Виолончельный Вайнберг Марины Тарасовой

Виолончельный Вайнберг Марины Тарасовой

Студия Northern Flowers и виолончелистка Марина Тарасова осуществили запись почти всех произведений для виолончели Мечислава Вайнберга.

В три диска не вошли только Концерт для виолончели с оркестром ор.43 и Фантазия для виолончели с оркестром op.52. Бонусом стала Рапсодия «Винни Пух», составленная исполнителями Мариной Тарасовой и Иваном Соколовым на основе тем из музыки Вайнберга к одноименному мультфильму.

Состав дисков:

1 диск, 2018 год
Концертино для виолончели и камерного оркестра op.43, 1948
24 прелюдии для виолончели соло ор.100, 1969. Посвящены М. Ростроповичу

2 диск, 2019 год
Соната для виолончели соло No.1 ор.72, 1960. Посвящена М. Ростроповичу
Соната для виолончели соло No.2 ор.86, 1964. Посвящена В. Берлинскому
Соната для виолончели соло No.3 ор.106, 1971.
Соната для виолончели соло No.4 ор.140 bis, 1985. Посвящена В. Берлинскому

3 диск, 2020 год
Соната для виолончели и фортепиано No.1 до мажор ор.21, 1945.
Соната для виолончели и фортепиано No.2 соль минор ор. 63, 1959.
Соната для контрабаса соло ор.108, 1971. Переложение для виолончели Марины Тарасовой
Рапсодия «Винни Пух» (адаптация тем из музыки Вайнберга к одноименному мультфильму – Иван Соколов, каденция Марины Тарасовой).

Запись Концертино для виолончели и камерного оркестра ор 43-bis стала первой в России студийной записью этого сочинения. У Концертино для виолончели сложная судьба. В списке сочинений Вайнберга, составленном в 1986 году, под опусом 43 значится виолончельный концерт, премьера которого состоялась 9 января 1957 года. Солировал Мстислав Ростропович (ему и посвящено сочинение), оркестром Московской филармонии дирижировал его художественный руководитель Самуил Самосуд. Автограф Концертино датируется 1948 годом, хотя ему присвоен тот же опус, что и Концерту – ор.43. Фактически все сочинение в дальнейшем легло в основу виолончельного концерта.

1948 год был драматичным в жизни Вайнберга. 13 января был убит общественный деятель, актер, режиссер Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, тесть композитора. За Вайнбергом и всей его семьей была установлена слежка. 9 января открылось совещание ЦК по вопросам «исправления ошибок на музыкальном фронте». В ходе совещания критике подвергся и Вайнберг.

10 февраля в газете «Правда» было опубликовано постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Мурадели», в котором советские композиторы: Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурян, В. Шебалин обвинялись в «антинародности» и «формализме».

В 1948 году Вайнберг создал всего три опуса:

Симфониетту No.1 ор.41 для симфонического оркестра

Концертино для скрипки и камерного оркестра ор.42

и Концертино для виолончели и камерного оркестра ор. 43

Симфониетта вошла в репертуар симфонических оркестров и исполнялась регулярно, а оба Концертино при жизни композитора исполнены не были. Концертино для виолончели и камерного оркестра как самостоятельное сочинение не включено композитором в список своих сочинений. Его место и опус занимает виолончельный Концерт.

Премьера Концертино для скрипки и камерного оркестра состоялась в 1999 году в Москве на фестивале камерной музыки М. Вайнберга, посвященном 80-летию со дня рождения композитора, в исполнении Валерия Вороны и Московского камерного оркестра Musica Viva (дирижер Федор Глущенко).

Виолончельное Концертино впервые было исполнено в феврале 2017 года в рамках международного форума «Мечислав Вайнберг. Возвращение», который газета «Музыкальное обозрение» проводила с Большим театром России, Государственным институтом искусствознания, Институтом Адама Мицкевича в Варшаве. Первыми исполнителями стали Петр Кондрашин, концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра, и Камерный оркестр Большого театра, дирижер Михаил Цинман.

Первая в России студийная запись была осуществлена в 2018 года Мариной Тарасовой и камерным оркестром Musicа Viva под управлением Александра Рудина.

24 прелюдии для виолончели соло ор.100 были созданы в 1969 году и посвящены М. Ростроповичу. Однако Ростропович это сочинение не исполнил. Премьера состоялась лишь в 1995 году, первым исполнителем стал ученик Ростроповича Иосиф Фейгельсон. В 1996 году в Нью-Йорке он осуществил запись этого сочинения.

Существует также переложение 24 прелюдий ор.100 для скрипки соло, сделанное Гидоном Кремером, одним из ведущих интерпретаторов музыки Вайнберга.

Вайнбергу принадлежит много камерной музыки для инструментов соло: соната для фагота соло ор. 133, 1981, соната для контрабаса соло ор. 108, 1971, соната для альта соло No.1 ор.107 1971 (посвящена Ф. Дружинину), соната для альта соло No.2 ор. 123, 1978 (посвящена Д. Шебалину), соната для альта соло No.3 op. 135, 1982 (посвящена М. Толпыго), соната для альта соло No.4 op.136, 1983 (посвящена М. Толпыго), соната для двух скрипок соло ор. 69, 1959.

На диске Марины Тарасовой представлены 4 сонаты для виолончели соло. Две из них, No. 2 и No.4, посвящены Валентину Берлинскому — виолончелисту Квартета им. Бородина, исполнившего премьеры нескольких струнных квартетов Вайнберга. Соната No.1 посвящена Мстиславу Ростроповичу.

Кроме сонат для виолончели соло, Вайнбергу принадлежат две сонаты для виолончели и фортепиано. Соната No.1 op.21 написана в 1945 году. Ее премьера состоялась в 1962, исполнитель — Даниил Шафран.

Соната No.2 op.63 написана в 1959 году. Первое исполнение состоялось 5 ноября 1961 г. в Малом зале МГК им. Чайковского.

На третьем диске представлена запись Сонаты для контрабаса соло ор.108 (1971). Предположительно Вайнберг сочинил это произведение для контрабасиста Родиона Азархина, который стал редактором первого издания сонаты в 1978 году. Марина Тарасова является автором переложения сонаты для исполнения на виолончели.

Массовому слушателю Вайнберг был известен в основном как автор музыки к кинофильмам и мультфильмам. Среди них фильмы «Укротительница тигров» (1954), «Летят журавли» (1956-57), «Афоня» (1974), вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, мультфильмы «Двенадцать месяцев» (1955), «Каникулы Бонифация» (1964), «Винни-Пух» (1969-72). Герои фильмов, к которым писал музыку М. Вайнберг — будь то персонажи реальные или сказочные, — независимы, мыслят и поступают свободно, не желая вписываться в идеологические и поведенческие стереотипы. Таковы Лев и Медвежонок, герои культовых мультфильмов «Каникулы Бонифация» и «Винни-Пух» – «два абсолютно свободных персонажа в тоталитарном обществе, регламентированном, до каждого сантиметра жизни, идеологией» (А. Устинов).

С 2017 года «Музыкальное обозрение» совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург» выпускает первое в истории Собрание сочинений Вайнберга. В первой серии вышло 13 томов (15 тетрадей), в 2020 готовятся к выходу еще 6 томов. Впервые будут изданы партитуры музыки к кинофильмам «Последний дюйм», «Укротительница тигров», «По тонкому льду», «Мост перейти нельзя», «Шофер поневоле», «Два друга» и музыки к мультфильмам «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация».

На диске Марина Тарасова и Иван Соколов представили Рапсодию «Винни-Пух» для виолончели и фортепиано – это адаптация тем из знаменитого мультфильма с развернутой виолончельной каденцией.

Марина Тарасова – российская виолончелистка, победитель международных конкурсов в Праге, Флоренции, Париже, лауреат (IV премия) VII конкурса им. П.И. Чайковского (1982). С Вайнбергом она познакомилась во время учебы в школе-десятилетке им. Гнесиных в классе А. Федорченко. В 1979 году композитор подарил Тарасовой ноты своих 24 прелюдий для виолончели соло ор.100 с автографом.

В записи дисков принял участие Иван Соколов, пианист, преподаватель по классу камерного ансамбля АМУ при МГК им. П.И. Чайковского и музыкального колледжа им. Гнесиных автор аранжировок, фортепианной и камерной музыки, музыки к спектаклям. Он исполнил партию фортепиано в сонатах для виолончели и фортепиано ор. 21 и ор.63 и рапсодии «Винни Пух».

Арина МИНАЕВА, «МО»