Дмитрию Бертману – 55

Дмитрию Бертману – 55

31 октября 2022 исполнилось 55 лет Дмитрию Бертману, народному артисту РФ, художественному руководителю Музыкального театра «Геликон-опера».

Режиссера поздравил с юбилеем председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, а на телеканале ОТР вышел выпуск программы «Моя история», посвященный творческому пути Д. Бертмана.

Дмитрий Бертман родился 31 октября 1967 в Москве. Выпускник ГИТИСа (курс режиссуры музыкального театра проф. Г. П. Ансимова). В 1990 основал Музыкальный театр «Геликон-опера». Театр расположился в помещении Центрального дома культуры медицинских работников на улице Герцена (ныне Большая Никитская ул.), директором которого был отец Д. Бертмана – заслуженный работник культуры РФ Александр Бертман. Первым спектаклем, который поставил Д. Бертман в новом театре, была «Мавра» Стравинского.

В 2007 здание «Геликон-оперы» на Большой Никитской, 19, было закрыто на реконструкцию. Спустя 8 лет, в 2015, театр вернулся в обновленную и реконструированную усадьбу XVIII века Шаховских – Глебовых – Стрешневых.

Д. Бертману принадлежат более 110 постановок в «Геликон-опере», других российских и зарубежных театрах, а также на фестивалях: в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Калининграде, Екатеринбурге, Баку, Таллинне, Тарту, Риге, Вене, Лондоне, Париже, Монпелье, Страсбурге, Эвиане, Дижоне, Дюссельдорфе, Мангейме, Людвигсбурге, Уэксфорде, Торонто, Риме, Равенне, Стокгольме, Умео, Мальме, Хельсинки, Стамбуле, Окленде, Орхусе и др.

Среди спектаклей, поставленных Д. Бертманом:

«Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Мазепа», «Ундина» Чайковского, «Царская невеста», «Золотой петушок», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Аполлон и Гиацинт» Моцарта, «Трубадур», «Бал-маскарад», «Отелло», «Травиата», «Набукко», «Аида», «Фальстаф» Верди, «Любовь к трем апельсинам», «Упавший с неба» («Повесть о настоящем человеке»), «Маддалена», «Гадкий утенок» Прокофьева, «Мавра», «Похождения повесы», «Соловей» Стравинского, «Человеческий голос», «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Андре Шенье», «Сибирь» Джордано, «Прекрасная Елена», «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Турандот», «Тоска» Пуччини, «Средство Макропулоса», «Из мертвого дома» Яначека, «Дидона и Эней» Перселла, «Альцина» Генделя, «Петр Великий» Гретри, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини, «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Русалка» Дворжака, «Запрет на любовь» Вагнера, «Паяцы» Леонкавалло, «Блудный сын» Дебюсси, «Туда и обратно» Хиндемита, «Русалка» Даргомыжского, «Демон» Рубинштейна, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского (редакция Шостаковича), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, оперы И. Барданашвили, А. Щетинского, В. Кобекина, Д. Тухманова, Дж. Риза, Э.-С. Тюйра.

В последние годы на сцене «Геликон-оперы» Дмитрием Бертманом были поставлены «Каменный гость» Александра Даргомыжского (2020), «Тоска» Джакомо Пуччини (2021), «Альфа & Омега» Гиля Шохата (2021), «Аида» Джузеппе Верди (2022).

В 2014 Д. Бертман был постановщиком Оперного бала Елены Образцовой (к 75-летию певицы) в Большом театре при участии Юлии Лежневой, Анны Нетребко, Ольги Перетятько, Хосе Кура, Дмитрия Хворостовского и др.

В 2015 выступил режиссером-постановщиком совместного проекта «Геликон-оперы» и Московской филармонии – сценической фантазии «Демон». В спектакле приняли участие Дмитрий Хворостовский, Асмик Григорян, Александр Цымбалюк, Игорь Морозов, Лариса Костюк, Василий Ефимов, Дмитрий Скориков, а также Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова.

На протяжении многих лет Д. Бертман сотрудничает с телеканалом «Культура» как режиссер и участник телепередач. Был комментатором цикла «Шедевры мировой оперы» и участником шести сезонов проекта «Большая опера» (2011, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019) на телеканале «Россия-Культура».

В мае 2019 на «Радио России» представил цикл авторских программ «Чайковский», к 180-летию со дня рождения композитора.

С 1996 Д. Бертман преподает в РАТИ-ГИТИСе: художественный руководитель мастерской, с 2003 – заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра, с 2008 – профессор.

С 2011 – секретарь Союза театральных деятелей РФ. С 2012 – член Совета по культуре при председателе Государственной Думы ФС РФ.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998), народный артист России (2005), кавалер Ордена Дружбы.

Трижды лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссер музыкального театра» за спектакли «Кармен» (1998), «Сказки Гофмана» (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» (2001).

Лауреат премии им. К.C. Станиславского в номинации «Режиссерское искусство» за вклад в развитие оперной режиссуры (2005), премии «Московского оперного фестиваля» к 400-летию оперы (2000) в номинации «Лучший режиссер» (за спектакль «Сказки Гофмана»).

Кавалер ордена Академических пальм (офицерская степень; 2003, Франция) – за заслуги в сфере культуры и искусства.

Награжден Мальтийским крестом и титулом графа Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей Родоса и Мальты экуменических (2003) – за вклад в развитие мировой культуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Я думаю, что говорить о кризисе оперного театра сегодня невозможно. Это самый современный вид искусства».

«Я оптимист до такой степени, что мне часто ставят это в вину. Состояние дел в “российской провинции” куда лучше, чем может показаться издалека. Помимо столичных и главных театров России, таких как Большой, Мариинский, в России действует еще много музыкальных театров – в Новосибирске, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Нижнем Новгороде…»

«В России опера перестала быть искусством для избранных. Оперные театры всегда полны, они очень разные, но везде работают успешно. Может быть, потому, что опера – честное искусство. Нужно очень долго учиться, чтобы стать оперным певцом или музыкантом оркестра, и зрители стали это понимать. Они стали покупать чистые биологические продукты и слушать оперу. Кроме того, в опере происходят сегодня самые интересные театральные эксперименты. Здесь намного больше возможностей и сценические технологии, феноменально шагнувшие вперед».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм