3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Иллюстрация "МО"

Человек употребляет нецензурные выражения в среднем 230 тыс. раз в течение жизни, или примерно 10 раз в день (при средней продолжительности жизни от 70 до 75 лет). Казалось бы, не так много. Но в России этот «праздник» борьбы с матом актуален, возможно, более, чем в подавляющем большинстве стран мира. Ведь по количеству нецензурных слов и выражений русский язык занимает третье место, уступая лишь английскому и голландскому. В словаре ненормативной лексики русского языка — 16 тыс. слов, хотя корней, по мнению филологов и лингвистов, не более 3-4. Зато от каждого из них можно образовать тысячи «производных».

На вопрос, прочему мы материмся, дать однозначный ответ невозможно. Русский язык необычайно выразителен, богат и разнообразен. Однако… У кого-то не хватает словарного запаса, кто-то это делает в состоянии стресса или чтобы выразить самую крайнюю степень эмоционального напряжения, «выплеснуть эмоции» — не только отрицательные, но и положительные. Передать испуг, удивление, изумление, удовольствие, ненависть, усталость, нечаянную радость, злость… — все что угодно — с помощью мата проще и быстрее.

«Мы используем мат как средство для подпитки, чтобы как-то себя усилить, – считает психотерапевт Михаил Папуш. – Современный мир стал жестче, и те, кто ругается матом, как бы принимают воинственную окраску. Ведь мат – язык с очень сильной энергетикой» (IZ.RU).

А еще вспоминается чеховское: «краткость – сестра таланта». Судя по многочисленным «матерным» анекдотам, одно-два нецензурных слова способны заменить любую многословную, многосоставную словесную конструкцию.

Мат на русской земле – древний «житель». Он ведет свои корни от обрядов языческого происхождения. «Повесть временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало…».

Впервые русский мат встречается в берестяной грамоте XII века (правда, о том, какие слова упоминались в этом литературном источнике, археологи умалчивают). До XIV века на Руси неприличные слова называли «нелепыми глаголами». И хотя мат и сквернословие запрещались и царскими указами, и обличениями патриархов и митрополитов, а при Алексее Михайловиче за сквернословие даже публично пороли розгами, — привычка оказалась неистребимой.

Ненормативную лексику использовали Пушкин и Лермонтов. В списках ходили поэмы Баркова и Полежаева. Всем известные «словечки» встречаются в стихах Некрасова и Гумилева, Есенина и Брюсова, не говоря уже о Маяковском. А вот Достоевский, описывая в «Дневнике писателя» сцену с пьяными мастеровыми, которые по очереди произносят одно и то же «нелексиконное», «запрещенное при дамах» существительное, само это слово не называет.

Итак, «русский матерный» всегда был вторым языком в России. Хотя в СССР мата, как и секса, «не было», на этом языке разговаривали везде: на стройках и в общежитиях, в больницах и студенческих компаниях… В сегодняшней России этот исключительно разнообразный и образный язык можно назвать главным языком.

Судя по опросам, 60-70 процентов россиян используют обсценную лексику. Не решает проблему и законодательство. Хотя, например, статья 20-1 Кодекса об административных правонарушениях расценивает ее как мелкое хулиганство. На матершинника может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. А если он к тому же выказал неповиновение «требованию представителя власти или иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка», размер штрафа возрастает до 2500 рублей.

Мат дошел и до театра, и до кино, и до СМИ. На телевидении его «запикивают» или «зашипывают». В театре и кино обсценная лексика, как и в литературе, используется как художественный элемент. И если в СССР тексты с нецензурными выражениями Игоря Губермана или Юза Алешковского не печатали по соображениям цензуры, то теперь эти тексты, как и тексты многих других литераторов (среди которых Венедикт Ерофеев, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин), свободно публикуются в бесцензурном варианте. Как и тиражируются песни, например, Сергея Шнурова и группировки «Ленинград».

И только академическая музыка, пожалуй, пока еще не взяла в разработку этот язык.

Что уж говорить про Интернет и соцсети. Удаление нецензурных комментариев не решает проблему. Как раз ко Дню борьбы с ненормативной лексикой, 1 февраля на территории России вступила в силу новая редакция закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которая предписывает обязательное удаление матерных постов из соцсетей.

Остановит ли это ужесточение законодательства желающих высказаться «настоящим» русским языком?

«МО»