Июньский минимализм в «Зарядье»: Персимфанс и другие

Июньский минимализм в «Зарядье»: Персимфанс и другие
Фото: zaryadyehall.ru

“Pendulum Music” и «Музыка для 18 музыкантов» Стива Райха, “In C” Терри Райли и “Shaker Loops” Джона Адамса, Персимфанс и вокальный квартет ансамбля Questa Musica, Moscow Percussion Ensemble и многие другие – на концертах минималистской музыки в Зале Зарядье 4 и 7 июня 2023.

О концерте 4 июня, в рамках Первого Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье», идеолог, председатель правления Персимфанса Петр Айду говорит так: «Тембровая ткань этой программы психоделический орнамент. Повторяющиеся паттерны разных авторов завязываются в нашем концерте в синтетическое произведение. Мы выходим из социальных игр, выпадаем из навязанной человеку реальности, подключаемся к единой мировой пульсации».

“Pendulum Music” (1968) Стива Райха для микрофонов, усилителей, динамиков и перформеров: «Музыканты в этой пьесе нужны лишь для того, чтобы синхронно запустить процесс раскачивания подвешенных микрофонов».

“Stronghold” (2008) Джулии Вольфе для восьми контрабасов: «Длина струны контрабаса открывает широкие возможности для извлечения натуральных обертонов. Перекаты и переливы высоких флажолетов сплетаются в мерцающую сеть и затем истаивают. На смену флажолетам возникает другой материал, в нем выдержанные звуки усиливаются и срываются в клокочущие пассажи, верхний контрабас вытягивает заунывную мелодию, а нижний вторит ему мощными щипками. Финал пьесы – жирная, искрящаяся пережимами смычка нижняя струна. Все восемь инструментов сплавляются в один ревущий супер-контрабас».

«Композиционная идея “Shaker Loops” (1978) Джона Адамса во многом выражена в названии этого струнного септета. Loops – кольца из магнитной пленки. Мелодические и ритмические паттерны, записанные на такую пленку, могут повторяться бесконечно».

Подробнее о концертной программе Персимфанса «in C и прочие витамины МИНИМАЛИЗМА» – здесь.

А 7 июня в «Зарядье» прозвучит одно из ключевых минималистских сочинений XX века – «Музыка для 18 музыкантов» (1976) Стива Райха. Вдохновившись звучанием гамелана, Райх не стремился его доподлинно воспроизвести, но хотел понять, как можно по-другому организовать музыку – «не так, как это предусматривает западноевропейская классическая традиция». Среди участников концерта – пианисты Ксения Башмет, Михаил Дубов, Петр Айду, Михаил Турпанов, вокальный квартет ансамбля Questa Musica (Людмила Михайлова, Анна Шавердьян, Анастасия Полянина, Калерия Коваленко), Moscow Percussion Ensemble (Андрей Волосовский, Владимир Терехов, Михаил Путков, Ульяна Щербакова, Елисей Дрегалин, Максим Санин). По словам Андрея Волосовского, музыка Стива Райха «похожа на на стереограмму», «когда смотришь на вроде бы непонятную картинку, и чем дольше смотришь, тем отчетливее виден рисунок на ней»: «Это состояние медитации, в которой человек, погруженный в свои мысли, думающий, слушающий, спящий, может более ярко воспринимать новые импульсы, сдвиги музыки».

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм