Фаготисту Валерию Попову – 85: концерт в Рахманиновском зале консерватории (9 сентября 2022)

Фаготисту Валерию Попову – 85: концерт в Рахманиновском зале консерватории (9 сентября 2022)

9 сентября 2022 исполнилось 85 лет выдающемуся фаготисту, профессору Московской консерватории, кандидату искусствоведения Валерию Попову. Юбилейной дате посвящен концерт в Рахманиновском зале консерватории с участием самого Валерия Сергеевича, а также фаготистов Михаила Урмана, Александра Пуленкова, Инны Шегай, Андрея Рудометкина, Станислава Катенина, Максимилиана Катенина, Даниила Цепа, Ильи Быкова, Екатерины Прониной, Ивана Забегина, Владимира Елистратова.

Также в концерте участвуют:

  • Ольга Бер (фортепиано)
  • Анна Гришина (фортепиано)
  • Федор Освер (гобой)
  • Алексей Раев (валторна)
  • Андрей Иков (труба)
  • Алексей Корнильев (труба)
  • Эркин Юсупов (тромбон)
  • Сергей Бармин (туба)

Государственный квартет им. С. С. Прокофьева

  • Ирина Менькова (скрипка)
  • Елизавета Ярцева (скрипка)
  • Екатерина Маркова (альт)
  • Ольга Галочкина (виолончель)

Квинтет Modus Vivendi

  • Виктор Хотулев (флейта)
  • Анастасия Табанкова (гобой)
  • Николай Агеев (кларнет)
  • Илья Каштан (фагот)
  • Дмитрий Кузнецов (валторна)

В январе 2021 Валерий Попов принял участие в программе «Наблюдатель» на телеканале «Россия-Культура». Программа была посвящена фаготу. Об этом инструменте также говорили композитор Юрий Каспаров, дирижер Филипп Чижевский и главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Напомним также об интервью Валерия Попова Андрею Устинову (опубликовано в № 7-8 «МО» за 2008 год), в котором Валерий Сергеевич, называя себя «концертирующим солистом», говорит, что концертирование позволяет ему поддерживать оркестровую форму. «<…> Если работать только в оркестре, наступает момент рутины, и человек начинает киснуть. Бывает, за сезон трудное соло попадается один раз. Держать себя в форме ради одного соло – невероятно тяжело. А так называемый драйв тренируется только на публике! Ежедневные занятия – это самое трудное. Я сам ищу себе нагрузку. Занимаюсь, не насилуя себя, часа по два в день. Когда готовлю сольную программу, то и по 3-4 часа».

Что же касается фагота, то, подчеркнул Валерий Попов, «это прекрасный “концертный” инструмент»: «У Вивальди 39 концертов, из них два – неоконченных. Следуя старой традиции, я их объединяю – одна часть из 38-го концерта и две из 39-го – и исполняю как один концерт. Но и в ХХ веке немало написано для солирующего фагота. В 50-е появился концерт для фагота чешского композитора Пауэра, причем первое его исполнение было в 1956 в Москве, играл оркестр Чешской филармонии с К. Анчерлом, прекрасную музыку писали Жоливе, Вольф-Феррари, Вила-Лобос, Томази. А потом к фаготу обратились и наши авторы, начиная со Льва Книппера, который дружил с моим отцом [известным трубачом Сергеем Поповым, солистом БСО Всесоюзного радио и телевидения – прим. ред.] и написал для нас Двойной концерт для трубы и фагота. К сожалению, партитура пропала. Но у меня осталась запись. Затем Книппер написал сольный концерт. А уже в 1970-х на духовые инструменты и, в частности, фагот, обратили внимание более молодые композиторы. В том числе наше великое трио – А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм