4 мая исполнилось 80 лет со дня рождения Манашира Абрамовича Якубова

4 мая исполнилось 80 лет со дня рождения  Манашира Абрамовича Якубова

Манашир Якубов — выдающийся ученый, один из самых авторитетных российских музыковедов, автор более 1000 публикаций в разных областях музыкознания. В сферу его интересов входили теория форм, мелодика, фольклор и народные инструменты, этномузыкология, археология, источниковедение, текстология, редакторская и критическая деятельность. Множество работ было посвящено русским композиторам XIX – XX веков: П. Чайковскому, Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову, Прокофьеву, Б. Чайковскому, современникам — Губайдулиной, Шнитке, Щедрину.

Особая страница в жизни и деятельности М. Якубова — дружба с Д.Д. Шостаковичем и изучение его творчества. В 1962 Шостакович, рекомендуя молодого выпускника Московской консерватории (Якубов окончил ее в классе профессора Л.А. Мазеля) к поступлению в аспирантуру, характеризовал его как «отличного музыканта, серьезно и вдумчиво относящегося к своему труду человека… Из него может выработаться квалифицированный музыкант-ученый, работа которого окажется полезной не только в масштабах Дагестанской республики, но и всего советского музыкознания».

Слова эти оказались пророческими. Приступая к работе над наследием Д.Д. Шостаковича, Якубов загорелся идеей Полного собрания сочинений и разработал концепцию, которая включала 150 томов. Новое собрание сочинений начало выходить в 2000.

И.А. Шостакович: «Я работала с Манаширом Абрамовичем, начиная с 1976 – 1977. Он был первым, кто предложил разобрать оставшиеся после Д.Д. бумаги, систематизировать архив, описать библиотеку. Сделал очень много. Когда возникло издательство, то в 1993 он стал его главным редактором, а в 1996 избран президентом “Общества Дмитрия Шостаковича”. Именно он заложил основы самого издания, подготовил проспект, был автором большинства статей в выпущенных томах Собрания сочинений. Другого столь осведомленного человека с такими богатыми знаниями найти трудно. Я очень ценила его любовь к Дмитрию Дмитриевичу и его музыке».

Благодаря Якубову музыкальный мир впервые узнал о многих композиторах Северного Кавказа: С. Агабабове, Г. Гасанове, М. Кажлаеве, Ш. Чалаеве, Н. Дагирове, С. Керимове, К. Шамасове, Ж. Плиевой. Начав свою деятельность с работ, посвященных творчеству дагестанских композиторов, Якубов по сути создал научную традицию изучения национальной культуры, которой свойственны и высокое просветительство, и музыковедческий профессионализм. Понимание того обстоятельства, что «наше искусствоведение скорее можно упрекнуть в недооценке исторических заслуг целого поколения мастеров дагестанской культуры: театра, живописи, скульптуры, графики».

Руководство Дагестана высоко оценило заслуги Якубова: он стал заслуженным деятелем искусств и дважды лауреатом Государственной премии им. Г. Цадасы.

Нар. арт. СССР Мурад Кажлаев, о котором музыковед написал объемную монографию, особо отметил, что Якубов «был отцом дагестанского музыковедения. Первые серьезные статьи о музыке, об истории музыкальной жизни Дагестана принадлежат Манаширу Абрамовичу. Союз композиторов Дагестана рос на его глазах. Я до сих пор хочу снять трубку телефона и позвонить Манаширу…».

М.А. Якубов был яркой, многогранной личностью. Он сочинял музыку и стихи, в последние годы стал профессионально писать о живописи.

Его книги, статьи, вступительные очерки в нотных публикациях переводились на многие языки мира и издавались в Англии, Италии, Японии, Германии, США, Швеции, Швейцарии, Израиле, Польше, Финляндии. Он был почетным членом ряда зарубежных музыковедческих обществ (Япония, Англия).

М.А. Якубов скончался в Москве 5 февраля 2012 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.