Дирижеру и пианисту Даниэлю Баренбойму — 70 лет

Перед лицом иных побед
Дирижеру и пианисту Даниэлю Баренбойму — 70 лет
Даниэль Бариенбойм, Елена Башкирова. Фото Max Lautenschlaeger

15 ноября исполнилось 70 лет всемирно известному музыканту Даниэлю Баренбойму. В нынешнем сезоне маэстро в основном дирижирует, однако в серии юбилейных концертов выступил исключительно как пианист, сыграв любимые концерты с наиболее близкими ему дирижерами и оркестрами.

В день рождения Баренбойм вышел на сцену Берлинской филармонии; оркестром Берлинской оперы, которую возглавляет Баренбойм, дирижировал его друг Зубин Мета. Звучали Третий концерт Бетховена, Первый Чайковского, а также — впервые в Германии — сочинение Dialogues II, написанное к юбилею Баренбойма недавно умершим Эллиотом Картером. Концерт транслировался в прямом эфире на телеканале Arte. Несколько концертов Баренбойма в течение юбилейной недели также показал российский телеканал «Культура».

Серия юбилейных выступлений стартовала 25 октября в Ла Скала — еще одном театре, который возглавляет Баренбойм; дирижировал Густаво Дудамель. Были исполнены два Первых концерта — Брамса и Бартока, тогда же состоялась мировая премьера сочинения Картера — последняя при его жизни. 30 октября на этой же сцене маэстро сыграл Первый концерт Шопена с Клаудио Аббадо. 7 ноября Баренбойм представил в Ла Скала программу, что звучала и в день его юбилея; дирижировал Дэниел Хардинг. Он же провел два концерта в Венском Концертхаусе 10 и 11 ноября, где Баренбойм сыграл Первые концерты Шопена и Чайковского с Венским филармоническим.

Одно перечисление имен дирижеров и оркестров, участвовавших в праздновании юбилея, красноречиво говорит о масштабе личности маэстро. И хотя сегодня, вероятно, он лучше известен как дирижер, в юбилейные дни Баренбойм напомнил о том, что был и остается пианистом мирового класса.

Биография

Даниэль Баренбойм родился в Буэнос-Айресе в семье выходцев из России. Занимался музыкой с 5 лет. Первый концерт дал в родном городе в 7 лет, в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Израиль. В 1955—1956 учился в Париже у Нади Буланже, тогда же дебютировал в США. В 1960 впервые исполнил полный цикл сонат Бетховена, до сих пор остающийся его визитной карточкой пианиста; двумя годами позже дебютировал как дирижер. В 1967 женился на виолончелистке Жаклин дю Пре, записал с Отто Клемперером все фортепианные концерты Бетховена. В 1969 впервые стал за пульт Берлинского филармонического оркестра; тогда же впервые аккомпанировал Дитриху Фишеру-Дискау, с которым впоследствии активно сотрудничал. В 1970 дебютировал за пультом Чикагского симфонического оркестра. В 1973 впервые дирижировал оперой («Дон Жуан» Моцарта в Эдинбурге). В 1975—1989 возглавлял Оркестр де Пари, обогатив его репертуар современной музыкой.

В 1981 дебютировал на фестивале в Байройте, зарекомендовав себя как одного из лучших вагнеровских дирижеров мира. В 1991 возглавил Чикагский симфонический оркестр. Годом позже стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы, с оркестром которой регулярно выступает и записывается: одной из первых записей стал полный цикл бетховенских симфоний, вышедший в 1999. Тогда же маэстро создал оркестр «Западно-восточный диван».

С 1988 Баренбойм женат на пианистке Елене Башкировой (дочери Дмитрия Башкирова), с которой нередко выступает в дуэте. Почетный доктор нескольких университетов, обладатель ряда премий и наград, среди которых: Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2002); Командор Ордена Почетного легиона (2007); премия Вильгельма Фуртвенглера (2003); премия Роберта Шумана (2005); премия Эрнста фон Сименса (2006). Шестикратный лауреат «Грэмми».

