Композитору Брайану Фернихоу – 80

Композитору Брайану Фернихоу – 80
Брайан Фернихоу. Фото — Charlotte Oswald

16 января 2023 исполнилось 80 лет британскому композитору и педагогу Брайану Фернихоу. «Одушевленный идеей “позднего модернизма”, пристально всматривающийся в глубины устройства музыкальной материи, он оказал несомненное воздействие и на своих учеников (среди которых – блистательная Кайя Саариахо), и на композиторов одного с ним поколения. Клаус Хубер, один из ведущих педагогов конца ХХ века, именно его избрал своим ассистентом в классе композиции во Фрайбурге», – пишет в статье о Фернихоу профессор РАМ имени Гнесиных Татьяна Цареградская.

«Общеизвестно, что Фернихоу занимает нишу, за которой закрепилось название “новая сложность”. Этот термин, хотя и сильно упрощает смысл творчества композитора, тем не менее, весьма эффективен для понимания расстановки сил в современной академической музыке. В новейшей музыкальной историографии он создает нечто вроде системы координат: “новая сложность” – “старая сложность”, “новая сложность” – “новая простота”, “новая сложность” – “новый романтизм”. Понятно, что “старая сложность” (возможно, более корректным было бы сказать “предыдущая”) – это, по умолчанию, коррелят названию Дармштадской школы первых двух десятилетий». (ТЦ)

«Датой рождения термина “New Complexity” принято считать 1  марта 1988 года. В этот день издательство “Contact: A Journal for Contemporary Music” опубликовало статью Ричарда Тупа “Четыре аспекта Новой Сложности”, в  которой музыковедом рассматривались работы британских композиторов: Майкла Финнисси, Джеймса Диллона, Криса Денча и Ричарда Барретта. Вопреки этому факту и широко распространенному мнению сам Р. Туп утверждал, что не являлся автором термина. В статье 2002 года Р. Туп пролил свет на то, как появилось название его знаменитой статьи и какова была исходная версия формулировки: “мое первоначальное название [статьи] было “Четыре представителя в Новой Англии” – очевидный намек на Айвза, отражающий восхищение Денча и Финнисси по отношению к этому композитору. Но так как Диллон – шотландец, Барретт – валлиец, и на момент публикации Денч собирался переехать в Италию, этот заголовок был исключен, и “Новая Сложность” стала предпочтительнее в качестве более целесообразной замены». (Из статьи доцента РАМ им. Гнесиных Анастасии Гундориной)

В одном из интервью Брайан Фернихоу рассказывал, в частности, о временах, когда было практически невозможно найти музыкантов соответствующего уровня даже для умеренно сложных партитур: тогда он (БФ) только начинал свою профессиональную деятельность. «Переехав [в континентальную Европу], я, к моему счастью, встретился с целым рядом молодых исполнителей, жаждущих преодолеть предлагаемые трудности. Это изменило всё. Можно выжить и оставаясь одиноким волком, но куда плодотворнее быть активной частью живого интеллектуального и творческого сообщества».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм