Иван Цветаев – 175 лет со дня рождения

Иван Цветаев – 175 лет со дня рождения

16 мая 2022 – 175 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), историка, археолога, филолога, отца Марины и Анастасии Цветаевой. Создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете –ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, который в нынешнем году также отметит юбилей (110 лет).

Будущий «Пушкинский музей» был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета (собрание включало в себя античные вазы, коллекцию нумизматики, слепки с античной скульптуры и небольшую специализированную библиотеку). Первоначально Цветаев задумал музей как собрание гипсовых слепков и копий классических произведений для студентов, не имевших возможности ездить за границу изучать древнее, античное и средневековое искусство.

Цветаев разработал условия конкурса на строительство главного здания Музея изящных искусств при Московском университете. На конкурс были представлены 18 проектов 15 архитекторов. Правление Московского университета выбрало проект Романа Клейна (1858-1924). В сооружении главного здания музея (1898-1912) участвовал инженер, архитектор Иван Рерберг (1869-1932), известный также своими проектами зданий Киевского вокзала и Центрального телеграфа. Залы музея оформлялись под руководством выдающегося художника-оформителя, а также театрального художника Игнатия Нивинского (1881-1933). В оформлении музейной экспозиции Цветаеву помогали Василий Поленов, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Александр Головин, архитектор Федор Шехтель, Никодим Кондаков, Дмитрий Айналов, Владимир Голенищев, Борис Тураев, Дмитрий Иловайский. Торжественное открытие музея состоялось 3 июня 1912.

«Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла – как страж – в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост – микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг – звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются.

<…>

…статуи в тот первый день музейного бытия казались живее людей, не только казались, но – были, ибо каждую из них, с живой заботой отлитую мастером, со всей заботой живой любви собственноручно вынимал из стружек мой отец, каждую, с помощью таких же любящих, приученных к любви простых рук, устанавливал на уготованном ей месте, на каждую, отступив: “Хороша!” Этих же сановников и дам, казалось, никто уже, а может быть, и никто никогда не любил, как и они – никого и ничего… Настоящий музей, во всем холоде этого слова, был не вокруг, а в них, был – они, были – они.

<…>

– Папа, а на меня государь посмотрел! – Так на тебя и посмотрел? – Честное слово! – Отец философски: – Все может быть, нужно же куда-нибудь смотреть. – И перенося взгляд с меня на последний портрет матери, где она так похожа на Байрона: – Вот и открыл Музей.

И оглядываясь еще дальше – на другого путеводного женского гения, со всей силой творческой и старческой благодарности:

– Думала ли красавица, меценатка, европейски-известная умница, воспетая поэтами и прославленная художниками, княгиня Зинаида Волконская, что ее мечту о русском музее скульптуры суждено будет унаследовать сыну бедного сельского священника, который до двенадцати лет и сапогов-то не видал…» (Из очерка Марины Цветаевой «Открытие музея»)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм