в том, как Джордано пользуется чужими находками, чувствуется авторский подход и обаяние. При этом иногда не сразу понятно: он делает это всерьез или шутит».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.