Александр Занорин: «Профессия музыканта становится престижной»

Александр Занорин: «Профессия музыканта становится престижной»

В самом конце минувшего года ректором Саратовской государственной консерватории был избран Александр Занорин, в течение нескольких месяцев до этого исполнявший обязанности руководителя. О том, что ждет консерваторию в новом году и ситуации в современном музыкальном образовании в целом мы поговорили с новым ректором сразу же после новогодних каникул.

– Александр Германович, в каком состоянии вы приняли консерваторию? С какими проблемами пришлось столкнуться прежде всего?

– Что касается общего состояния дел, то консерватория следует тем основным традициям, которые были заложены давно и продолжают развиваться. Мы бережно сохраняем педагогические традиции, и это главное, ведь российское музыкальное образование основано на преемственности. А это значит, что молодые педагоги работают и развиваются, основываясь на опыте своих старших коллег.

Административные проблемы, безусловно, есть, как и у любого учреждения. Что-то приходит в негодность, что-то приходится менять. Это текущие проблемы, которые мы постепенно решаем. К примеру, с ремонтом театрального института нам помог Вячеслав Володин. Благодаря его содействию были выделены необходимые средства. Ремонт уже завершен, и более того, институт оснащен современным музыкальным и световым оборудованием.

Еще в 2011 году консерватории было передано одно из зданий комплекса бывшего училища химзащиты. Очень долгое время из-за отсутствия финансирования оно находилось в законсервированном состоянии. Также благодаря Вячеславу Викторовичу сейчас завершается ремонт этого здания, полным ходом идет подготовка нового общежития. Это прекрасное девятиэтажное здание с двухместными комнатами, где в каждом блоке есть три душевых, четыре туалета и умывальных комнаты, прачечные со стиральными машинами и большая 27-метровая кухня. Внизу общежития планируем сделать целый студенческий клуб: спортзал, комнаты для занятий. К началу учебного года надеемся открыть это общежитие.

В целом консерватория живет в обычном режиме. Конечно, помимо традиций, есть и требования времени, поставившего перед нами новые задачи. Так, сейчас мы уделяем большое внимание проведению просветительских акций, концертов не только в стенах консерватории, но и за ее пределами. Студенты и педагоги выступают в различных учебных заведениях Саратова, в районных центрах области. А педагогам, работающим в музыкальных школах районов, мы будем оказывать методическую помощь.

В мае прошлого года состоялось действительно грандиозное событие – творческий флешмоб, посвященный 80-летию Саратовской области. Наши коллективы – симфонический оркестр, академический хор, коллектив театрального института, оркестр народных инструментов, народный хор и духовой оркестр – в течение двух с половиной часов выступали на проспекте Кирова. Такие проекты дают людям возможность познакомиться с классическим искусством в необычной форме, что очень важно. Ведь классическое искусство воспитывает личность в особом ключе, побуждая думать, анализировать, выстраивать при прослушивании музыки образный ассоциативный ряд. Я думаю, одна из важнейших задач, поставленная перед нами временем – воспитание слушателя, который сможет чувствовать и понимать классическую музыку.

– За тот период, когда вы были исполняющим обязанности ректора, с коллегами-преподавателями сложилось какое-то общее понимание того, над чем необходимо работать в первую очередь и вообще, куда консерватории двигаться дальше?

– Безусловно. Я очень рад, что по ряду вопросов мы нашли полное взаимопонимание. В первую очередь будет усилена профориентационная работа, связанная с подготовкой будущих абитуриентов. В советские времена подобная работа велась в нескольких направлениях. К примеру, педагоги проводили открытые уроки, мастер-классы, конкурсы и концерты в районах области. На таких встречах формировался круг потенциальных абитуриентов из числа выпускников, а на вступительных экзаменах в консерваторию всегда был очень высокий конкурс. Возрождение этой практики – одна из первостепенных задач.

Большое внимание будет уделено и целевому набору. Вы, наверно, знаете, что недавно в области создан филиал Российского духового общества, который возглавил Александр Жигайло – замечательный музыкант, очень открытый и деятельный человек. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что за последние годы количество духовиков, как студентов, так и педагогов в консерватории значительно снизилось, а некоторые инструменты и вовсе не представлены. Стало мало духовых оркестров. Поэтому сейчас мы вводим целевой набор: если видим потенциально яркого, талантливого ученика музыкальной школы где-то в районе, стараемся заинтересовать, стимулировать к поступлению в СПО (ступень среднего профессионального образования) и, если человек выбирает профессию музыканта, готовим по целевому набору к работе именно в нашем регионе. Думаю, это позволит постепенно воссоздать духовую школу в области и реанимировать деятельность духовых оркестров.

– Есть и другая проблема – престижа профессии. Даже если кто-то из детей захочет заниматься музыкой, родители, скорее всего, отговорят – больших денег в этой сфере вряд ли заработаешь, а учиться долго и тяжело…

– Сейчас положение вещей меняется. Но за то время, пока родители считали профессию музыканта нерентабельной, образовался вакуум специалистов. Сейчас даже в Ямало-Ненецком автономном округе и на Дальнем Востоке есть возможность содержать музыкантов – дают квартиру, хороший оклад, а кадров нет. Ту же нехватку кадров ощущаем и мы. Поэтому я особенно благодарен педагогам консерватории – в эти сложные годы они сумели сохранить все самое ценное, что было в нашем образовании, а это и богатый опыт, и научное наследие, которым мы располагаем.

– В последние годы преподаватели учебных заведений всех уровней (и школ, и колледжей, и вузов) жалуются на огромный объем отчетной документации, который приходится заполнять, и на то, что из-за этой отчетности не остается времени и сил на сами занятия и подготовку к ним. Как результат – падает общий уровень образования…

– К сожалению, это невозможно отрицать. Но в последнее время я вижу стремление министерства образования изменить ситуацию, связанную с большим количеством бумаг. В начале года был утвержден новый образовательный стандарт, который предполагает замену всей нормативной образовательной документации. Конечно, стремление министерства в последние годы постоянно совершенствовать образовательный стандарт оказало влияние на учебные заведения, которые, выполняя министерские требования, были вынуждены постоянно менять документацию. Это сказывается на учебном процессе, поскольку основная нагрузка ложится именно на педагога. Я очень рад тому, что новый министр образования со своей командой делают все, чтобы максимально оптимизировать эту деятельность и позволить преподавателям направить силы все-таки на занятия.

Я сам творческий человек, музыкант, в консерватории преподаю с 2000 года, и, естественно, понимаю, что основа вузовской педагогики в обобщении личного исполнительского опыта и умении, исходя из этого опыта, увидеть уровень студента, направить его в нужное русло. Эта традиция у нас существует: достаточно вспомнить замечательного педагога Анатолия Дмитриевича Селянина – человека, который имел колоссальный опыт, в том числе и педагогический. Ведь музыкант должен быть не только исполнителем. Он должен ориентироваться в разных видах искусства, быть человеком широко образованным. Недаром музыкальное образование существует в традиции.

Понимаете, когда уже есть сложившаяся система, потом приходит новый стандарт, а за ним – второй, третий, для вуза это достаточно сложно. Едва набрав обороты, старую систему приходится останавливать, запускать новую, пересматривать учебный план и программы. Поэтому я приветствую курс министерства образования, направленный на оптимизацию и утверждение единого неизменного стандарта, который будет отражать современные требования и, вместе с тем, сохранит наработанное годами.

– Вы затронули интересную тему – образование нового времени. Благодаря новым технологиям сегодняшнее обучение несравнимо даже с тем, что было десять лет назад, не говоря уже о советском времени. Это и неисчерпаемый поток информации, и новые технические средства обучения. Саратовская консерватория чувствует на себе новую информационную эпоху?

– Мы идем в ногу со временем! По крайней мере, пытаемся. К примеру, скоро в консерватории появится Wi-Fi. Ведь современный стандарт предполагает активное использование студентами нескольких источников информации и электронной библиотечной системы (ЭБС), а наша задача – создать ту образовательную среду, благодаря которой реализация этих задач станет возможной. Я надеюсь, что очень скоро наши студенты смогут, находясь в фойе или в буфете, не теряя времени, изучать, к примеру, материал по истории музыки или пользоваться фонотекой.

Кроме того, мы начинаем лицензировать новые специальности. Среди них, например, «Эстрадное искусство». Сегодня это востребовано, и очень важно, чтобы в эстрадной сфере и в джазе были высокопрофессиональные музыканты. А учитывая, что в нашем колледже искусств есть эстрадное отделение с очень хорошими, сильными традициями, думаю, многие выпускники будут оставаться здесь, чтобы получить высшее образование.

– Вы говорите о том, что наше музыкальное образование сильно традициями. Есть ли преемственность среди педагогов консерватории? Насколько выпускники заинтересованы в том, чтобы оставаться преподавать здесь?

– Да, у нас есть выпускники, обладающие нужными качествами и готовые работать. В консерватории немало молодых педагогов, таких, как Александр Даниленко на кафедре духовых инструментов, которые готовы достойно продолжать дело предыдущих поколений педагогов. То есть кадровый потенциал есть.

– И последний вопрос. Вы говорили об уличных выступлениях коллективов, о проектах, призванных популяризировать классическую музыку. В Большом и Малом залах консерватории всегда идет насыщенная концертная жизнь. Будут ли в наступившем году какие-то особенно интересные проекты?

– Их будет очень много. Уже в первом полугодии откроем фестиваль, посвященный 105-летию консерватории. В нем примут участие известные творческие коллективы Саратова – такие, как Энгельсский муниципальный оркестр (худрук Михаил Мясников), набирающий обороты джазовый оркестр «Bright Light», архиерейский хор и студенческие коллективы консерватории. В рамках фестиваля запланировали интересные проекты. Один из них – «Музыкальные инсталляции из прошлого и настоящего: pro et contra» – мы планируем запустить в мае. Формат проекта предполагает свободную форму, когда в позднее время слушатели смогут ходить в фойе Большого зала, смотреть экспонаты или читать книги, а в этот момент будет исполняться классическая музыка.

В ушедшем году провели фестиваль, посвященный 110-летию Дмитрия Шостаковича, в этом году планируем фестиваль, посвященный творчеству Игоря Стравинского. Подобные монографические фестивали будем продолжать и развивать. Помимо этого, планируем создать абонемент «Саратовская консерватория приглашает», в рамках которого будут выступать выпускники и друзья консерватории из других регионов.

С периодичностью раз в месяц планируются мастер-классы. Недавно у нас состоялся мастер-класс выдающегося дирижёра Юрия Симонова. Мы хотим, чтобы такие мастер-классы проводились не только с симфоническим оркестром, но и с остальными студенческими коллективами. Ведь для творческой молодёжи очень важна среда, в которой есть условия для формирования и развития.

Консерватория становится не только образовательным, но и просветительским центром. Мы открываем свои двери для каждого: открываются специальные студии, где человек любого возраста, не умеющий играть на музыкальных инструментах, может этому научиться. Разумеется, не на профессиональном уровне, а «для себя». Во многих студиях взрослые могут заниматься вместе с детьми. Мы готовы открыть свои двери для всех.

Дмитрий МАРКИН

Источник публикации Репортер 64, Саратов