«Декабрьские вечера Святослава Рихтера»: в 39-й раз в Пушкинском музее

Британские прогулки по Москве
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера»: в 39-й раз в Пушкинском музее
Ирина Александровна Антонова и Святослав Теофилович Рихтер на V международном музыкальном фестивале «Декабрьские вечера». 1985 год, Фото Анатолий Гаранин / РИА Новости

«Декабрьские вечера»-2019 пройдут с 1 по 23 декабря. Но предстоящий фестиваль начался фактически задолго до этих дат. Начался удивительно красиво и изысканно: в резиденции английского посла, где во время пресс-завтрака состоялась презентация «Вечеров». Впервые это случилось так рано: в предыдущие годы программа, как правило, объявлялась накануне фестиваля, и на сайте ГМИИ им. Пушкина найти ее было сложно.

Английский завтрак

Золотая московская осень. Солнечное сентябрьское утро. Великолепный особняк на Софийской набережной, напротив Кремля. Здание было построено Федором Шехтелем в 1890-х для семьи известного сахарозаводчика Павла Харитоненко. Здесь пел Шаляпин, играл Скрябин. После революции национализированный особняк посещали Герберт Уэллс, Айседора Дункан.

В 1931 усадьба была передана посольству Великобритании в СССР. Здесь останавливались премьер-министры Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 во время своего официального визита в Россию резиденцию посетила Ее Величество королева Елизавета II. Приезжая в Москву, в особняке бывали члены британского королевского дома: принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, принцесса Диана.

Здесь, в роскошных готических и классических интерьерах, и были представлены «Декабрьские вечера»-2019. Пресс-завтрак был скромным и изысканным: йогурты, фрукты, кофе, десерты. Затем три прекрасных дамы — директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, легендарная Ирина Антонова и куратор фестиваля Юлия Де Клерк — провели презентацию. фестиваля. Участвовал и атташе по культуре посольства Великобритании Майкл Берд, ранее возглавлявший Британский Совет.

Пресс-завтрак в Посольстве Великобритании в Москве, Фото Анатолий Терещенко / ТАСС

«Больше, чем музыка»

Марина Лошак: «Этот год тесно связал нас с британскими коллегами, поскольку он связан с обменами и тесным взаимодействием в области музыки между Россией и Великобританией.

«Декабрьские вечера» — больше, чем музыкальный фестиваль. Это событие, в котором музыка и изобразительное искусство «работают» одновременно, как в аранжировке для оркестра. Тема выставки этого года связана с творчеством великого английского художника Томаса Гейнсборо. Впервые мы рассказываем о нем, продолжая традицию наших рассказов о британском искусстве, связанных с Тернером, Блейком, прерафаэлитами. Томас Гейнсборо — еще одна важнейшая страница в истории британского искусства».

Ирина Антонова — в 1961–2013 директор, а ныне Президент ГМИИ им. Пушкина, вместе с С.Т. Рихтером создатель «Декабрьских вечеров», наверное, уже в ….цатый раз вспомнила, как все начиналось:

«В 1981 Святослав Теофилович Рихтер пригласил меня во французский город Тур, где уже несколько лет существовал основанный им фестиваль. Мне очень понравился этот фестиваль. И я ему задала вопрос: Святослав Теофилович, у вас фестиваль в Туре. А почему вы не делаете ничего в нашей стране? Он задумался и спросил: а где? Я отвечаю: например, в нашем музее, в Белом зале. И вечером за ужином он вдруг говорит: ну, так что, начнем в декабре… Откровенно говоря, я похолодела, потому что я представила себе, какой объем работы надо провести, чтобы подготовить фестиваль, публику, зал и так далее… не говоря о том, чтобы получить разрешение Министерства культуры и так далее. Но я была счастлива. И в 1981 мы провели первый фестиваль.

Но Рихтер поставил условие: связать свое выступление и весь фестиваль с пластическими искусствами, с живописью. Он был неплохим художником, брал уроки у Фалька. И, как он рассказывал, было время, когда он колебался в выборе. В конце концов, музыка взяла свое. У нас в музее, в Отделе личных коллекций, хранится его собрание, мы его показываем. Поэтому, я думаю, он исходил из своих возможностей и интересов.

Я очень прошу: пожалуйста, не называйте наш фестиваль музыкальным. Да, он музыкальный. Но его отличие в том, что музыка обязательно соединяется с пластическими искусствами: живописью, скульптурой, графикой. В этом их смысл. Больше того, в последнее время почти на всех «Декабрьских вечерах» присутствует и поэзия. Артисты московских театров выступают с концертами. Мы рассчитываем на погружение зрителя и в музыку, и в пластические искусства, и в поэзию. Потому что люди, которые к нам приходят — это люди, причастные в своих интересах к искусству. И то, что мы им предлагаем — дополнительная возможность развития их вкуса и понимания культуры в целом.

Я хочу поблагодарить за возможность представить «Декабрьские вечера» в посольстве Великобритании, имея в виду, что героем «Вечеров» в этом году является, во-первых, музыка Великобритании, а во-вторых, ее великий художник Гейнсборо, которого почти не видели в Москве. Это крупнейший мастер изобразительного искусства, живописи, портрета. Я думаю, что выставка будет пользоваться огромным успехом и с большой благодарностью воспринята нашими зрителями».

Проекты «Года музыки»

Майкл Берд приветствовал гостей от имени посла. Он акцентировал тот факт, что «Нынешний год — год музыки Великобритании и России. Таким образом, мы продолжаем серию перекрестных годов Великобритании и России. У нас был уже Год культуры, Год языка и литературы, Год науки и образования. В этом году мы хотим, чтобы музыка объединила людей наших стран. В нашей резиденции, в нашем зале несколько дней назад состоялся прием в честь Фестивального оркестра Бриттена и Шостаковича. Этот оркестр соединяет молодых музыкантов из консерваторий Великобритании и России. Он дал концерты в Московской консерватории, в Петербургской филармонии, в городах Великобритании.

Оркестр носит имя Бриттена и Шостаковича не случайно. Они были друзьями. Кстати, и сам Бриттен, и сам Шостакович были в гостях у тогдашнего британского посла. Этот оркестр, пожалуй, самый масштабный проект в рамках нашего года музыки. До этого весной был фестиваль английской музыки к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в Итальянском дворике Пушкинского музея.

Английский год Пушкинского музея продолжится выставкой Томаса Гейнсборо и «Декабрьскими вечерами», посвященными британской музыке. Я счастлив, что у нас есть возможность участвовать в «Декабрьских вечерах» и благодарен Музею имени Пушкина. Нас связывает давнее партнерство и дружба. У Пушкинского музея есть масса друзей в Великобритании. Это важно, потому что сегодня культурные связи важны как никогда».

Завершился этот во всех отношениях замечательный «английский завтрак» музыкой: в Белом зале особняка на Софийской набережной, на белом рояле пианист Алексей Любимов, накануне отметивший 75-летие, исполнил Ноктюрн № 11 ми-бемоль мажор Джона Филда (1782–1837) — ирландца, почти 35 лет прожившего в России, основоположника жанра ноктюрна, учителя Глинки, Верстовского, Гурилева…

От «Золотого века» — к веку XXI

Алексей Любимов — один из участников предстоящего фестиваля. Как всегда, «Декабрьские вечера» представят блестящий состав исполнителей.

Впервые в Россию приедет английский вокальный ансамбль I Fagiolini под управлением Роберта Холлингворта с программой «Времена года». Еще одна громкая премьера — выступление французского ансамбля “Les Musiciens de Saint Julien” под руководством Франсуа Лазаревича. Выступят ансамбль медных духовых Марка Беннетта “London Baroque Brass”, знаменитый британский «Оркестр эпохи Просвещения» под управлением Пола Гудвина.

После долгого перерыва на «Декабрьских вечерах» выступит Евгений Кисин с сольной программой, посвященной Святославу Рихтеру. В фестивале примут участие известные российские исполнители (вокальный ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum, ансамбль Questa Musica, хор мальчиков Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Юрий Миненко, Максим Пастер, Александр Рудин, Юрий Башмет…) и их зарубежные коллеги (Макс Эмануэль Ценчич, Анна Дэннис, Джонатан Селлз, Патрик Айртон).

Большинство программ посвящены разнообразным жанрам английской музыки XVII–XVIII веков, а также невероятно насыщенной музыкальной жизни Лондона в эпоху Гейнсборо. В концертах прозвучат и шедевры английской музыки Ренессанса, сочинения «британского Орфея» Генри Перселла и его последователей, и опусы знаменитых иностранцев, чьи имена тесно связаны с историей культуры Великобритании: Георг Фридрих Гендель, Иоганн Христиан Бах, Карл Фридрих Абель, Йозеф Гайдн, Никола Порпора, Франческо Мария Верачини, Франческо Джеминиании.

«Золотой век английской музыки», совпавший с правлением династии Тюдоров, будет представлен клавирными сочинениями вирджиналистов, инструментальными ансамблями и российской премьерой оперы Джона Блоу «Венера и Адонис». Кульминацией фестиваля станет исполнение «Нельсон-мессы» Йозефа Гайдна и произведений Уильяма Бойса. Тема ирландской народной музыки найдет отражение в зажигательной программе «Дорога на Килкенни». Идея возвращения к национальным истокам живо и разнообразно представлена в программе ансамбля «Солисты Москвы», в которой прозвучат культовые сочинения мастеров английского музыкального возрождения XX века — Эдварда Элгара, Фрэнка Бриджа, Ральфа Воана-Уильямса, Бенджамина Бриттена и Джона Тавенера.

Следуя традиции «Декабрьских вечеров» и «духу Гейнсборо», команда молодых актеров и музыкантов подготовила специальный проект — литературно-музыкальную фантазию «Сентиментальное путешествие» по роману Лоренса Стерна в постановке Екатерины Василёвой, с участием актеров Дарьи Мороз и Валерия Крупенина, с музыкой английских и русских композиторов, которую соединит в единую партитуру композитор Игорь Холопов.

Вскоре после пресс-конференции был открыт сайт https://decemberfest.pushkinmuseum.art, с программой 39-х «Декабрьских вечеров» и подробной информацией о фестивале.

Фестиваль возвращает свой высочайший, элитарный художественный и интеллектуальный уровень: уровень эпохи Святослава Рихтера, тех времен, когда «Декабрьские вечера» были единственным и неповторимым, уникальным событием музыкальной жизни Москвы. Но в какой-то момент он даже несколько потерялся на фоне безумного количества ежедневных московских концертов. Презентация в резиденции британского посла, выдающаяся программа, многообразие идей, переплетающихся и умножающих друг друга смыслов, создание специального сайта, превосходное визуальное оформление — все это вместе определяет новое качество возрождающегося во всем своем великолепии фестиваля в Пушкинском музее.

Единственное, что остается непонятным — роль Юрия Башмета как художественного руководителя. Его не было на завтраке в резиденции посла (вместо него был директор ансамбля «Солисты Москвы» Роман Балашов). Более того — его имя не упоминалось. В афише «Вечеров» — только один концерт с его участием. И можно предположить, что вряд ли он активно участвовал в формировании программы фестиваля.

Еще одна Московская филармония

Когда-то «Декабрьские вечера» были единственным музыкальным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина. С созданием в музее в 1999 Отдела музыкальной культуры, который сначала возглавляла Людмила Кренкель, а в последние годы — Юлия Де Клерк, Музей постепенно стал фактически еще одной филармонией Москвы. С одной стороны — казалось бы, это непрофильная деятельность для музеев. С другой — тенденция времени: едва ли найдется в столице музей, который бы не проводил концертов. Для Пушкинского же музея музыкальные программы органичны, учитывая и традицию «Декабрьских вечеров», и то, что имя С.Т. Рихтера неразрывно с музеем, а Мемориальная квартира великого пианиста — филиал ГМИИ. А также то, что руководители музея постоянно позиционируют музыкальное искусство как непременную часть своих выставочных и просветительских проектов.

С 2014 дважды в год, с января по апрель и с октября по декабрь, проводится фестиваль «Пятницы в Пушкинском», включающий лекции, экскурсии, концерты.

Уже 10 сезонов в ГМИИ существует программа «Орган в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», которую курирует известная исполнительница Анастасия Черток. Концерты проходят на 2 этаже Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина в зале Микеланджело на инструменте, созданном специально для музея немецкой фирмой W. Sauer.

Регулярно проходят концерты в Мемориальной квартире С.Т. Рихтера на Большой Бронной улице.

«Январские вечера» — особый проект Пушкинского музея совместно с МССМШ им. Гнесиных, которая находится на соседней улице Знаменке, буквально в 5 минутах ходьбы.  Фестиваль задуман как продолжение «Декабрьских вечеров», в январе 2020 пройдет уже в 14-й раз.  Художественный руководитель фестиваля — директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов.

Гейнсборо

Выставка Томаса Гейнсборо (1727–1788) продолжает цикл экспозиций, посвященных британскому искусству. В ГМИИ, в параллель и в синтезе с «Декабрьскими вечерами», уже проходили выставки Уильяма Тернера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Одри Бердслей (2014).

Как отмечает куратор выставки Анна Познанская, «Томас Гейнсборо известен как наиболее яркий и своеобразный представитель эпохи, которую называют «Золотым веком британской живописи». Блестящий портретист, любимый художник короля Георга III и его семьи.

Вобрав художественный опыт своих великих предшественников, Гейнсборо сумел сформировать собственный стиль, который лег в основу дальнейшего развития британской школы».

На выставке будут собраны живописные и графические полотна, созданные в разные периоды; эксклюзивные архивные материалы. Среди уникальных экспонатов из Британии — пейзажи на стекле, которые крайне редко экспонируются за рубежом.

Свое участие в выставке подтвердили Лондонская национальная галерея, Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Национальная портретная галерея, Лондонская Королевская Академия художеств, Национальная галерея в Эдинбурге, Дом-музей художника в Садбери, Художественный музей в Бате и другие музеи Великобритании.

Творчество Гейнсборо будет представлено в контексте произведения его учителей — старых мастеров Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Рейсдала, Антуана Ватто из российских и зарубежных собраний.

Единственная картина Гейнсборо, хранящаяся в России — «Дама в голубом» (в Государственном Эрмитаже). Нынешняя выставка в ГМИИ позволит значительно более полно познакомиться с творчеством великого мастера.

Опубликовано МО | МО № 9 (452) 2019

томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом (конец 1770 - начало 1780 гг)