Джорджо де Кирико – 135 лет со дня рождения

Джорджо де Кирико – 135 лет со дня рождения

10 июля 2023 – 135 лет со дня рождения Джорджо де Кирико (1888-1978), одного из основателей метафизического движения в живописи XX века, предшественника сюрреализма.

«Вряд ли кто-то, глядя на автопортрет Джорджо де Кирико 1945 года, где он изобразил себя обнаженным, скажет: “Какая превосходная физическая форма!” Скорее: “Какая метафизическая форма!” Де Кирико всегда был стариком или преждевременно состарившимся ребенком – и оставался им всю жизнь. И как раз поэтому своим искусством он во многом обогнал время». (Из книги Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство»)

«В метафизических картинах де Кирико возникает волшебная по своей атмосфере архитектура, подобная той, что можно увидеть на картинах итальянского Кватроченто. У де Кирико, выросшего в Греции, с детства сформировалось “чувство археологии”, которое помогало ему видеть многослойность нашего сознания, наполняющих его обломков, – эти обломки долго остаются незаметными, а затем внезапно, непонятно почему, всплывают на поверхность. Этот отчасти потерянный мир возникает в полупустых пространствах, ограниченных лоджиями и арками, в длинных тенях, что падают в полуденный час, в молчании». (Джанни Меркурио, историк искусства; здесь и далее цитаты из издания Государственной Третьяковской галереи «Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»)

«В 1929-м художник принял предложение Дягилева стать сценографом балета “Бал” и поехал в Монте-Карло, где планировалась постановка. В воспоминаниях он писал: “Дягилев, балетоман, приглашал художников наиболее заметных рисовать декорации и костюмы. Был приглашен и я – для балета под названием Le Bal на музыку композитора Рьетти; этот балет был дан в Монте-Карло весной 1929-го и летом был дан в Париже в театре Сары Бернар. Был большой успех; под конец аплодирующая публика начала кричать: “Sciricò! Sciricò!”. Был вынужден выйти на сцену раскланиваться вместе с Рьетти и главными танцорами”. Дягилев был не единственным русским антрепренером, обратившимся к де Кирико: в 1930-х годах директором постановочной части Миланской оперы стал Николай Бенуа, приглашавший де Кирико в числе других известных итальянских художников для оформления спектаклей». (Татьяна Горячева, искусствовед, историк искусства, куратор выставки «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Третьяковской галерее, 2017)

«Начиная с 1968 года де Кирико изучал формальные элементы из багажа других художников, возрождая их и сочетая в своих работах. За этим стоял открыто аналитический подход. Де Кирико использовал многочисленные элементы художественной традиции, которая идет от “примитивов” к мастерам Возрождения и барокко, заканчивая великими пейзажистами, работавшими на рубеже XVII и XVIII веков. По окончании этого путешествия в прошлое он не мог не пересмотреть собственную деятельность живописца, которую он начал свыше полувека назад, создав знаменитую метафизику». (Дж. Меркурио)

Меланхолия прекрасного дня, 1913
Археолог, 1926
Гладиаторы и лев, 1927
Возвращение Улисса, 1968
Восходящее солнце на площади, 1976

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях