Юрий Смекалов поставил в Самаре балет-couture «Back to Life»

Жизнь продолжается
Юрий Смекалов поставил в Самаре балет-couture «Back to Life»
Фото Юлия Михеева

В Самарском театре оперы и балета — вторая серия показов мировой премьеры – балета-couture «Back to Life», которую поволжский театр выпустил в декабре, включившись в невероятную гонку всех театральных и фестивальных институций, которые хотели закрыть бесплодный 2020 год с максимальной репертуарной прибылью.

Балет, балет, балет…

САТОБ особенно преуспел именно с балетными событиями – с октября по декабрь здесь сыграли три премьеры и провели традиционный балетный фестиваль с приглашенными из столиц звездными солистами. И из ситуации отложенных премьер, в которой оказались практически все российские театры, САТОБ вышел в балете очевидным лидером по количеству новых названий в афише. Так XX Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест «Самарская Шелестиана» открылся в октябре премьерой вечера одноактных балетов в хореографии Владимира Бурмейстера. «Вариации» на музыку Жоржа Бизе, «Болеро» на музыку Мориса Равеля и «Штраусиану» на музыку Иоганна Штрауса на самарской сцене поставила педагог-репетитор МАМТа и знаток стиля мэтра советской хореографии Маргарита Дроздова. Художником (сценография, костюмы, афиша) всех трех балетов программы выступил Иван Складчиков. Следом в ноябре смогли показать перенесенную с 9 мая прошлого года премьеру вечера балетов «Самара Шостакович Балет I», в названии которой содержится намек на грядущее продолжение темы «балетного Шостаковича» в Самаре. Первое отделение было устроено как дивертисмент из балетных номеров «Трагическое скерцо» Игоря Бельского, «Старая фотография» Дмитрия Брянцева, «Спортивный танец западной комсомолки и четырех спортсменов» Леонида Якобсона, «Праздничный вальс» Федора Лопухова и «Танец с зонтиками» Максима Мартиросяна – их реконструкцией занимался Юрий Бурлака. Во втором отделении показали мировую премьеру хореографии Максима Петрова «Фортепианный концерт» (№ 1) со сценографией от дуэта Bojemoi Насти Травкиной и Сергея Жданова. В третье отделение вошел балет «Ленинградская симфония», его перенес в Самару балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков, костюмы по оригинальным эскизам Михаила Гордона сделала Татьяна Ногинова (она же «одела» балет Петрова). И сразу после тематически важной для САТОБ премьеры (театр претендует на присвоение ему имени Шостаковича) артисты вступили в новый репетиционный процесс, чтобы в декабре выпустить третью и последнюю премьеру многострадального сезона – балет-couture «Back to Life». О нем и пойдет речь в нашем обзоре.

Фото Юлия Михеева

Об опере, но о балете

Важно, что все балетные проекты как дирижер-постановщик выпускал художественный руководитель и главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов. Только триптих Бурмейстера в последний момент пришлось перевести в фонограммный режим, чтобы за счет «выхода из игры» оркестрантов сократить число участников спектакля, но с января спектакли снова даются с живыми музыкантами и маэстро.

Оперное направление развивалось с начала сентября довольно скромно – в ноябре в формате semi-stage прошла премьера «Любовного напитка» Доницетти в постановке Марины Шапкиной с Алексеем Ньягой за дирижерским пультом. Опера прежде шла в САТОБ на русском языке, а новую версию исполнили на итальянском с вкраплением русского языка в диалогах. Заполнять оперный дефицит будут во второй половине сезона  – в апреле должна наконец-то состояться много раз перенесенная премьера оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» в постановке Филиппа Разенкова (художником выступит Эрнст Гейдебрехт, дирижером-постановщиком Евгений Хохлов). Не менее долгожданная премьера «Руслана и Людмилы», которую готовят Евгений Хохлов, Юрий Александров и Виктор Герасименко, ранее запланированная на июнь, ориентировочно будет сыграна в следующем сезоне. В планах значится еще один балетный проект, но о нем пока рано сообщать.

