Браво, маэстро! Михаил Плетнев отмечает 60-летний юбилей

Звезда Михаила Плетнёва продолжает сверкать
Браво, маэстро! Михаил Плетнев отмечает 60-летний юбилей

Победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского 1978 года Михаил Плетнёв уже сорок лет царит на концертной сцене, даря людям ни с чем не сравнимую радость общения с его искусством.

«…Моя философия и моя миссия – дать понять людям, как музыка – великая музыка может изменить их жизнь» (М. Плетнёв).

Он действительно изменил жизнь тех, кто соприкасается с его творчеством, ибо он заставил увидеть мир другими глазами и услышать в нём нечто новое…

Звезда Плетнёва, отмечающего в эти дни 60-летие, вспыхнула рано, в его двадцать лет, и продолжает ярко сверкать. Только он появился на концертной сцене, как последовали ошеломляющие отзывы в западной прессе:

«Это всеохватывающий музыкальный гений. Технически он играет по меньшей мере как молодой Горовиц, а в музыкальном отношении мне он кажется даже более зрелым, более естественным и полным фантазии. (…) Держу пари, что Плетнёв через три-четыре года будет признан принадлежащим к мировой вершине…» (Франц Гуммель. 1985 г.)

Действительно, уже признан…

«К великим, исключительным пианистам уже сегодня принадлежит молодой русский Михаил Плетнёв». (Neue Zûricher Zeitung. 1985 г.)

Едва начав свою деятельность концертирующего пианиста, завоевав себе сразу же столь громкое имя во всём мире, Плетнёв, не довольствуясь этим, расширяет свою деятельность, берёт в руки дирижёрскую палочку.

Создатель музыкального коллектива, который носит гордое имя Российского национального оркестра, Плетнёв завоевал признание и как выдающийся дирижёр со своей собственной концепцией исполнения любого произведения, со своей индивидуальной манерой дирижирования.

В настоящее время его оркестр вошёл в двадцатку лучших оркестров мира. Его ставят в один ряд с такими выдающимися коллективами, как Лондонский, Берлинский филармонический, Парижский национальный, Нью-Йоркский…

«Оркестр вызывает благоговение – возможно ли, чтобы так играли простые смертные?» – писала о нём лондонская пресса.

Плетнёв – это явление в истории современной русской и мировой культуры. Оно уникально, оно стоит особняком, как уникальна и сама личность артиста. Его судьба наградила редчайшим музыкальным даром, мощным интеллектом, который руководит его беспримерно целеустремлённой художественной деятельностью. Можно сказать, что он произвёл настоящий переворот в исполнительской эстетике, заявил об утверждении новых ценностей в музыке, о новых критериях красоты. Нет сомнения в том, что он уже положил начало новой традиции в исполнительском искусстве и его влияние на интерпретации пианистов и дирижёров нового поколения, на их манеру играть или дирижировать несомненно.

«Великие таланты – им дано создавать законы, а не следовать старым. Это их право». (Г. Нейгауз.) Да, такое право М. Плетнёву дают масштаб его человеческой личности, его талант музыканта-мыслителя, феноменальная эрудиция, острое чувство современности. Властно овладевая умами и сердцами слушателей, артист с гипнотической силой внушает им свои всегда масштабные идеи, заставляя ещё долгое время после концерта переживать услышанное… Его искусство несёт заряд такой силы, который способен не только затронуть самые глубокие струны человеческой души и интеллекта, но даже оказать существенное влияние на мышление своих современников, на их понимание самого существа музыки как искусства и даже на их понимание жизни.

«Всякая гениальность составляет эпоху, ибо даёт новый толчок человечеству» (Александр Серов).

Концерты пианиста, как и концерты дирижёра, вызывают равный интерес в мире. Знаменитые звукозаписывающие фирмы – Virgin Classics, Deutsche Grammophon, Pentatone заключили с ним эксклюзивные долгосрочные контракты и выпустили в свет десятки CD с записями фортепианной и симфонической музыки.

Две сферы его деятельности пианиста и дирижёра – и обе одинаково успешные – взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Глубина, простота, смелость, яркая палитра красок и… редкая задушевность – вот что отличает интерпретации Плетнёва. Никаких внешних эффектов как в игре, так и в дирижировании, ничего «на публику».

Где бы ни выступал М. Плет­нёв – как дирижёр или пианист – каждый концерт превращается в крупное музыкальное событие, которое долго и горячо обсуждается, порождая жаркие споры, вызывая противоречивые оценки, восторженные и критические. И споры о его интерпретациях неизбежны и вполне объяснимы: новые концепции, новый стиль не могут быть приняты всеми. Как-то В. Софроницкий заметил, «…что только то в исполнительском искусстве имеет цену, что дискуссионно…» Это в полной мере относится к Плетнёву.

Мастерство музыканта в одной и другой области совершенно, тем не менее есть что-то ещё, что выделяет артиста даже среди самых замечательных современных исполнителей: его на редкость целеустремлённая деятельность всегда одухотворена некой идеей – идеей просветительской. Он великий музыкальный просветитель!

Михаил Васильевич последовательно пропагандирует русскую музыку на Родине и за рубежом. В его программах пианиста и дирижёра звучат редко исполняемые произведения русских композиторов. В них он стремится раскрыть тот высокий духовный потенциал, которым отличается наша культура. «Я думаю, что духовная жизнь России проистекает из таких глубин, которые на все времена останутся бездонными, неисчерпаемыми» (М. Плетнёв).

Ведь именно Плетнёв сыграл и записал на диски абсолютно все фортепианные сочинения Чайковского. Он вынес на большую концертную эстраду Детский альбом Петра Ильича и раскрыл его непреходящую художественную ценность, далеко выходящую за рамки инструктивных пьес для детей. Диск с записью этого сочинения – один из исполнительских шедевров Плетнёва. Вся симфоническая музыка Чайковского, включая его концерты с оркестром, сюиты, постоянно в репертуаре РНО. Именно Плетнёв поднял престиж музыки балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Он раскрыл их самостоятельное значение. Незабываемым осталось в памяти недавнее исполнение сюиты из балета «Лебединое озеро» (в оркестровой редакции Плетнёва, КЗЧ, 2016 г.). Эта музыка прозвучала как настоящая симфония – яркая, многокрасочная и… трагическая. Во всём мире пианисты сейчас играют концертные сюиты Чайковского–Плетнёва «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Помимо Чайковского, в репертуаре РНО многие симфонические произведения Шостаковича, Прокофьева, Глазунова, Лядова, Мусоргского, Римского-Корсакова, совсем редко звучащие хоровые опусы С. Танеева, Н. Черепнина, Н. Голованова.

Плетнёв не устаёт просвещать, казалось бы, самую просвещённую публику Москвы неизвестными или малоизвестными сочинениями западных композиторов. Особенно следует выделить хоровые опусы: мессы Моцарта, оратории Гайдна, Шумана, «Реквием» Дворжака, «Реквием» Сен-Санса, а также симфонии Сен-Санса, Шумана, Мендельсона, Брукнера, симфонические поэмы Карловича.

Плетнёв положил начало замечательной традиции: исполнение опер на концертной сцене. Настоящим открытием стала «Орестея» Танеева, прозвучавшая в БЗК в 2001 году. Затем последовали две оперы Рахманинова – «Алеко» и «Франческа», «Волшебная флейта» Моцарта, «Майская ночь» Римского Корсакова, «Кармен» Бизе, «Золушка» Россини, «Евгений Онегин», «Иоланта» Чайковского. Он дал нам возможность насладиться музыкой этих опер в самом чистом виде – без декораций, без костюмов, без сценической игры.

Просветительские идеи лежат и в основе ежегодного Большого фестиваля РНО, который начал свою деятельность в 2009 году и продолжает её поныне. Фестиваль всегда открывает концертный сезон в Москве и длится целый месяц. Его разнообразные программы настолько насыщенны, что могли бы заполнить весь сезон..

Нельзя не отметить выступления Плетнёва в российской глубинке. Недавно состоялся его сольный концерт в доме-усадьбе Рахманинова «Ивановка». Там же, два года назад, Плетнёв организовал «Фестиваль Рахманинова», в котором прозвучала оперная, симфоническая, концертная и камерная музыка композитора. Для жителей Тамбовской области все эти концерты были настоящим праздником музыки.

Много лет подряд Плетнёв со своим оркестром проводил Волжское турне, которое со временем получило красивое название «Великая музыка в сердце России». Это был грандиозный просветительский проект, когда действительно звучала высокая классическая музыка в блистательном исполнении РНО и многих замечательных солистов в городах на Волге: в Волгограде, Саратове, Самаре, Казани, Нижнем Новгороде.

Немалое время оркестр уделяет детям, организуя музыкально-образовательную программу для воспитанников детских домов-интернатов. В рамках этой программы устраиваются концерты, конкурсы и выставки детских рисунков под названием «Как я вижу музыку».

И где бы ни выступал Плетнёв, как пианист или как дирижёр, – всегда в любом концерте – полная отдача всех душевных сил, всего мастерства, всегда стремление к совершенству. На подвиг во имя музыки он вдохновляет и оркестрантов, готовых следовать за своим Маэстро с такой же отдачей, как и он.

«…Для многих творчество Плетнёва стало неотъемлемой частью музыкального мира. Для многих музыка благодаря Плетнёву заняла особое место в душе и там будет всегда, потому что перед нами великий музыкант…» (А. Чуфаровский).

Долгие лета, дорогой Маэстро!

Людмила Кокорева

Источник публикации Литературная газета