Александр Рудин и руководимый им РНО в «Зарядье»: Черепнин, Мясковский, Стравинский, Лядов (28 января 2023)

Александр Рудин и руководимый им РНО в «Зарядье»: Черепнин, Мясковский, Стравинский, Лядов (28 января 2023)
Фото: zaryadyehall.ru

28 января 2023 в Зале Зарядье – концерт Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина. В программе – Черепнин, Мясковский, Стравинский, Лядов. Это не первое дирижерское выступление Рудина с РНО и в то же время первое в качестве художественного руководителя и главного дирижера: в октябре 2022 А. Рудин сменил в этой должности М. Плетнева, который, в свою очередь, создал в Европе новый Rachmaninoff International Orchestra.

Концептуально выбранные – в программу концерта 28 января  – сочинения выстраиваются в симметричную временную арку от опуса, созданного в самом конце XIX столетия и ярко отражающего связь с русской музыкальной традицией классического периода (Черепнин) к «военной» музыке середины XX столетия, отразившей мироощущение авторов, живших в разных странах – Мясковского и Стравинского. Окончание же программы возвращает слушателя в начало XX века  – к национальным корням и народному творчеству, ставшим одним из источников вдохновения для Чайковского, Рахманинова, композиторов «Могучей кучки» и их последователей.

В первом отделении прозвучит «Принцесса Греза» Николая Черепнина – участника объединения «Мир искусства», первого композитора, к которому обратился знаменитый антрепренер Сергей Дягилев, начиная проект «Русские сезоны». Оркестровая прелюдия «Принцесса Греза» относится к ранним произведениям автора (1896). Созданная во время учебы в консерватории, она, по оценке самого Черепнина, стала первой партитурой «серьезно задуманной и детально разработанной, вполне исправной и не лишенной в пределах задания, известной силы и колорита».

Также в первом отделении, в исполнении Александра Рудина – Концерт для виолончели (1944) Николая Мясковского, одна из «жемчужин» виолончельного репертуара. По контрасту с ученической прелюдией Черепнина Концерт относится к зрелым опусам Мясковского, близок – стилистически и сущностно – к его масштабным драматическим симфониям. Осуществленная А. Рудиным запись Концерта получила ряд престижных международных наград, а его трактовка была признана музыкальными критиками разных стран эталонной.

Второе отделение откроет «Симфония в трех движениях» (1942-45) Игоря Стравинского, не программная, но, по словам автора, «возможно, что впечатления нашей тяжелой жизни с ее стремительно меняющимися событиями, с ее отчаянием и надеждой, с ее беспрерывными мучениями, крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии».

Завершат концерт «Восемь русских народных песен» Анатолия Лядова. Под таким названием в 1906 появился цикл симфонических миниатюр, в том числе самые знаменитые: «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро». В своих миниатюрах Лядов использовал подлинные народные напевы – эпические, лирические, плясовые, обрядовые, выступив тем самым последователем и продолжателем традиций композиторов «Могучей кучки».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм