«Иоланта / Карлик» – премьера в Новой Опере (21, 22, 23, 25 апреля 2023)

«Иоланта / Карлик» – премьера в Новой Опере (21, 22, 23, 25 апреля 2023)
Иллюстрация к спектаклю: novayaopera.ru

Театр Новая Опера представляет третью премьеру сезона – спектакль «ИОЛАНТА / КАРЛИК». Постановка объединит в одну историю две одноактные оперы: «Иоланту» П. И. Чайковского и «Карлика» А. фон Цемлинского. Режиссер – Денис Азаров. Художник-постановщик – Алексей Трегубов. Куклы – Артем Четвериков. Музыкальный руководитель и дирижер – Карен Дургарян. Четыре премьерных показа пройдут весной: 21, 22, 23 и 25 апреля 2023; два следующих запланированы на лето: 27 и 29 июня.

«Карлик» по замыслу создателей является продолжением и развитием «Иоланты», что подчеркнуто повторением финала оперы Чайковского в начале второго акта оперы Цемлинского. В основе спектакля – парадигма слепоты и прозрения. Здесь соединены и переосмыслены две притчи о людях, находящихся в полном неведении, – незрячей девушке Иоланте, не знающей, что она слепа, и Карлике, не знающем о своем уродстве.

Денис АЗАРОВ: «Главный вопрос, который мы ставим в этом спектакле: а стоило ли прозревать? Прозрение несет в себе не только свет, но и знание. А готовы ли мы его принять? Готовы ли мы к правде? Как у Островского: “Правда – хорошо, а счастье лучше”. Иоланта попадает в мир, где человеческое достоинство и эмоциональное состояние ничего не стоят. Райская жизнь, которая была создана специально для нее, оборачивается жестокими играми».

Воплощение на сцене линии Карлика решено Денисом Азаровым и Артемом Четвериковым при помощи кукольного театра, сценографически помещенного в пространство картины Диего Веласкеса «Менины» (1656). Существует мнение, что именно эта картина вдохновила Оскара Уайльда на создание сказки «День рождения инфанты», которая лежит в основе оперы «Карлик».

Музыкальный руководитель и дирижер – Карен Дургарян, в прошлом главный дирижер Армянского академического театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова, с 2021 – и. о. директора театра. Это будет его первый опыт сотрудничества с Новой Оперой.

Карен ДУРГАРЯН: «Считается, что интродукция к “Иоланте” – скорбная, холодная, сумрачная, создающая тревожное состояние. Римский-Корсаков даже упрекал Чайковского в неумелой оркестровке, которая якобы сделана “шиворот-навыворот”, потому что материал отдан не струнным, а духовым. Но в этой “неправильности” и заключается гениальность Петра Ильича! Что касается “Карлика”, это очень насыщенная партитура с плотной оркестровкой, практически симфония. Здесь важно, чтобы зритель почувствовал постепенное нарастание напряжения, которое непрерывно идет от начала к финалу, а особенно – от дуэта Инфанты и Карлика к его смерти».

Партии готовят солисты Новой Оперы: Карлик – Михаил Губский, Дмитрий Пьянов, Сергей Писарев; Водемон – Георгий Васильев, Хачатур Бадалян и Михаил Пирогов; Иоланта – Марина Нерабеева, Елена Терентьева, Анастасия Белукова. В постановке заняты приглашенные артисты: Василий Ладюк (солист Пермской оперы, приглашенный солист Большого театра России), Ринат Решитов (солист Большого театра имени А. Навои в Узбекистане), Гарри Агаджанян (солист Пермского и Нижегородского театров оперы и балета).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм