К 200-летию со дня рождения Жака Оффенбаха

<strong>К 200-летию со дня рождения Жака Оффенбаха</strong>
20 июня 2019 исполняется 200 лет со дня рождения Жака Оффенбаха (1819-1880). Музыка его демократична, проникнута интонациями парижского городского фольклора и ритмами бытовых танцев.

Жак Оффенбах родился 20 июня 1819 в немецком городе Кельне в семье синагогального кантора. С 6 лет он начал учиться играть на скрипке и тайком от отца осваивать виолончель. В 1833 году переехал в Париж и поступил в консерваторию, но через год оставил ее и стал музыкантом оркестра театра Опера Комик.

В 1855 году Оффенбах открыл свой театр Буфф Паризьен на Елисейских полях, где ему было суждено создать и довести до совершенства новый жанр – парижскую оперетту. Первым крупным успехом стала оперетта «Орфей в аду» (1858), пародия на академическую античность, где Орфей – бездарный учитель музыки, Эвридика – кокетка, а олимпийские боги отплясывали канкан.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: «Женевьева Брабантская» (1859), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Его лебединой песней стала опера «Сказки Гофмана», но закончить ее композитор не успел. Жак Оффенбах умер от 5 октября 1880 года в возрасте 61 года.

Творчество Оффенбаха вызывало много споров. Публика обожала его, а критики обвиняли в цинизме и пошлости. Но, как отмечал И.И. Соллертинский, в музыке Оффенбаха различимы два плана: «Первый это «дзинь-ля-ля» и «пиф-паф-бум-бум», это кабриоли и каскады опереточных див, это вакхическое сумасбродство и гимны супружеским изменам… Но за этим – фривольным – Оффенбахом не так уж трудно рассмотреть другого – ядовитого сатирика, своеобразного Аристофана буржуа Второй империи, создавшего убийственную картину морального падения и глубочайшего ничтожества изображаемой среды, вплоть до религии и высших частей государственного аппарата».

В Европе двухсотлетний юбилей Оффенбаха масштабно отмечается в Кельне, родном городе композитора под девизом «Yes, we Cancan!». Организатором торжеств выступило «Общество Жака Оффенбаха», созданное в Кельне три года назад.

В России Большой театр отмечает день рождения маэстро сразу двумя премьерами. 13 июня на Новой сцене состоялась премьера балета Мориса Бежара «Парижское веселье», где не только звучала музыка композитора, но и сам он появился на сцене как действующее лицо. 20 июня на Камерной сцене имени Бориса Покровского – премьера оперы-буфф «Перикола» в новой постановке Филиппа Григорьяна.

Екатерина РОМАНОВА, «МО»