Элиаху Инбал и Первая симфония Малера в Санкт-Петербурге (22 декабря 2021)

Элиаху Инбал и Первая симфония Малера в Санкт-Петербурге (22 декабря 2021)

22 декабря на XXI Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств» в Санкт-Петербургской филармонии выступит знаменитый израильский дирижер Элиаху Инбал. В программе – Первая симфония Густава Малера. Вместе с Малером прозвучит Людвиг ван Бетховен: его Третий фортепианный концерт в исполнении Рудольфа Бухбиндера и Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии.

«Не многие из сочинений Малера сопровождало такое обилие версий названия, которое сопутствовало Первой симфонии. Впервые она прозвучала перед публикой 20 ноября 1889 года в Будапеште под наименованием “Симфоническая поэма” <…>. В программе следующего исполнения, которое состоялось 27 октября 1893 года в Гамбурге, появился подзаголовок “Титан”. Он позаимствован Малером из одноименного романа Жан-Поля. <…> Перед премьерами Первой в Гамбурге и Веймаре (3 июня 1894 года) Малер, стремясь облегчить понимание симфонии, опубликовал ее программу, которая должна была служить слушателю ориентиром. <…> Для исполнения в Гамбурге значится новое заглавие: «”Titan”, eine Tondichtung in Symphonieform» («”Титан”, поэма в звуках в форме симфонии»). <…> Первоначально симфония была пятичастной. От второй части – “Blumine” – Andante allegretto Малер отказался после веймарского исполнения. Начиная с авторского концерта в Берлине (16 марта 1896 года) и вплоть до последнего авторского исполнения в декабре 1909 года с Нью-Йоркским оркестром, которым он тогда руководил, симфония исполнялась Малером только в четырехчастной версии под названием “Symphonie in D-dur für großes Orchester” (Симфония D-dur для большого оркестра). <…> Сам Малер никогда не стремился восстановить пятичастную версию симфонии, и это является недвусмысленным выражением его авторской воли. <…> Что же касается программы, то после веймарского исполнения Малер снял и подзаголовок, и программу “не только потому, что они не исчерпывающе и даже не очень точно характеризуют произведение, но и потому, что испытал сам, на каком ложном пути оказывается из-за них публика».

(Из книги Инны Барсовой «Симфонии Густава Малера»; СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. Имеется в виду ее второе, дополненное, уточненное, исправленное издание. Впервые книга «Симфонии Густава Малера» вышла в 1975 в Москве в издательстве «Советский композитор». Ее автор, музыковед Инна Барсова, фактически заново открыла Малера в России, после полувекового негласного запрета. В 2020 Инна Алексеевна была удостоена Премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Жизнь в музыке»)

В 1980-х Элиаху Инбал записал Первую симфонию Малера (и все остальные) с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, главным дирижером которого был с 1974 по 1990. Записи вышли на японском лейбле Denon.

«МО»