Моцарт эстонской музыки

26 февраля 2016 скончался выдающийся эстонский дирижер, народный артист СССР Эри Клас
Моцарт эстонской музыки

Эри Клас — музыкальная совесть Эстонии, один из самых уважаемых в своей стране людей. В России последних десятилетий Эри Клас — наряду с Арво Пяртом — был символом современной эстонской музыкальной культуры. Будучи одним из самых известных и востребованных эстонских музыкантов, он жил по принципу «в гостях хорошо, а дома лучше» и всегда стремился больше работать на родине.

Открытый, доброжелательный, с прекрасным чувством юмора, Эри Клас избегал излишней серьезности и строгости в работе и общении. Себя полушутя называл выходцем из «легкой музыки». Был чемпионом Эстонии по боксу среди юношей. Занимаясь серьезной академической музыкой, одновременно играл и пел в джазовом квартете (остались записи — к примеру, совместные с азербайджанским квартетом «Гайя»). Вероятно, его стиль «жить с удовольствием», излучать радость был во многом сформирован именно джазом. Мобильность и потрясающая работоспособность были корневыми свойствами его натуры.

В том, что его карьера складывалась столь ровно и удачно, возможно, играла роль его творческая всеядность, своеобразный художественный универсализм:с равным интересом он играл музыку самых разных эпох и жанров, ставил оперы, балеты, мюзиклы, исполнял сложнейшие современные опусы. Своим «рождением» Класу обязаны многие эстонские композиторы во главе с Пяртом. Он дирижировал мировыми премьерами «Пер Гюнта» и Первого виолончельного концерта Шнитке. В молодости успел поработать в кино на «Таллиннфильме» (озвучивание в составе вокального джаз-квартета кинокомедии «Озорные повороты», 1959; эпизодическая роль в фильме по сценарию Ф. Кнорре и Ю. Ярвета «Случайная встреча», 1961), а в дальнейшем участвовал в создании сценариев комедийного художественного фильма «Украли старого Тоомаса» и короткометражного «Ключик» (оба — 1970). В 2006 в издательстве «Композитор» в русском переводе Ильи Сунделевича вышла его книга «Дирижер. Лицом к залу».

Жизнь в музыке

Эри Клас появился на свет 7 июня 1939 в Таллинне в традиционной еврейской семье, говорящей на идиш. Мать — пианистка Анна Гуревич (1912–1999), дочь кантора синагоги, а также школьного учителя пения и хормейстера — закончила Таллиннскую консерваторию и поступила в Берлинскую высшую школу музыки, но в 1933 после прихода нацистов к власти была вынуждена вернуться в Эстонию. В Таллинне Анна вышла замуж за потомственного виолончелиста Эдуарда Класа, выпускника Пражской высшей технической школы. Эри стал их единственным ребенком. С началом войны мать с двухгодовалым Эри эвакуировались на Урал, а отец остался опекать своих престарелых родителей. Трагический финал был предсказуем: после прихода немцев отец, дед и бабушка Класа были арестованы, а затем расстреляны…

Тем временем в Ярославле был сформирован «Эстонский ансамбль» под руководством хормейстера и будущего консерваторского учителя Класа Густава Эрнесакса, куда собрали около 300 эвакуированных по всей стране эстонских артистов и музыкантов — там оказались практически все композиторы республики во главе с Эугеном Каппом и Борисом Кырвером, певец Георг Отс, балерина Аста Саар (ставшая вскоре женой Отса), актер Юрии Ярвет и… Анна Клас с ребенком. Здесь она встретилась со своим однокашником Бруно Лукком, и возник знаменитый фортепианный дуэт Клас — Лукк.

В столь блестящем окружении мальчик получил неизбежную «музыкальную прививку» и очень рано стал играть. «Изначально я учился на скрипке, в дирижирование меня направил Давид Ойстрах, близкий друг нашей семьи. Каждое лето мы отдыхали в Пярну на соседних дачах, и я с детства общался с Ойстрахом, которого наряду с матерью считаю одним из главных учителей», — вспоминал Клас.

Он окончил музыкальную школу по классу скрипки, Таллиннское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование» (1959) и Эстонскую консерваторию в классе профессора Г. Эрнесакса (1964). Учился оперно-симфоническому дирижированию в Ленинградской консерватории у Николая Рабиновича (1964–1967), стажировался в Большом театре под руководством Бориса Хайкина (1969–1971), всеми фибрами впитывая достижения «золотой эры» советского искусства.

В 1968, после «Пражской весны», его направили на конкурс дирижеров в Братиславу. Клас выиграл этот конкурс и получил первые зарубежные ангажементы в Восточной Европе.

В 1965 Эри Клас стал дирижером, с 1975 по 1994 был главным дирижером и художественным руководителем Национального театра «Эстония», с 1994 — почетный дирижер, с 2005 — председатель Совета театра. Москвичи — те, что постарше — помнят гастроли театра «Эстония», которые всегда становились в каком-то смысле «окном в Европу».

В 1970-х маэстро сотрудничал с Большим театром. В качестве дирижера-постановщика выпустил две балетные премьеры: «Икар» С. Слонимского (1976) и «Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, Ж.-Ф. Рамо и В.А. Моцарта (1978), вел и другие спектакли текущего репертуара. По приглашению Г. Ансимова дирижировал в Московском театре оперетты («Вестсайдская история» и др.).

В разное время он был главным дирижером Шведской Королевской оперы в Стокгольме (1985–1990), Симфонического оркестра Нидерландского радио (1996–2003, с 2003 — главный приглашенный дирижер), художественным руководителем филармонии в Тампере и главным дирижером Филармонического оркестра Тампере (Финляндия) (1998–2006, с 2006 — дирижер-лауреат), главным дирижером и художественным советником оркестра «Израильская симфониетта» в Беер-Шева (Израиль) (1999–2002). Почти 20 лет (1990—2009) связывали Класа с Финской Национальной оперой, где он был первым приглашенным дирижером. Кроме того, с 2002 Клас являлся художественным руководителем Таллиннской филармонии.

Эри Клас работал почти с 200 симфоническими оркестрами из 40 стран мира, среди них филармонические оркестры Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Бостона, Кливленда, Лос-Анджелеса, Чикаго, Монреаля, Токио, Сиднея.

Жизнь в записях

Дискографию дирижера можно хронологически подразделить на две части: виниловые пластинки фирмы «Мелодия», изданные в СССР, и цифровые компакт-диски, записанные в студиях скандинавских фирм, а также совместно с театром «Новая опера». К последним, в частности, относятся «живые» записи Симфонии № 2 Г. Малера (2007), симфонической фантазии «Мейстерзингер» на темы оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (аранж. Х. де Влиегер; 2006) и оперы «Сельская честь» П. Масканьи (2004). На советском виниле под управлением Эри Класа вышли такие раритеты, как, например, кантата «Ринальдо» И. Брамса (1981), балет «Икар» С. Слонимского (1977), сцены из первоначального авторского варианта «Бориса Годунова» М. Мусоргского под редакцией Б. Асафьева и П. Ламма с Е. Нестеренко и М. Пальмом (1988), симфонические произведения А. Пярта (1969), К. Волкова и М. Минкова (1974), эстонского композитора Х. Юрисалу (1983), «шлягерная» Симфония № 40 Моцарта с оркестром ГАБТа (1979).

Северными фирмами звукозаписи — ONDINE, BIS — под управлением Эри Класа в 1990–2000-х выпущены произведения Я. Сибелиуса (кантаты), А. Берга (Скрипичный концерт/Лирическая сюита/Три пьесы для оркестра; солистка Р. Хирш), Э. Тубина («Реквием павшим солдатам»), А. Шнитке (балет «Пер Гюнт», Симфония № 3, скрипичные концерты №№ 1–4; солисты О. Крыса, М. Лубоцкий), Э. Энглунда (симфонии №№ 4–6, Виолончельный концерт), Дж. Корильяно («Фантасмагория») и др.

Из сольных дисков вокалистов, которым в грамзаписи аккомпанировал Клас, можно выделить альбомы финских баритонов Йормы Хюннинена и Томми Хакала.

Особое внимание маэстро уделял работе с молодыми музыкантами: возглавлял юношеские оркестровые коллективы в Америке, Ирландии, странах Азии и Скандинавии, был профессором Академии Сибелиуса в Хельсинки (1993–1997) и Эстонской музыкальной академии.

Почти 15 лет Эри Клас тесно сотрудничал с московским театром «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, а в 2006–2011 занимал пост главного дирижера. Это была целая эпоха в истории театра, начавшаяся моцартовской «Волшебной флейтой» в радикальной антитоталитаристской постановке Ахима Фрайера и завершившаяся 10 ноября 2013 заключительным концертом фестиваля «Два мастера — два мира», когда под управлением маэстро впервые в Москве пел его друг, выдающийся финский бас Матти Салминен. «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти в постановках Класа с успехом идут и по сей день.

Эри Клас — обладатель государственных наград и почетных званий разных стран: народный артист Эстонской ССР (1978), народный артист СССР (1986), Рыцарь I класса ордена Полярной звезды (Швеция, 1989), Командор I класса ордена Льва (Финляндия, 1992) и др. В 2010 он был удостоен российского Ордена Дружбы за значительный вклад в развитие культурных связей Эстонии и РФ.

В 1990 дирижер избирался депутатом Верховного Совета Эстонской Республики. Был Послом доброй воли ЮНИСЕФ (1999) и почетным членом Олимпийского комитета Эстонии (2010). Почетный гражданин Таллинна (2014).

Маэстро уделял много внимания общественной деятельности: занимался благотворительностью, был членом Совета эстонской полиции.

Авторитет Класа был настолько высок, что ему предлагали баллотироваться на пост президента Эстонии, но он не раздумывая предпочел музыку (как, впрочем, всегда и во всем).

В 2014 за выдающийся вклад в развитие театрального искусства маэстро был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (в 2013 был председателем жюри музыкальных номинаций «Золотой маски»).

Одно из важнейших свершений Класа последнего периода жизни — ежегодный оперно-балетный фестиваль в средневековом монастыре Святой Биргитты (с 2005), гостями которого всегда являлись российские исполнители и коллективы. Воздвигать культурные мосты между родной Эстонией и другими странами Клас считал главным своим предназначением.

Эри Клас был трижды женат, от первого брака с певицей испано-эстонского происхождения Нивес Лепп (урожд. Реди) у него родилась дочь Диана (1967), актриса, имеющая двух сыновей и одну дочь — в 2009 от этой ветви на свет появилась правнучка Класа Сандра. «У меня дома на стенах фотографии моей семьи, моих детей, внуков. Их много. И я считаю, что я — счастливый человек», — сказал маэстро в одном из своих последних интервью.

В последние годы Эри Клас долго и тяжело болел. Врачи запрещали ему дирижировать, а он работал на износ до последнего. А редкие выходные посвящал разучиванию новых партитур. Прошлым летом неудачно упал во время концерта на Таллиннской арене, но это не сломило его — он был полон решимости бороться. 21 декабря 2015 вновь попал в больницу, откуда уже не вышел.

Эри Клас умер ночью 26 февраля 2016 в Таллинне. Официальное прощание состоялось 2 марта в Концертном зале театра «Эстония», где собрались родные и близкие, друзья и коллеги маэстро. Присутствовали президент Тоомас Хендрик Ильвес, премьер-министр Таави Рыйвас и другие политики. В тот же день прошла погребальная церемония на таллиннском еврейском кладбище Рахумяэ, где похоронены мать и другие родственники выдающегося музыканта и человека.