Фото Юлия Матвеева

Сила команды

«Back to Life» делался практически той же командой, что и «Три маски короля» в 2019 году. В основу либретто балета был положен рассказ «Возвращение к жизни», написанный бизнесменом, меценатом и писателем-любителем из Санкт-Петербурга Вячеславом Заренковым. Постановка спектакля, как и в прошлый раз, осуществилась при поддержке фонда Вячеслава Заренкова «Созидающий мир», театра «Килизэ», фонда «Те-Арт» и творческого объединения MAD Company. В процессе работы текст о необычной встрече нищенки, в прошлом успешного модельера, и доброго человека, который силой убеждения и с помощью небольшого финансового вложения в талант этой женщины помог ей вернуться к нормальной жизни и даже обрести утраченное, как казалось насовсем, личное счастье, стараниями Юрия Смекалова превратился в абстрактное либретто о поиске своего пути, о преодолении дистанции между людьми и животворной силе искусства. Музыку написал автор «Трех масок короля», петербургский композитор и радиоведущий Михаил Крылов. Оркестровку подготовил дебютирующий в САТОБ петербуржец Илья Кузнецов, новичок в команде Смекалова. За его плечами ассистентура-стажировка в классе композиции Бориса Тищенко, аранжировка фильмов «Придел ангела», «С черного хода», телесериала «Сонька – Золотая ручка», опера «Карельский пленник» и сюита «Сказания карельской земли», регентство в Петропавловском соборе,  руководство ансамблем медных духовых «Кронверк-брасс» и духовым оркестром Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Электронные композиции, вкрапленные в партитуру, написал Влад Жуков из «Трех масок». Сценографией занимался маститый художник из Санкт-Петербурга Вячеслав Окунев, за костюмы отвечал Сергей Илларионов, еще один дебютант в САТОБ. У Илларионова огромный послужной список работ в драме, мюзикле, балете и танцперформансах в разных российских городах и за рубежом. Художником по свету выступила Ирина Вторникова, постоянный участник постановок в самарском театре. Петербургская художник по видеоконтенту Виктория Злотникова зашла в «Back to Life» из «Масок». В команду попала также гример-постижер из САТОБ Ольга Силантьева. Кроме того, в проекте работала целая команда фотографов, операторов и молодых самарских кутюрье! Всех творческих людей в одну команду собрал Юрий Смекалов, который как обычно выступил не только в роли хореографа, но и взял на себя функцию организатора всего процесса, хотя в буклетном интервью он признается, что, несмотря ни на что, он в первую очередь осознает себя режиссером и хореографом. Именно он придумал объединить премьеру балета с фестивалем «Поволжские сезоны Александра Васильева», который в 2020 не провели из-за пандемии: в итоге коллекции дизайнеров-финалистов из Самары, не дожидаясь 2021 года, куда перенесли фестиваль, были показаны в САТОБ вместе с балетом «Возвращение к жизни», и картины собственно балета превратились в парад показов, что дало необычному спектаклю специфическое название «балет-couture».

Фото Юлия Михеева

Как это было

Смекалов пунктирно разметил важные моменты в сюжете рассказа Заренкова, зафиксировал их в качестве условного материала для сцен нового спектакля, затем тихо растворил «сторителлинг» в абстрактной композиции. У него есть героиня-страдалица Мать, которая в результате некой трагедии теряет мужа (в либретто он значится как Отец) и ребенка (Мальчик). Также присутствуют из ниоткуда материализовавшиеся незнакомцы – Портной, Врач, Юрист, Ростовщик, Учитель и представители других профессий, они участвуют в танцевальных сценах с героиней. Кроме того у Смекалова танцуют олицетворенные мысли и замыслы, идеи и видения, сновидения и воспоминания. И как случается в классических балетах Петипа, кроме героев, которые участвуют в сюжетных перипетиях, но не всегда получают от хореографа много танцев из разряда чистой классики (так устроен, например, традиционный «Щелкунчик»), есть герои дивертисмента – их выходы связаны с основной сюжетной линией опосредованно. В «Back to Life» Смекалов вводит лирическую пару балерины и премьера, именует персонажей Кутюрье и Модель и сочиняет для них несколько вполне насыщенных смыслом дуэтов. С одной стороны, сцены с ними чисто танцевальные, бессюжетные, с другой, эти сцены иллюстрируют состояние главной героини в определенный момент времени.

Артисты самарской труппы, удачно пополненной с начала сезона беглецом из Петербурга на волне пандемийной безработицы, очень игровым и техничным Айдаром Ишмухаметовым (он интерпретировал одного из всадников Апокалипсиса, символизирующего войну, и Повара), учили для нового спектакля по несколько ролей, иногда переодевались по два раза (всего было изготовлено 300 костюмов). Грандиозную работу проделали исполнительницы Модели Ксения Овчинникова и Марина Накадзима – их героиня превращалась из драматической актрисы, исполняющей сложнейшие пластические этюды, в классическую балерину и жрицу модельного подиума. В роли Кутюрье в первый вечер блеснул Диего Эрнесто Кальдерон Армьен, элегантный панамец, значащийся пока в корифеях, но уже номинированный на «Золотую маску» за исполнение роли Нурали в «Бахчисарайском фонтане», во второй убедительно выступил премьер театра Сергей Гаген. Яркие образы Отца создали Дмитрий Пономарев и Антон Зимин – им достался масштабный дуэт с балериной (Мать) в начале балета, в котором имелись и фирменные поддержки от Смекалова, где танцовщица летит вниз головой.

Впервые, если я не ошибаюсь, на самарской сцене молодой человек станцевал соло на пальцах, в спектакле он появляется для развлечения публики на сцене и публики в зале. На пуантах чередовались героические Илья Черкасов и Светлин Стоянов.

Фото Юлия Михеева

Сцена-подиум

Большинство картин Смекалов и его художники в буквальном смысле переносят на подиум и вставляют в специальную рамку показа мод. Можно даже предположить, что показы из «Back to Life» – это переосмысленные вставные дивертисменты (свадьбы, балы, праздники) из балетов наследия, устроенные здесь как театр в театре.

На территории моды оказались также переселенные из оркестровой ямы на сцену и частично в зрительский зал музыканты, а во втором акте они все как один, включая дирижера Евгения Хохлова, наряжаются в костюмы с доминантой белого цвета. Оригинальным решением Смекалова-режиссера стало столкновение настоящего модного дефиле перед спектаклем без подиума, когда модели циркулируют по дорожкам и лестницам в фойе театра (каждому следующему за премьерными показу «Возвращения к жизни» будет предшествовать это шоу с реальными моделями), и вкрапленных в ткань спектакля балетных сцен, устроенных как показы мод. Любопытно, что показы мод в рамках фестиваля «Поволжские сезоны Александра Васильева» (проводится в Самаре ежегодно с 2001) и прежде проходили на сцене САТОБ, а сейчас Смекалов зафиксировал эту историческую для театра реалию в своем спектакле.

Фото Юлия Михеева

Кутюрье новых жанров

Еще одной частью балета-couture «Back to Life» становится так называемый инструментальный театр – солисты оркестра (флейтистка, скрипач, кларнетист и фаготист), одетые в специальные костюмы, представляют на сцене свой инструмент и спектр его возможностей. По либретто выходит, что флейта символизирует гармонию, скрипка – волю, кларнет – мудрость, а фагот – энергию (имена конкретных музыкантов из оркестра САТОБ и их вышеупомянутые роли в спектакле обозначены в программке в разделе «действующие лица и исполнители»). На волне минимализма, понятного в условиях сегодняшних ограничений для театров и залов, наблюдается новый расцвет совсем не нового жанра инструментального театра, и его своевременное появление внутри балета на самарской сцене не может не радовать.

От проекта к проекту Смекалов ищет и находит новые формы. Он сам интерпретирует свои искания как путешествие внутри балетного искусства и современного танца, но в его спектаклях соединяются самостоятельные жанры, а не подвиды одного балетного. Недаром «Три маски короля» так хотелось назвать новым типом мюзикла – спектаклем, где место вокальных хитов занимают сложносочиненные виртуозные танцы главных героев, отвлекающие от содержания, хотя оно никуда не девается, спектаклем с ладными ритмами и западающими в память мелодиями, оркестрованными легко и внятно.

Имя «балет-couture» или «балет-шитье» идеально подходит для «Back to Life», особенно если иметь в виду, что балетные артисты, начиная с короля Людовика XIV, были законодателями светской моды. Устроенный на сцене костюмированный инструментальный театр также работает на идею о тесной связи балета, музыки и моды. Но над общим жанровым определением для спектаклей, которые создает Смекалов, еще стоит поразмышлять.

Екатерина БЕЛЯЕВА, «МО»