Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр: Десятая симфония Шостаковича в Зарядье (8 апреля 2021)

Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр: Десятая симфония Шостаковича в Зарядье (8 апреля 2021)
Фото предоставлено пресс-службой Свердловской филармонии

8 апреля 2021 в Большом зале «Зарядья» состоится концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса. Начало в 20.00. В программе – Второй концерт Брамса для фортепиано с оркестром (замена солиста: вместо Барри Дугласа – Константин Лифшиц) и Десятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Перед концертом, в 19.00, в Малом зале – «Разговор о Шостаковиче». Лектор – Дина Кирнарская, музыковед, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат премии газеты «Музыкальное обозрение» за 2020 год.

Выступление в Москве Уральского филармонического оркестра продолжает цикл концертов к 115-летию Дмитрия Шостаковича (1906-1975): в течение 2021 года в «Зарядье» в исполнении столичных и региональных оркестров прозвучат все 15 симфоний.

Симфония № 10 ми минор, опус 93, была написана Шостаковичем в 1953. Премьера состоялась 17 декабря 1953 в Ленинграде (Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижер – Евгений Мравинский).

Затем, трижды, премьера была сыграна в Москве (28, 29, 30 декабря 1953; Е. Мравинский, Государственный симфонический оркестр СССР).

15 февраля 1954 в московском Доме звукозаписи Дмитрий Шостакович и Мечислав Вайнберг записали авторское переложение Десятой симфонии для фортепиано в 4 руки. 24 апреля 1954 симфонию записал Мравинский (оркестр Ленинградской филармонии). В том же 54-м Десятая симфония прозвучала в Минске, Киеве, Орджоникидзе, Риге.

Нью-Йоркской премьерой симфонии продирижировал 14 октября 1954 Димитрис Митропулос (Нью-Йоркский филармонический оркестр), а лондонской – 10 апреля 1955 – Адриан Боулт (Лондонский филармонический оркестр).

В 1956 Десятую симфонию Шостаковича впервые исполнил в Новосибирске только появившийся Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер – Арнольд Кац).

«Постоянное оперирование темными красками создает настроение пессимистическое и подавленное; это один из наиболее типичных примеров трагизма, игравшего с тех пор в музыке Шостаковича все большую роль. <…> Пессимистическое настроение рассеивается лишь в финале. <…> И по сей день [Десятая симфония] является одной из партитур, наиболее показательных для творчества Шостаковича, и ни на йоту не утратила своей свежести». (Из книги Кшиштофа Мейера «Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время» / Пер. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор (СПб.), 1998).

«МО»