Витольд Лютославский – 110 лет со дня рождения

Витольд Лютославский – 110 лет со дня рождения
Фото: Czesław Czapliński

25 января 2023 – 110 лет со дня рождения польского композитора и дирижера Витольда Лютославского (1913-1994), одного из крупнейших музыкантов ХХ века.

«Настало время возвращения Лютославского в пантеон наших великих композиторов», – сказал о нем сэр Саймон Рэттл.

«Я не знала столь изысканных и поэтических оттенков до тех пор, пока не погрузилась в его прекрасный музыкальный космос» – это слова скрипачки Анне-Софи Муттер.

«Лютославский, несомненно, один из наиболее значимых голосов в музыке ХХ столетия» (дирижер Эса-Пекка Салонен).

 «Восхитительная красота звукового мира, богатый гармонический язык, экспрессивная мелодическая линия, ясные формы…» – так характеризовал музыку Лютославского Стивен Стаки, американский композитор и музыковед, автор обширной монографии “Lutosławski and his music”, изданной в 1981.

Витольд Лютославский родился в дворянской семье. Его отец, политический деятель Юзеф Лютославский (1881-1918), в 1915 вместе женой и тремя сыновьями (младшему Витольду было два года) переехал в Россию: в Рязань, затем в Москву. В апреле 1918 по подозрению в антисоветской деятельности Юзеф был арестован, четыре месяца содержался в Бутырской тюрьме и 5 сентября 1918 расстрелян в ходе «Красного террора», последовавшего в ответ на покушение на Ленина. Незадолго до этого его жена с детьми вернулась в Польшу.

Будущий композитор с шести лет учился играть на фортепиано, с восьми лет сочинял музыку, позже занимался на скрипке. В 1932 поступил в Варшавскую консерваторию, где учился у известного российского и польского композитора профессора Витольда Малишевского (1873-1939), ученика Римского-Корсакова и основателя Одесской консерватории (1913). Окончил консерваторию в 1937.

Во время Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен, но сумел бежать по пути в концлагерь. Подрабатывал в варшавских кафе вместе с Анджеем Пануфником, собирая средства для артистов, скрывающихся от нацизма (в том числе для Владислава Шпильмана). После получения премии ЮНЕСКО (1959) и исполнения Струнного квартета в Стокгольме (1965) к композитору пришло международное признание.

Лютославский – автор 4 симфоний, Концерта для оркестра, Симфонических вариаций, Фортепианного и Виолончельного концертов, Двойного концерта для гобоя, арфы и камерного оркестра, Танцевальных прелюдий для кларнета и камерного оркестра, камерно-инструментальных опусов, вокальных и хоровых сочинений… Его произведения исполняли Мстислав Ростропович, Питер Пирс, Хайнц Холлигер, Дитрих Фишер-Дискау, Анне-Софи Муттер, Дон Апшоу, Георг Шолти, Эса-Пекка Салонен, Антоний Вит, Кристиан Цимерман, Роман Ревакович и многие другие выдающиеся солисты и дирижеры, а также оркестры, ансамбли.

Заслуги композитора получили признание на родине и в мире. Лютославский – лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе – 1967), премии Эрнста Сименса (1983), премии Киото (1993), награжден золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), командор французского Ордена искусств и литературы (1982), польского Ордена Белого орла (1994), почетный доктор многих университетов, включая Кембриджский.

Памяти Лютославского посвятили сочинения Магнус Линдберг (концерт «Аура» для оркестра, 1994), Тору Такэмицу («Пути» для трубы, 1994), Кшиштоф Мейер («Прощальная музыка» для оркестра, 1997), Фарадж Караев (“Épitaphe à Witold Lutosławski” для басовой флейты, контрабаса и струнного квартета, 2013).

С 1990 в Варшаве проходит Международный конкурс композиторов имени Витольда Лютославского, организованный Национальной филармонией. С 1997 – Международный конкурс виолончелистов, который носит имя композитора.

В Польше 2013 год был объявлен годом Витольда Лютославского.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

Публикуем вновь (с сокращениями) статью о Лютославском российского музыковеда-полониста Ирины Никольской, вышедшую в «МО» к 100-летию со дня рождения композитора (2013, № 2).

 

Век Лютославского

Жизнь композитора, родившегося незадолго до Первой мировой войны, проходила на фоне многочисленных драматических историко-политических событий. Это и революция 1917 в России, в перипетиях которой погиб отец композитора, и польско-советская война 1920; Вторая мировая, близко затронувшая Лютославского, проведшего годы немецкой оккупации в Варшаве. Наконец, это годы «Солидарности» и военного положения 1981–1983 – и все это, на первый взгляд, не нашло отражения в творчестве мастера. Психика композитора, словно полностью сосредоточилась в мире его звукового воображения. То же самое происходит и в музыкальном мире классиков – Гайдна или Моцарта, где мы не найдем отображения внешних событий жизни. Лишь, пожалуй, в своей великолепной Третьей симфонии (1981–1983), которая сочинялась с 70-х годов, уничтожалась и начиналась писаться заново, композитор словно «прорвал» плотину своей обычной сдержанности. В драматических и трагических кульминациях симфонии, в сокровенно-интимных откровениях, которые как в калейдоскопе «окрашиваются» то оттенками траурности, то скерцозности, то пронзительного лиризма, слушатели усмотрели нечто общее с психологической атмосферой в стране после восстания «Солидарности» и военного положения. Но это, конечно, не более чем предположения и вольные ассоциации.

Вообще-то весь музыкальный космос Лютославского наполнен скрытыми откровениями – будь то «Сотканные слова» для тенора и камерного оркестра (1965), “Les espaces du sommeil”  («Пространства сна») для баритона с оркестром (1975), Партита для скрипки с оркестром (1988), Концерт для фортепиано с оркестром (1988) или Четвертая симфония (1988–1992). Степень эмоциональной утонченности музыки художника может быть сравнима с наследием Шопена: ни одному польскому композитору не удалось в такой мере приблизиться к пронзительной интимности, сокровенности и чистоте, можно сказать идеальности музыкального высказывания.

Лютославский – типичный варшавянин, он провел в польской столице большую часть жизни. Хотя много гастролировал по всему миру и еще тесно был связан с Норвегией, где поселился его пасынок, сын его жены Марии Дануты (в девичестве Дыгат, сестры известнейшего польского писателя и киносценариста Станислава Дыгата).

Познакомились они во время немецкой оккупации. Станислав, большой приятель Витольда и Анджея Пануфника привел ее на концерт дуэта пианистов в кафе «Искусство и Мода». Кажется, это была любовь с первого взгляда. До войны Данута училась на архитектора, но оставила учебу в связи с рождением ребенка. Она была женой архитектора Богуславского (кстати, автора здания Польского посольства в Москве на улице Климашкина). Во время знакомства с Лютославским муж находился в немецком плену. Данута писала ему письма и посылала посылки до самого конца войны, но в реальности стала женой Лютославского.

Данута всю жизнь перекладывала партитуры Витольда на оркестровые голоса. Причем, когда Лютославский заканчивал писать партитуру, голоса были готовы. Качество работы Дануты было очень высоким, и издательства обычно печатали эти голоса по факсимиле.

Жена Лютославского всюду его сопровождала. Они были неразлучны. Свои архитектурные навыки Данута применила в перестройке их виллы на улице Śmiała в Варшаве на Жолибоже, создав там для композитора идеальный кабинет.  После смерти Витольда она не хотела жить и сразу же после передачи архива Лютославского в Фонд Пауля Захера в Базеле, умерла (буквально через пару месяцев). Похоронена Данута в одной могиле с композитором.

Пасынок, архитектор Мартин Богуславский, которого Витольд воспитывал с шести лет, эмигрировал из Польши в Норвегию сразу после окончания института. Со временем Витольд купил дом в Осло, чтобы быть поближе к родным, а также приобрел в лесах Норвегии небольшую летнюю дачу, где жил в летние месяцы, спасаясь от варшавской жары.

«Поверить алгеброй гармонию…»

В детстве Лютославский учился в школе с математическим уклоном и какое-то время думал, что станет математиком и даже один год проучился на математическом факультете Варшавского университета. Но увлеченность музыкой победила. Музыкой Лютославский занимался с детства с частными педагогами; несколько лет с удовольствием играл на скрипке. И наконец, стал брать уроки композиции у профессора Витольда Малишевского, большей частью бесплатно – не было денег платить за занятия. Именно Малишевский разглядел дарование будущего композитора и предложил поступать в консерваторию к нему в класс. А параллельно окончить курс фортепиано. Так что Лютославский не заканчивал ни музыкальной школы, ни училища, а сразу поступил в консерваторию на оба факультета, причем программу по фортепиано для вступительных экзаменов готовил совершенно самостоятельно. В качестве дипломной работы по композиции он написал фугу для оркестра и два фрагмента Реквиема, один из которых «Лакримоза» исполняется до сих пор и записан на дисках полного собрания сочинений художника (комплект из 8 CD выпущен к 100-летию композитора).

После окончания консерватории Лютославский дебютировал с «Симфоническими вариациями» (1938) – они исполняются до сих пор (в Год Лютославского их исполнит Владимир Ашкенази) – и собирался на стажировку в Париж к Наде Буланже. Помешала война, начавшаяся 1 сентября 1939. Лютославский воевал на фронте связистом, попал в немецкий плен, бежал и осел в Варшаве. На жизнь он зарабатывал игрой в фортепианном дуэте с известным композитором Анджеем Пануфником (в 1950-е тот эмигрировал в Англию, где стал преуспевающим музыкантом). Именно тогда, в 1941, были написаны «Вариации на тему Паганини», ставшие впоследствии бестселлером для всех фортепианных дуэтов мира.

В послевоенные 1940 – 1950-е годы творчество Лютославского развивается по двум направлениям. С одной стороны, идут активные поиски в сфере звуковысотной организации: композитор испытывает возможности искусственных звукорядов (неоклассическая Первая симфония, 1941–1947, Увертюра для струнных, 1949, позже пробует создать собственную систему 12-звуковой гармонии – «Пять песен» на слова Казимеры Иллакович, 1957, «Апогей» из «Траурной музыки», 1958). С другой – сочиняет пьесы для педагогического репертуара, основанные на польском фольклоре («Буколики» для фортепиано, 1952, «Народные мелодии для фортепиано, 1945, детские песни), а также несложные оркестровые пьесы с использованием фольклора, рассчитанные на исполнение самодеятельными ансамблями   («Малая сюита» для камерного оркестра, 1950, «Силезский триптих» для сопрано и оркестра, 1951 и др.). Итогом 1950-х стало крупное сочинение – Концерт для оркестра, 1950–1954. Он и поныне является самым популярным произведением из наследия Лютославского, хотя сам композитор считает его компромиссным. Ибо его в те годы, как говорилось, более всего интересовала выработка собственного музыкального языка, а свои сочинения на базе фольклора он считал маргинальными. Однако, Концерт для оркестра – полнокровное и серьезное произведение.

Витольд Лютославский: «Концерт отличается от моих “фольклорных” произведений <…> фольклорный материал здесь трактован как своего рода «сырье», из которого создается крупная конструкция барочного типа, содержащая некоторые жанры той эпохи – Интраду, Пассакалию, Токкату, Каприччио. В сочетании с фольклором эти формы породили довольно-таки новые и свежие музыкальные образы».

Рубеж 1950–1960-х и все 1960-е проходят под знаком новой композиционной техники Лютославского, который при опоре на творчество Джона Кейджа, создал так называемую «ограниченную алеаторику» или «алеаторический контрапункт». Одновременно Лютославский вводит в свой обиход также новую и оригинальную двухчастную форму, когда сочинение, независимо от количества частей, делится на вступительную и главную части. Вступительная часть – приготовление, интродукция; в главной наступают музыкальные события, приводящие к мощной кульминации. Подготовка этой кульминации в алеаторической технике Лютославского означает постепенное сокращение алеаторических секций, выполненных вне общего метро-ритма и приведение их к общему ритмическому порядку. На пике кульминации этот порядок рушится и звучание погружается в хаос (tutti ad libitum). На слушателя эффект этот производит неизгладимое остродраматическое впечатление. Описанный драматургический прием задействован во Второй симфонии (1967), «Книге для оркестра» (1968), Виолончельном концерте (1969–70), Прелюдиях и фуге (1972), “Mi parti” для оркестра (1976) и других.

Несколько слов, объясняющих функционирование «алеаторического контрапункта». Эпизоды сочинений, исполняемые в строгом ритме (a battuta, то есть» под палочку дирижера»), чередуются с эпизодами, в исполнении которых дирижер не участвует – он лишь указывает момент начала эпизода, после чего каждый музыкант играет свою партию в свободном ритме до следующего знака дирижера. При этом эпизоды ad libitum часто ассоциируются со статикой, рождая образы оцепенения, разрушения или хаоса, а эпизоды a battuta – с активным поступательным развитием. В эти же годы Лютославский пишет значительные вокально-инструментальные опусы на стихи французских поэтов сюрреалистического содержания. Это «Три стихотворение Анри Мишо», рассчитанные на двух дирижеров – оркестра и хора (1963), «Сотканные слова» для тенора и камерного оркестра (1965) на слова Жана-Франсуа Шабрэна, «Пространства сна» для баритона с оркестром (1975) на стихи Робера Десноса. Тексты Лютославского, посвященные технике композиции, а также работе композитора со словом, опубликованы в «Беседах Ирины Никольской с Витольдом Лютославским (1986–1992)», М., 1995, в материалах: «О ритмике и звуковысотной организации в технике композиции с применением ограниченного действия элемента случайности» и «Лекция о вокально-инструментальных произведениях».

В 1980-х поиски Лютославского опять идут в двух направлениях. В эти годы возникают самые выдающиеся произведения польского мастера. Одно направление – это принципиальная опора на классические и романтические традиции:  Третья симфония (1972–1983), Четвертая симфония (1990–1992), Концерт для фортепиано с оркестром, написанный для Кристиана Цимермана (1988) Партита для скрипки и фортепиано (1984, оркестровая версия 1988 – все скрипичные опусы писались для Анны-Софи Муттер) и др. Второе направление – экспериментальное, основанное на сочетании по горизонтали независимых мелодических линий почти равного значения. Кроме того, начало и окончание этих линий не совпадает. Это, прежде всего, композиции „Chain I, II, III” («Цепь»), соответственно 1983 (для 14 инструменталистов), 1985 («Диалоги для скрипки с оркестром), 1986 (для оркестра).

 Лютославский сегодня

За 20 лет, что прошли со смерти Лютославского, значительно возросло число трудов, посвященных его творчеству. В Польше самое фундаментальное исследование (двухтомник) создан Данутой Гвиздалянкой в соавторстве с Кшиштофом Мейером (Краков, Польское Музыкальное издательство, 2004). На сегодняшний день это самое подробное и документально оснащенное исследование о Лютославском. Не перечисляя всех многочисленных работ, отметим также документальные труды Збигнева Сковрона, созданных на основе базельского архива Пауля Захера (O muzyce. Pisma i wypowiedzi. Gdańsk, 2011; Zapiski, Warszawa, 2008). Стоит упомянуть монографии Тадеуша Качиньского (1994), Ядвиги Пайи-Стах (1996). Особое значение имеют сборники исследований под редакцией Збигнева Сковрона (польская и английская версия): Estetika i styl twórczości Witolda Lutosławskiego. Kraków, 2000; Lutosławski Studies. Oxford. University Press, 2001, содержащие в себе новейшие подходы к творчеству автора Третьей симфонии.

Из зарубежных выделяются книги англичанина Чарльза Бодмана Рэя (Rae Charles Bodman. The Music of Lutosławski. Faber and Faber, London&Boston, 1994), американца Стивена Стаки (Stucky Steven. Lutosławski and his Music. Cambridge, 1981), немки Мартины Хоммы (Homma Martina. Zwőlfton-Harmonik – Formbil dung – „aleatorischer Kontrapunkt”. Studien zum Gesamt werkunter Einbeziehung der Skizzen. Bela Verlag. Kőln, 1996). Из последних публикаций – путеводитель по творчеству Лютославского Барбары Смоленьской-Зелиньской и Тадеуша А. Зелиньского (Варшава, 2011) и только что вышедшая книга Анджея Хлопецкого (Chłopecki Andrzej. PostSłowie. Warszawa, 2012), изданная Обществом имени В. Лютославского.

Много лет подряд Лютославский издавался в Польском музыкальном издательстве (Polskie Wydawnictwo Muzyczne, PWM) и в Лондоне, в Chester Music. В последние годы право публикации имеет Chester. Наследие Лютославского (рукописи партитур, наброски, эскизы, письма и т.д.) переданы в Фонд музыкальных рукописей Пауля Захера в Базеле (Швейцария). Наследники Лютославского – семья Мартина Богуславского, его пасынка.

Свою скромную лепту в лютославскиану внесла и Россия. В 1976 в издательстве «Музыка» незадолго до гастрольной поездки Лютославского в Москву и Ленинград вышла монография Лидии Раппопорт «Витольд Лютославский» с освещением его творчества от ранних сочинений до 1975. Параллельно в периодических изданиях и сборниках появляются статьи Веры Вальковой, Ирины Никольской, Юлии Шалтупер. Еще раньше, в 1972, композитор посетил Москву по личному приглашению Мстислава Ростроповича в связи с московской премьерой Виолончельного концерта – дирижировал Геннадий Рождественский, солировал Ростропович. Концерт имел феноменальный успех и немало поспособствовал успеху гастролей в ноябре – декабре 1978, где Виолончельный концерт в Москве и Ленинграде играла Наталия Гутман.

В Ленинграде и Петербурге продолжали и продолжают играть Лютославского. Так, Вариации на тему Паганини в 1963–2013 исполнялись 18 раз (17 в версии для фортепианного дуэта и однажды, в 2003, в исполнении Н. Петрова и ЗКР под управлением М. Янсонса). Концерт для оркестра – 7 раз. «Траурная музыка памяти Б. Бартока» – 6 раз. Четвертая симфония, Концерт для гобоя, арфы и камерного оркестра – 3 раза. «Книга для оркестра», Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром – по 2 раза. Исполнялись Первая, Вторая и Третья симфонии, другие оркестровые произведения, Квартет, камерные инструментальные и вокальные сочинения – всего более 30 опусов. Среди исполнителей: оба оркестра Санкт-Петербургской филармонии, симфонический оркестр Литвы, оркестры Силезской и Лодзинской филармоний, Оркестр старинной и современной музыки, Ленинградский камерный оркестр, Квартет им. Танеева, дирижеры Э. Серов, Р. Мартынов, В. Альтшулер, Ф. Глущенко, Ю. Домаркас, Ю. Фалик; солисты Н. Гутман, И. Монигетти, Б. Пергаменщиков, М. О’Рурк; дирижеры и солисты из Польши.

Еще раз композитор посетил Москву в 1981, приехав на Международный музыкальный фестиваль, где исполнялся его Двойной концерт для гобоя, арфы и камерного оркестра (солисты супруги из Германии Хайнц и Урзула Холлигер). Но уже в начале 1980-х отношение к Лютославскому со стороны Министерства культуры СССР во главе с министром культуры Демичевым было настороженным: влияла симпатия композитора к антисоциалистическому профсоюзному движению «Солидарность». И вскоре после участия автора Третьей симфонии в Конгрессе культуры в декабре 1981 его в нашей стране объявили персоной non grata. И эта ситуация сохранялась вплоть до падения коммунистического режима.

«…Горячее желание близости с другими людьми через искусство присутствует во мне постоянно. Но я не ставлю перед собой цели завоевать как можно большее число слушателей и сторонников. Я не хочу покорять, но хочу находить своих слушателей, находить тех, кто чувствует так же, как я. Как можно достичь этой цели? Думаю, только через максимальную художническую честность, искренность выражения на всех уровнях – от технической детали до самой потаенной, интимной глубины».

Лютославский и «Музыкальное обозрение»

В 1994, сразу после смерти композитора, Министерство культуры и искусства Польши и Посольство Польши (советник по культуре, полномочный министр Эугениуш Мельцарек) объявили конкурс на издание книги «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания» на основе бесед, которые И. Никольская вела с композитором с 1986 по 1992. Сумма контракта составляла $ 5000. «МО» выиграло этот конкурс еще и потому, что было единственным участником, включившим в смету расходов гонорар автору.

Работа в редакции над книгой длилась около года, вышла она в 1995 и открыла Библиотеку «Музыкального обозрения». 29 октября 1995 в Концертном зале им. П.И. Чайковского прошел концерт-презентация этой книги: впервые в истории отечественной (да и не только отечественной) музыки. На концерте присутствовали пасынок Лютославского архитектор Мартин Богуславский и его супруга княгиня Габриэла Замойская.

В концерте участвовал Государственный симфонический оркестр России (дирижер Владимир Понькин). Солировали Наталья Гутман (Виолончельный концерт); Виктор Ямпольский (Фортепианный концерт); 20-летний Денис Мацуев (Вариации на тему Паганини, версия для фортепиано с оркестром) — это был первый выход Мацуева на филармоническую сцену. Исполнялась Четвертая симфония, одно из последних сочинений композитора. Информацию об этом концерте и о выходе книги разместило большинство московских газет, откликнулись телевидение (НТВ) и радио.

Книга издана также на английском (Стокгольм) и польском (Краков) языках.

***

P.S. Предлагаем также снова взглянуть на фотографии Владимира Григоровича (1922-1995), нашего коллеги, принимавшего деятельное дружеское участие в становлении «Музыкального обозрения», создавшего уникальную фотолетопись музыкальной культуры второй половины ХХ века. Среди замечательных работ В. Григоровича есть и фотография В. Лютославского.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм