Депутаты Госдумы единогласно проголосовали за принятие в первом чтении изменений в федеральный закон о госзакупках в сфере культуры

Депутаты Госдумы единогласно проголосовали за принятие в первом чтении изменений в федеральный закон о госзакупках в сфере культуры
Депутаты Госдумы на заседании в четверг, 4 апреля, единогласно проголосовали за принятие в первом чтении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», облегчающих процедуру государственных закупок в сфере культуры.

Возможность не обосновывать цену контракта в случае закупки уникальных произведений, ценностей, произведений того или иного автора, возможность не проводить в этих ситуациях экспертизу, право увеличить сумму на разовые единовременные закупки у единственного поставщика и запретить субподряд, а также целый ряд дополнительных новаций, предложенные в законопроекте,  помогут сфере культуры работать более эффективно, отметила в ходе своего доклада Председатель комитета ГД по культуре, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Елена Ямпольская.

Закон авторства культурного сообщества

«Сегодня действительно важный для отечественной культуры день, потому что мы с вами рассматриваем в первом чтении законопроект, облегчающий систему государственных закупок для сферы культуры, – сказала она. – Вы знаете, что есть поручение Президента, что полтора года действовала рабочая группа при комитете по культуре, и деятели культуры, которые сегодня приглашены на заседание, являются полноценными соавторами этого законопроекта, как и еще многие их коллеги, представители музеев, театров, галерей, концертных организаций, галерей, библиотек».

Она подчеркнула, что законопроект готовился комитетом «единодушно не только с пониманием предмета, но и с большой любовью к нашей отечественной культуре». При этом, по словам Ямпольской, он абсолютно прагматичен. «Мы изымаем из 44-ФЗ те нормы, которые будучи применимы в сфере культуры, становятся чистым абсурдом. Они не только не работают в культуре, они мешают работать самой культуре», – убеждена она.

Необходимые возможности и права

«Начнем с простого. Мы разрешаем организациям культуры расходовать дары, пожертвования, благотворительные завещанные средства по 223-ФЗ, потому что это те же внебюджетные расходы. Мы разрешаем проводить конкурсы с ограниченным участием для тех, кто прошел предквалификационную проверку, не только музеям, но и библиотекам, – перечислила депутат суть нововведений. – При работе с объектами культурного наследия, с предметами музейного, архивного, библиотечного фонда мы даем право заказчику запретить субподряд. Это диспозитивная норма, это право, но я думаю, что очень активно наши учреждения культуры ею будут пользоваться, потому что нельзя обеспечивать принцип конкуренции ценой возможной утраты нашего национального достояния».

Предлагается увеличить сумму с 400 тысяч до 700 тысяч рублей, которую учреждение культуры сможет единовременно потратить на закупки у единственного поставщика. «Сейчас в законопроекте указана эта сумма, возможно, ко второму чтению она будет немного скорректирована. Годовой объем таких закупок для крупных учреждений культуры пока в нашем законопроекте составляет 50 млн рублей, я думаю, мы еще раз это пересчитаем с учетом инфляции, – допускает Ямпольская. – Мы разрешаем закупать у единственного поставщика оборудование для аудиовизуальных и прочих сценических эффектов. Причем таким образом, что мы просто запишем это в главу «Декорации».

«Возникла определенная проблема с такой же закупкой у единственного поставщика музыкальных инструментов. Нам показывают договор ЕАЭС, но к договору есть соответствующий протокол, что государство само может вносить новые регулировки в закупки в исключительных случаях. Мы считаем, что случай с музыкальными инструментами, безусловно, является исключительным», – уточнила она.

Новые условия контрактов

Предлагается разрешить заключение контракта с конкретным юридическим лицом (единственным поставщиком) – производителем конкретных музыкальных инструментов или его официальным представителем на закупку музыкальных инструментов, а также на оказание услуг по обслуживанию и ремонту таких музыкальных инструментов. По словам Ямпольской, в наибольшей степени это волнует музеи. «Эрмитаж, Третьяковская галерея бились за этот пункт, в конце концов, таковы зачастую просто требования владельцев экспонатов, которые привозятся к нам на выставки – они хотят работать с определенными компаниями и быть уверенными в сохранности и безопасности», – продолжила депутат.

Снимается обязанность обосновывать цену контракта, если речь идет о закупке культурных ценностей, прав на произведения определенных авторов или заказ произведений определенных авторов. «Вы понимаете, что во всех этих случаях речь идет об уникальности, и какие-либо обоснования цены здесь абсурдны», – уверены авторы законопроекта.

Упраздняется необходимость внутренней экспертизы. «Когда речь, предположим, идет о том, что актер сыграл спектакль, а директор садится писать внутреннюю экспертизу, как он именно это сделал. Упраздняется необходимость внешней экспертизы, если речь опять-таки идет об уникальных ценностях, конкретных произведениях, правах на произведения, а также о транспортировке и страховании», – перечислила она.

«И, наконец, мы исключаем из обязанностей заказчика размещать персональные данные в открытом доступе тех людей, с которыми он заключил контракты, по этому поводу была масса претензий от актеров, режиссеров, художников, композиторов и так далее», – указала Ямпольская.

Спорные вопросы на контроле

Она также остановилась на двух пунктах, которые вызывают наибольшие споры с Правительством. Это статьи 14 и 16. «16-я – это планирование закупок. Мы предлагаем, чтобы особенности планирования закупок для учреждений культуры осуществлялись нормативными актами Правительства. Планирование на три года вперед для театра, музея невозможно совершенно. При этом Минфин заверил нас, и Александр Жуков подтвердил на совещании (Первый вице-спикер ГД, – ред.), что сейчас будут вноситься комплексные изменения, причем тоже очень оперативно, в 44-ФЗ именно в статью о планировании. И потребности нашей сферы будут учтены именно там, в этом общем законопроекте. Мы за этим будем внимательно следить», – сообщила Ямпольская.

По ее словам, 14-я статья – национальный режим закупок – тоже болезненный вопрос. «Мы предлагали его не применять к учреждениям культуры в ряде случаев, не запрещать товары и услуги иностранного производства. Пример – запрещены технические ткани. Музеи жалуются: портятся экспонаты. Задачи импортозамещения важны, но не ценой утраты экспонатов. Опять же здесь есть сопротивление министерства финансов, достаточно серьезное. Они считают, что можно нормативным актом Правительства вывести ряд товаров из этого запретного списка. Ко второму чтению мы решим этот вопрос. Если речь идет о нормативном акте, то он должен быть готов в самое ближайшее время», – настаивает депутат.

Завершая выступление, глава думского комитета подчеркнула: «Наш комитет всегда ставит перед собой задачу устранять с пути нашей культуры камни, препоны и то, обо что она постоянно спотыкается, а здесь не камень, здесь целая скала, о которую люди бьются уже несколько лет».

Учесть специфику отрасли

При рассмотрении законопроекта присутствовали генеральный директор Большого театра Владимир Урин и Председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель московского театра Et Cetera Александр Калягин, директор Государственного театра наций, руководитель проекта «Золотая маска» Мария Ревякина.

Александр Калягин помнил, что на проблему обратил внимание Президент страны. «На всех совещаниях к нему обращались деятели культуры, просили уделить внимание 44-му закону и изменениям, которые перечислила Елена Ямпольская. Я благодарен (Председателю Госдумы) Вячеславу Володину за то, что он нас услышан, спасибо депутатам и профильному комитету. Для нас очень важно, если вы примете эти поправки. Они не только облегчат жизнь, вы не представляете, сколько бумаг мы исписываем, директора музеев нанимают массу юристов. То, как вы мудро подошли к этому вопросу, это благое дело для культуры в целом», – заявил он.

Владимир Урин рассказал, что как только начал работать 44-ФЗ, а он тогда работал в театре Станиславского и Немировича-Данченко, он решил посчитать, какое количество денег приходится тратить на проведение всех конкурсов, и сколько средств экономить за счет их проведения. «Получилось, что по году затраты в три с половиной раза выше, чем экономия», – поделился он опытом.

«Мы не просим о преференциях, мы хотим, чтобы в законе учитывалась специфика нашей отрасли. Я убежден, что то же самое необходимо сделать и в образовании, и в медицине», – считает он.

Решения для зрителей

Мария Ревякина также поблагодарила Госдуму за то, что законопроект, который деятели культуры обсуждали почти в течение двух лет, наконец дошел до рассмотрения в первом чтении.

«Например, нам необходимо пригласить режиссера на постановку, и мы, конечно же, знаем, кого мы хотим пригласить. При этом нам нужно провести некий конкурс между тремя режиссерами. И выбрать их по принципу низшей стоимости. Понимаете, что это все фикция. То же самое с актерами. Или мы спланировали спектакль «Зимняя сказка», Лев Додин. Естественно, мы спланировали его в этом году, а в следующем году в январе премьера. Но мы сейчас должны заставить Додина с художником дать полные эскизы костюмов, эскизы декораций. Понимаете, это не производственный конвейер, режиссер и художник работают до финала, и если им нужно что-либо изменить, мы не можем уже этого сделать, должны идти на всяческие ухищрения», – рассказала она о сложностях, с которыми приходится сталкиваться в работе.

Депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Александр Шолохов в своем выступлении от фракции в подтверждение тезисов Ревякиной напомнил, что ранее из-под действия 44-ФЗ были выведены средства массовой информации. «Что станет результатом нашего сегодняшнего решения? Результатом станет то, что концертная организация сможет купить тот инструмент, который звучит, а не тот, который дешевле. Дом культуры сможет купить профессиональный театральный свет, а не бытовые лампочки, делающие «замечатальный» мертвенный цвет лица у выступающих. Театры смогут пригласить тех режиссеров и сценаристов, которые нужны для того, чтобы зритель пошел на эти постановки. Будут также устранены  много подобных совершенно абсурдных явлений, которые сегодня деятеля культуры делают не творческим работником, а бухгалтером и юристом, пытающимся найти в этих хитросплетениях какой-то выход», – считает он.

По предложению Председателя Госдумы Вячеслава Володина законопроект планируется рассмотреть во втором чтении уже во вторник, 9 апреля, как инициативу, входящую в число приоритетных. Спикер предложил сократить срок предоставления поправок до 8 апреля (изначально предполагался срок 30 дней).