Коллективное творчество и дух времени: есть ли взаимосвязь?

<strong>Коллективное творчество и дух времени: есть ли взаимосвязь?</strong>

Анна АМРАХОВА
Доктор искусствоведения,
руководитель Научно-аналитического отдела
Московской консерватории,
главный редактор «Журнала Общества теории музыки»

В разные эпохи, в разных видах искусств возникали некие сообщества или тандемы, которые современной терминологии можно было бы назвать успешными проектами: братья Гонкуры и братья Стругацкие, Ильф и Петров, Анна и Серж Голон, Кукрыниксы.

Вероятно ли за этими разрозненными фактами из истории культуры увидеть какие-то объединяющие тенденции, свидетельствующие о том, что даже спорадические события подчиняются духу времени, отражают его? Отрицательный ответ напрашивается сам собой, так как в большинстве случаев за всеми подобными явлениями в исторической перспективе высвечивается или печальное событие (Месса по Россини), или благотворительная акция (вариации на тему Диабелли), или жест, спровоцированный памятной датой[1]. Но уже коллективное создание литературного образа даёт совершенно иной ответ: и сатирическая маска Кузьмы Пруткова, и образ Василия Теркина, созданный в год финской кампании группой работников военной газеты «На страже родины», и творчество «душеведа» Евгения Сазонова, который в застойные времена помогал словно со стороны взглянуть на себе подобных, ничем при этом практически не рискуя, — все эти образцы коллективного сотворчества каждый в свою культурную эпоху, каждый — в своём культурном локусе были отражателями  времени, самой жизни.

Но и в этой череде коллективных творений есть один феномен, который позволяет взглянуть на проблему со-творчества в тесной зависимости её от духа времени. Речь идёт о трёх примерах коллективной работы, которые инициировала газета «Музыкальное обозрение». Опыт этот уникален тем, что делает привязку явления со-творчества к определённому культурному ареалу закономерной и абсолютно зримой.

В 2004 году это были «Десять взглядов на десять заповедей» — коллективное произведение, созданное к 15-летию газеты «МО». В эксперименте приняли участие композиторы Михаил Броннер, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Сергей Жуков, Роман Леденев, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц, Александр Чайковский, Родион Щедрин, Андрей Эшпай (позже Р. Щедрина, который не смог принять участие, заменил башкирский композитор Рустэм Сабитов).

Во втором коллективном проекте «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (2006) были задействованы композиторы молодого поколения: Ольга Алюшина, Кузьма Бодров, Ольга Бочихина, Антон Буканов, Артём Васильев, Татьяна Новикова, Алексей Сюмак. Их средний возраст на тот момент был около 30 лет.

В 2019 — к 30-летию газеты «МО» было написано Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса, баяна и электроники «Liberta/MO/Opus 30/2019» (авторы Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Александр Хубеев, Николай Попов). В 2021 году в произведение включен фрагмент, написанный Юрием Каспаровым; премьера второй версии состоится на концерте 23 сентября.

Продолжительность этого заказного марафона и какие-то промежуточные итоги наводят на серьёзные размышления. Например, что стоит за выводом, к которому пришла редколлегия «МО», наблюдая разницу в подходах к со-творчеству представителями разных поколений: «чем ближе к нашим дням, тем труднее и мучительнее композиторам сплачиваться вокруг одной идеи, искать общий компонент»?[2]. Вряд ли капризы участников, и вряд ли — эстетика постмодернизма, с которой поколение молодых не успело «сдружиться», плавно перекочевав из никуда не уходившего авангардизма в метамодернизм.

Какое же можно дать объяснение этому феномену? Скорее всего — изменение творческой составляющей на более глубинном уровне, чем смена эстетических установок. Дело в том, что период с 2006 по 2020 знаменует собой смену стилевых парадигм в отечественной академической музыке. Прежде всего, это повсеместное распространение мультимедийной технологии, которая создаёт новую коммуникативную реальность: теперь музыкальное произведение может включать в себя видеоряд, анимацию и различные аудиоэффекты. Изменился и музыкальный материал: то, что раньше считалось шумом, теперь воспринимается как средство музыкальной выразительности.  Общую ситуацию многообразия подходов к сочинению музыки можно назвать стилевым плюрализмом. Своеобразие момента заключается также в том, что между приверженцами разных направлений нет антагонизма: сегодня любое «стилевое поветрие» имеет право на жизнь, не дожидаясь своего признания в парадигме уже сложившихся эстетических категорий.

Понятно, что в этой ситуации ни «тема», ни монограмма[3] не могли стать объединяющим фактором музыкальной концепции коллективного сочинения, как это было в первых «заказных» музыкальных опусах. И далеко не случайно при создании коллективного труда в 2019 году композиторы объединились «вокруг идеи Liberta, Духа Свободы и юбилея “МО”»[4].

Отсюда вытекает и другой важнейший вывод: в современной культурной ситуации изменился не только статус сочинений «по случаю», сам феномен размытого авторства, спровоцированный множественностью подходов, носит теперь не случайный (забавный, поучительный, …), но концептуальный (на уровне языка и мышления) характер.

Особенно чётко это ощутимо в таких родах художественной деятельности как журналистика и кинематограф. Если ещё в ХХ веке «коллективным» можно было назвать творчество братьев Коэнов (или Алова и Наумова), так как главным действующим лицом на съёмочной площадке был режиссёр, то теперь изменились сами методы создания фильмов: каждый может стать автором «кинематографического» опуса, взяв в руки камеру или телефон. То же самое – в критике, где интернет сделал необязательной для пишущего о музыке профессиональную атрибутику, такую, допустим, как установка на просветительство или, в конце концов, наличие музыкального образования.

Практика заказов сочинений редакцией газеты «МО» позволила констатировать, что и спорадический заказ, чаще всего спровоцированный юбилейной датой, и размытое множественностью подходов авторство, — всё равно несут печать своего времени: каждая эпоха подходит к коллективному труду по-своему, и каждая культурная ситуация даёт свой ответ на вопрос — что такое художественное со-творчество в явлениях искусства. Этот уникальный опыт спровоцировал основную идейную установку проводимого фестиваля, ибо настало время задать вопрос о том, что такое художественное со-творчество в ХХI веке в отечественной культуре.

Устроители фестиваля хотят привлечь внимание общественности к целому комплексу проблем и задач, стоящих перед авторами коллективных сочинений. При этом, конечно, сам феномен художественного со-творчества рассматривается предельно широко.

Столь же многогранна и программа фестиваля.


[1] Тут список может разрастись до бесконечности. Самыми громкими «заказниками» в ХХ веке стали инициированные дирижёром Гельмутом Риллингом коллективные сочинения. Это проект «Страсти2000»: четырем композиторам было предложено написать пассионы по Евангелиям от Матфея (Тань Дунь), Марка (Освальдо Голихов), Луки (Вольфганг Рим) и Иоанна (София Губайдулина). В 1995 году, к 50-летию окончания второй мировой войны, Риллинг пригласил 14 композиторов из разных стран, некогда воевавших друг против друга, написать коллективный «Реквием примирения», среди авторов — Лючано Берио, Марк-Андре Дальбави, Кшиштоф Пендерецкий, Вольфганг Рим, Альфред Шнитке, Дьёрдь Куртаг.

Если не приводить примеры коллективного со-творчества из музыки ХVI века, когда сам феномен авторства только ещё складывался, то одним из первых сочинений подобного рода обычно упоминается Кантата «На восстановление здоровья Офелии» (Моцарт и Сальери);

Вариации «Гексамерон» на тему марша из «Пуритан» Беллини (Лист, Пиксис, Тальберг, Герц, Шопен, Черни);

Соната F-A-E — соната для скрипки и фортепиано (Брамс, Шуман, Дитрих);

Балет «Веер Жанны» (Равель, Ферру, Ибер, Ролан-Манюэль, Деланнуа, Руссель, Мийо, Пуленк, Орик, Шмитт);

Опера «Муций Сцевола» (Ф. Амадей), Д. Бонончини, Г.Ф. Гендель.
В ХХ веке — это опера Луи Андриссена «Реконструкция» (1969) (соавторы Рейнберт де Леу, Миша Менгельберг, Питер Шат, Ян ван Фляймен).

Немало коллективных сочинений и в отечественной музыкальной культуре — это струнный квартет «Беляев» `B-LA-F` (А. Глазунов, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, А. Лядов, 1886), и коллективная оратория «Путь Октября» (1927), написанная участниками группы ПРОКОЛЛ (Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории в составе: В.А. Белый, А.А. Давиденко, М.В. Коваль, З.А. Левина, Н.К. Чемберджи, Б.С. Шехтер и др.), и «Вариации на тему Мясковского», написанные в 1966 к 100-летию Московской консерватории 11 композиторами — профессорами и преподавателями МГК (авторы А.Н. Александров, С.А. Баласанян, Е.К. Голубев, Д.Б. Кабалевский, А.А. Николаев, Н.Н. Сидельников, В.Г. Фере, М.И. Чулаки, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай).

[2] «Музыкальное обозрение», 2020, № 1-2.

[3] «Музыкальное обозрение», 2020, № 1-2.

[4] «Музыкальное обозрение», 2020, № 1-2.

Анна АМРАХОВА
Доктор искусствоведения,
руководитель Научно-аналитического отдела
Московской консерватории,
главный редактор «Журнала Общества теории музыки»