Конкурсное притяжение: к 20-летию Ассоциации музыкальных конкурсов

<strong>Конкурсное притяжение: к 20-летию Ассоциации музыкальных конкурсов</strong>
Андрей УСТИНОВ, Председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР)

Почти 20 лет назад в Москве впервые собрались руководители всероссийских и международных конкурсов, чтобы провести Учредительную конференцию Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Однажды 20 лет назад…

Рождение Ассоциации стало естественным результатом развития конкурсного отдела газеты «Музыкальное обозрение». В 1990 году, вскоре после создания газеты, мы впервые опубликовали полные условия международного конкурса. Это было поистине революционным событием для советских музыкантов. Номер газеты с этой публикацией вмиг стал раритетом, его буквально рвали из рук.

В новой России количество конкурсов стало расти в геометрической прогрессии.

В газету стекался огромный поток информации. Мы стали собирать и печатать итоги, условия, материалы о конкурсах, проводимых в России и за рубежом. За краткий период был накоплен колоссальный потенциал в конкурсном деле.

Признанием нашего лидерства в данной области стало приглашение создать на базе редакции «МО» пресс-центр XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 1998 году. Нами была разработана уникальная концепция пресс-центра и впервые создан сайт конкурса им. П.И. Чайковского.

В 2002 году на основе редакции «МО» работал пресс-центр XII Конкурса имени П.И. Чайковского.

Помимо сотен страниц информации, мы ежедневно выходили в телевизионный эфир с Дневниками Конкурса

Когда объемы публикаций о конкурсах стали достигать от двух до шести полос формата А3 в каждом номере газеты, вокруг отдела сформировалось объединение организаторов конкурсов.

К 2000 году сотрудники отдела конкурсов редакции МО имели опыт проведения музыкальных конкурсов, взаимоотношений с Международной федерацией музыкальных конкурсов (WFIMC), участия в международных конференциях, посвященных конкурсным проблемам.

Все это стало предпосылками для создания Всероссийской Ассоциации, которая бы объединила всех участников конкурсного движения.

На Учредительной конференции, состоявшейся в ноябре 2000 года, были представлены ведущие музыкальные конкурсы России:

  • Международный конкурс им. П.И. Чайковского
  • Международный конкурс им. С.С. Прокофьева
  • Международный юношеский конкурс им. С.С. Прокофьева
  • Всероссийский открытый конкурс «Новые имена»
  • Московский Международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена
  • Объединение конкурсов исполнителей на духовых инструментах (Москва)
  • Открытый Всероссийский конкурс детских и юношеских ансамблей
  • «Традиция и современность» (Санкт-Петербург)
  • Международный фестиваль-конкурс им. Е.А. Мравинского «Юные дарования» (Санкт-Петербург)
  • Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)
  • Международный конкурс контрабасистов им. С. Кусевицкого (Санкт-Петербург)
  • Российский конкурс юных пианистов им. Д.Д. Шостаковича «Вдохновение» (Волгодонск)
  • Международный юношеский конкурс пианистов им. С.В. Рахманинова (Тамбов)
  • Международный конкурс юных скрипачей (Новосибирск)
  • Конкурс конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля (Саратов)
  • Губернаторский Международный конкурс пианистов (Саратов)
  • Международный конкурс молодых исполнителей (Тольятти)
  • Международный конкурс юных музыкантов «Симфония» (Волгоград)
  • Открытый конкурс музыкантов-исполнителей им. Н. Сабитова (Уфа)
  • Всероссийский конкурс-фестиваль юных пианистов им. К.Н. Игумнова (Липецк)

Сегодня АМКР объединяет 200 конкурсов из 80 городов и регионов Российской Федерации. Все годы газета «Музыкальное обозрение» остается информационным бюллетенем Ассоциации.

Вся актуальная информация о музыкальных конкурсах, проходящих в России, оперативно публикуется на сайте http://www.music-competitions.ru/ и на фейсбуке АМКР.

Трудные времена

Каждое явление имеет свою динамику, проходит различные стадии: становление и развитие, прогресс и регресс, апогей и кризис, взлет и деградация…

Каждое явление подвержено влиянию времени, многих обстоятельств, объективных и субъективных факторов.

Как и вся наша жизнь, конкурсная ситуация находится в зависимости от экономического положения, технических достижений, ситуации в сфере образования, законотворчества и решения правовых вопросов, многого другого.

Сегодняшнее состояние конкурсного дела в России можно охарактеризовать как кризисное.

На это обращают внимание многие эксперты и специалисты в области музыкального обрзования и конкурсного дела. Об этом же говорили участники передачи «Музыкальные конкурсы», вышедшей год назад в программе «Наблюдатель» на канале «Россия –Культура» и вызвавшей огромный резонанс: директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов, директор и художественный руководитель Детской хоровой школы «Весна» имени А.С. Пономарева Надежда Аверина, директор Новосибирской ССМШ (колледжа) Александр Марченко.

Музыкальные состязания, проводимые в СССР, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Конкурс имени П.И. Чайковского, Всесоюзный конкурс по различным специальностям, Конкурс вокалистов имени М.И. Глинки, Конкурс Д.Б. Кабалевского в Куйбышеве (ныне Самара), еще несколько состязаний. Каждое из них отличалось выдающимся уровнем организации и мастерства участников.

С тех пор как организовать конкурс стало просто и для этого не требуется особого разрешения, число конкурсов стало расти как грибы после дождя. К сожалению, это негативно отражается на их качестве. За проведение конкурсов сегодня берутся все, кто пожелает. Можно сказать, что сегодня все разбираются в футболе, медицине и в том, как организовать и провести конкурс.

В результате мы наблюдаем полярные явления: с одной стороны — помпезный и все время разрастающийся, ни в чем не имеющий ограничений Конкурс им. Чайковского с бюджетом около 500 млн. руб. С другой — конкурсы, бюджет которых ограничивается организационными взносами участников.

Сами себе режиссеры

Главная проблема нынешнего конкурсного движения — размытость понимания цели.

Априори целью любого конкурса должно быть выявление талантов, помощь в их продвижении и сохранение художественной составляющей и традиций.

Сегодня же мы наблюдаем совсем другую картину.

Детям и родителям нужны дипломы. А спрос, как известно, рождает предложение. Вот и процветают «конкурсы», состоящие из одного тура, на которых можно исполнить одно 5-минутное сочинение и получить диплом лауреата, ибо диплом дают всем (правда, иногда за это надо заплатить немалые деньги…). Можно набрать десятки таких дипломов и потом претендовать на привилегии при поступлении в колледж, вуз, хотя цену этим дипломам все знают. Преподавателям нужно предъявить как можно больше лауреатов для отчета о своей деятельности и получения прибавок к зарплате.

Самоцелью становится не творческая составляющая процесса, а коммерческая выгода.

Вот и ездят с конкурса на конкурс дети, начиная уже с детсадовского возраста. А в жюри сидят их педагоги, в нарушение всех норм раздающие премии своим ученикам.

Еще одна тенденция — превращение конкурса в шоу. Это, прежде всего, всякого рода телепроекты: «Голос. Дети», «Синяя птица», «Евровидение», многие другие, в которых размыты или вовсе не соблюдаются важнейшие критерии, принятые на серьезных творческих состязаниях. Для участников подобных проектов и их родителей главное — «засветиться» на телеэкране, а это в наши дни одно из главных условий будущего успеха.

Во всем мире конкурсы проводятся в основном городами, муниципалитетами. Во многих городах мира музыкальный конкурс — центр притяжения, вокруг которого формируется и бюджет, и экономика, и торговля, и культурная жизнь. Например, в немецком Клингентале, где проживает всего около 10 000 человек, уже более 50 лет проходит самый знаменитый в мире конкурс баянистов и аккордеонистов. Центральное событие для итальянского Больцано — конкурс пианистов имени Бузони. И таких примеров можно привести множество.

В России же львиную долю конкурсов проводят учебные заведения всех звеньев, занимаясь фактически непрофильной деятельностью.

АМКР сегодня

Лицо европейского конкурсного дела — конкурсы, входящие во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC).

Лицо российского конкурсного движения — конкурсы, входящие в Ассоциацию музыкальных конкурсов России.

АМКР уже почти 20 лет — лидер конкурсного движения в России. Его аналитический, консультационный, практический центр. Организация, которая все эти годы работает на то, чтобы организовать, структурировать конкурсное движение в России, встроить его в мировую конкурсную ситуацию, и в то же время привить на российской почве общепринятую мировую практику и правила.

Аналитический центр АМКР, совместно с организаторами, директорами конкурсов, признанными специалистами конкурсного дела, постоянно занимается выработкой критериев проведения конкурсов. А это и вопросы судейства: количественный и качественный состав жюри, кодекс работы жюри, система оценок, правила голосования, проблема «учитель – ученик». Это и категоризация конкурсов — в зависимости от количества туров, наличия оркестра в финале, бюджета, призового фонда, размера премий, ангажементов и т.д. И многое другое.

В последние годы актуальной стала тема трансляции конкурсов на сайтах, в соцсетях, каналах Youtube. Иногда приходится слышать мнения, что очные конкурсы вообще уже не нужны. Гораздо удобнее и выгоднее проводить их, скажем, по скайпу. Но чем больше распространяются трансляции, тем больше выявляются и их недостатки. Зачастую они представляют участников совсем в ином свете, нежели в зале: другая акустика, другой звук, звуковой баланс.

Тем самым скрываются многие недостатки, подчеркиваются достоинства, на поверку оказывающиеся мнимыми.

В общем, здесь — большое поле для дискуссий. Как и по многим частным вопросам — каждая составляющая конкурса требует тщательного анализа, — так и в целом: как в нынешних условиях реанимировать, возродить, обновить, реструктурировать конкурсный процесс, переживающий в сегодняшней России не лучшие времена. Сделать так, чтобы конкурсы выполняли свою основную художественную и творческую задачу: открывали и продвигали талантливых музыкантов.

Несмотря на все сложности, у музыкальных конкурсов есть огромный творческий ресурс и перспективы.

А значит, наша Ассоциация с оптимизмом встречает свое 20-летие.

Андрей УСТИНОВ
Председатель Совета Ассоциации Музыкальных Конкурсов России,
Главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»,
Заслуженный деятель искусств России

Кликните, чтобы увеличить