Концерт к 125-летию со дня рождения Пауля Хиндемита (18 мая 2021)

Концерт к 125-летию со дня рождения Пауля Хиндемита (18 мая 2021)
Пауль Хиндемит

Камерный концерт Игоря Стравинского Dumbarton Oaks (1937-1938) в версии для двух фортепиано, Четыре румынских народных танца и Семь пьес из «Микрокосмоса» Белы Бартока, Сюита «1922» Пауля Хиндемита, Сюита «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна – все это можно будет услышать 18 мая в Рахманиновском зале на концерте к 125-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Исполнители: Мона Хаба и Михаил Дубов.  

Вот что писал о Сюите «1922» Альфред Шнитке:

«В основе ее лежит прообраз, близкий старинной танцевальной сюите, строившейся на чередовании контрастных по характеру и темпу танцев. <…> Однако в создании сюиты “1922” источником для Хиндемита послужил не старинный, а современный ему музыкальный обиход, богатый ритмами танцевальный быт первых десятилетий XX века, джаз. Обращение Хиндемита к джазу – несомненно дань “эпидемическому” увлечению джазом, эстрадой, мюзик-холлом, цирком, увлечению, захватившему в эти годы композиторов различной национальной принадлежности и творческой направленности. <…> Использованные Хиндемитом в “1922” танцы, бытующие в музыке этого времени, можно встретить в опере Кшенека “Джонни наигрывает” (Шимми), в “Трехгрошовой опере” Вайля (Шимми); Регтайм используется Стравинским как ритмическая основа его инструментальных произведений – “Регтайма” для 11-ти инструментов, “Piano-Rag-music”, в “Истории солдата” и т.д. Однако объединение в целостную инструментальную сюиту таких достаточно необычных для неприкладной, “академической” музыки танцев, как Шимми, Бостон, Регтайм все же прецедента не имеет и составляет специфику сюиты “1922”. <…> В сюите проявилось свойственное молодому Хиндемиту (да и не только Хиндемиту – известны весьма сходные тенденции в раннем творчестве Прокофьева, Мийо, Онеггера) – стремление подразнить публику, эпатировать ее всякого рода неожиданностями, вызывая то восторг, то негодование критики и прессы с помощью приемов, которым нельзя отказать ни в таланте, ни в выдумке, ни в мастерстве. Единственное, чего им, быть может, изредка недостает – это чувства меры».

(Пауль Хиндемит. Сборник статей и исследований. М., «Советский композитор», 1979)

«МО»