«Западно-восточный диван»

На протяжении последних лет «Западно-восточный диван» —любимейшее детище Баренбойма. История «Дивана», название которого позаимствовано из сборника стихов Гёте, началась в Веймаре в 1999 году. Идею ансамбля, где играли бы бок о бок молодые музыканты из разных стран Ближнего Востока, вместе с Баренбоймом разрабатывал журналист и социолог Эдвард Саид. Музыканты из Египта, Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и Израиля составили коллектив, пропагандирующий идею взаимопроникновения национальных культур. Десятилетие оркестр отметил двумя международными турами.

«Политики не могут договориться между собой, тогда как у нас араб и израильтянин за одним пультом взаимодействуют вполне успешно, — рассказывал накануне московского концерта Баренбойм. — Мы часто спорим о политике, порой до крика, но это более плодотворно, чем когда все сидят по домам, ничего не зная друг о друге».

Сегодня «Западно-Восточный диван» — среди лучших молодежных оркестров мира; он выступал в Испании, Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, США, Аргентине, Уругвае, Бразилии, Марокко, не говоря уже о знаменитом концерте в Палестине в 2005 году. Многие израильтяне сочли подобный шаг неуместным, но то, что Баренбойм не боится затрагивать столь острые темы, заслуживает уважения. Одним из важнейших этапов в жизни «Дивана» стал приезд на Зальцбургский фестиваль-2007, где оркестр провел неделю как приглашенный коллектив. За эти дни состоялись концерты, круглых столов и открытых репетиций. Гвоздем программы стала акция «День с Западно-Восточным Диваном», длившаяся около восьми часов. Участникам коллектива довелось музицировать вместе с такими звездами, как Вальтрауд Майер, Томас Хэмпсон, Доротея Рёшманн, Патрис Шеро. С тех пор оркестр неоднократно выступал в Зальцбурге и возвращается туда ближайшим летом.

Баренбойм в России

За последние годы Москва слышала Баренбойма — дирижера и пианиста — сравнительно часто. В 2007 году он дал два концерта с Венским филармоническим оркестром: в первый вечер звучали Четвертая симфония Шумана и фрагменты опер Вагнера, во второй — Двадцать седьмой концерт Моцарта и Седьмая симфония Брукнера. Двумя годами позже маэстро привез в Москву «Западно-Восточный диван» с единственной программой: Четвертая симфония Брамса, Вариации для оркестра Шенберга и Концерт для трех фортепиано с оркестром фа мажор Моцарта (солисты Даниэль Баренбойм, Карим Саид, Яэль Карет). В 2011 Баренбойм приехал с хором и оркестром театра Ла Скала; был исполнен Реквием Верди. А годом позже гастролями Ла Скала открылся сезон в Большом театре: Баренбойм дирижировал оперой «Дон Жуан» и программой из трех симфоний Моцарта. Из Москвы маэстро направился в Петербург; результатом переговоров с руководством Михайловского театра стала договоренность о том, что в сентябре 2013 в театре в честь его 180-летия выступит Берлинская Штаатскапелла под управлением Даниэля Баренбойма.

Баренбойм сегодня и завтра

В новом тысячелетии Баренбойм неоднократно гастролировал с Берлинской оперой и ее оркестром в Австрии, Испании, Франции, Японии, Китае, США. В 2006 году покинул Чикагский симфонический с титулом «Пожизненного почетного дирижера». Тогда же занял пост главного приглашенного дирижера Ла Скала, в 2011 году стал главным дирижером и музыкальным руководителем театра. Планирует возглавлять театр до конца 2016 года, посвящая ему 15 недель в сезон. В декабре 2011 года маэстро представил в Ла Скала первую оперу в качестве руководителя театра — «Дон Жуана» в постановке Роберта Карсена. Возглавляя одновременно Берлинскую государственную оперу, маэстро старается делиться с Миланом самым интересным из происходящего в Берлине. Так, копродукцией двух театров стала постановка оперы «Игрок» Прокофьева (2008), впервые представленная режиссером Дмитрием Черняковым в Берлине.

Копродукцией является и «Зигфрид» Вагнера, премьера которого в обоих театрах состоялась в октябре. А что касается «Гибели богов», которая завершит очередное «Кольцо Нибелунга» Баренбойма, здесь первенство за Берлином: премьера пройдет 3 марта, затем спектакль сыграют на Пасхальном фестивале, где тетралогия пройдет целиком (постановщик Ги Кассье). В Милане «Гибель богов» впервые услышат в конце мая, а в июне дважды сыграют всю тетралогию. Пасхальный фестиваль — еще одно любимое детище Баренбойма: в течение полутора недель Берлинская опера представляет несколько концертов и опер, среди них минимум одна премьера (исключением стал фестиваль 2007 года, где звучали все симфонии и песенные циклы Малера). Весной 2011 это была «Лулу» Берга в постановке Андреа Брет. Оркестровку III акта Баренбойм заказал английскому композитору и дирижеру Дэвиду Роберту Коулмену:

«Андреа Брет сказала, что хотела бы ставить «Лулу» без сцены в Париже, с которой начинается III акт. И что ее мечта — начать спектакль с предсмертного крика Лулу. Я решил, что если мы начинаем с крика Лулу, за ним должна следовать музыка, сопровождающая его в финале: несколько тактов, которые привели бы к началу I акта. Глубоко восхищаюсь версией Фридриха Церхи, но по соображениям авторского права мы не могли делать в ней купюр. Я попросил поработать над финалом Коулмена и доволен его работой: он придумал, чтобы в финальной, лондонской сцене играл камерный оркестр, как во втором акте «Воццека». Драматургически это меняет многое в том, как II акт перетекает в III и как завершается опера. Считаю ли наше решение его единственно верным? Конечно, нет. Теперь мне хочется изучить «Лулу» вновь и понять, хотел ли бы я исполнить версию Церхи».

Баренбойм продолжает активно выступать как пианист и ансамблист; в его репертуаре сочинения Шуберта, Шопена, Листа, чьи фортепианные концерты он недавно впервые записал под управлением Пьера Булеза. Среди записей маэстро, выпущенных в 2012 — все фортепианные сонаты, концерты и симфонии Бетховена, Седьмая симфония Брукнера, виолончельные концерты Элгара и Картера (солистка Алиса Вайлерштайн). Баренбоймом сделаны многочисленные записи опер Чайковского, Верди, Вагнера, Р. Штрауса, Бузони, Массне, Берга, симфоний Брукнера, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Малера.

В обширной дискографии Баренбойма-пианиста — сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Альбениса, Шенберга, Мессиана и других композиторов.

«Ближневосточная активность» маэстро не ограничивается «Западно-Восточным диваном»: весной 2011 года Баренбойм провел в секторе Газа благотворительный «концерт мира». Маэстро стал за пульт сборного коллектива «Оркестр для Газы»:

звучали «Маленькая ночная серенада» и 40-я симфония Моцарта. Поскольку гражданам Израиля запрещен въезд в Газу, музыканты проникли в сектор через границу с Египтом. Это был первый визит Баренбойма в сектор Газа и первый концерт музыкантов международного класса на данной территории. «Наш концерт — знак солидарности и дружбы, — подчеркнул маэстро, — попытка поделиться чем-либо с людьми в Газе, не более того». Впрочем, израильская пресса обвиняла Баренбойма в политической безответственности, напоминая о его отказе от участия в торжествах, посвященных 60-летию образования Израиля, о принятии палестинского паспорта и о концерте «Западно-восточного дивана» (2005) в Рамалле, столице Палестинской Автономии.

«Не считаю себя политически ангажированной персоной, я не связан ни с одним правительством в мире, — сказал по этому поводу Баренбойм. — Я не политик, но могу — и буду — делать определенные вещи, которые считаю необходимыми. Наша поездка в Газу — не политический жест; мы хотели показать тем, кто живет в Газе, что о них не забыли, — это обычное сочувствие. И как раз там нас поняли правильно. Один палестинец после концерта поблагодарил нас: «Нам часто кажется, что мир про нас забыл, — против этого говорит лишь то, что нам присылают еду и лекарства, но их можно присылать и животным. А ваш концерт показал, что вам действительно не все равно». Может ли музыкант мечтать о лучшем комплименте?»

Опубликовано «МО» №12 (351) 2012

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм