Кантата «Семеро их» Сергея Прокофьева в Новой Опере (12 февраля 2022)

Кантата «Семеро их» Сергея Прокофьева в Новой Опере (12 февраля 2022)

12 февраля в Московском театре Новая Опера – концерт из симфонического цикла к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Среди его редко звучащих сочинений, выбранных для юбилейного цикла и предстоящего концерта – кантата «Семеро их» для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1917-1918). Сольная партия у Михаила Губского, дирижер – Александр Самоилэ, хормейстер – Юлия Сенюкова, художник по свету – Майя Шавдатуашвили, режиссер – Алексей Вэйро.

«Благодаря дневнику мы многое знаем про стадии работы над “Семеро их”, очевидно, осознававшейся композитором именно как откровение, и можем понять, как проходила беглая запись в момент внутреннего слышания и в чём заключалась доделка записи. Эту доделку правильнее было бы назвать дооформлением, уточнением уже услышанного.

Идея “халдейской кантаты”, которую композитор ставил очень высоко, пришла ему в голову, как мы помним, зимой 1916/17 года, когда он сблизился в Петрограде с Бальмонтом, объездившим бóльшую часть ведомого света, знавшим уйму языков и охотно с них переводившим. Поэтическое переложение Бальмонта из некого ближневосточного источника было несколько раз включено в двух разных версиях в его книги, но в том варианте, который Прокофьев переложил на музыку, было опубликовано в сборнике 1908 года с велеречивым заглавием “Зовы древности: Гимны, песни и замыслы древних: Египет, Мексика, Майя, Перу, Халдея, Ассирия, Индия, Иран, Китай, Океания, Скандинавия, Эллада, Бретань; Костры мирового слова; Изъяснительные замечания”. Бальмонт говорил Прокофьеву, что перевод – не окончательный, что его возможно, по усмотрению композитора, варьировать. Текст, звучащий в кантате, сильно отличается от изначального бальмонтовского».

(Цитата из книги Игоря Вишневецкого «Сергей Прокофьев». М.: Молодая гвардия, 2009)

В той же программе 12 февраля – Первый скрипичный концерт Прокофьева (солистка – Татьяна Самуил) и Пятая симфония.

«МО»